Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 г. N 13АП-8774/13
г. Санкт-Петербург |
|
17 июня 2013 г. |
Дело N А56-71596/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: Тулина Л.А. по доверенности N 01 от 11.01.2013, Березин С.О. по доверенности N 32 от 19.11.2012
от заинтересованного лица: Анкудинова Е.А. по доверенности от 29.12.2012 N 02-30/14-15365
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8774/2013) Общества с ограниченной ответственностью "АБ-Аренда" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.032013 по делу N А56-71596/2012 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "АБ-Аренда"
к Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации - Филиалу N 12
о признании незаконными решения N 25 от 05.10.2012, решения N 5894 от 05.10.2012
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АБ-Аренда" (далее - заявитель, работодатель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиала N 12 (далее - заинтересованное лицо, ФСС, Фонд) N 25 от 05.10.2012 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, N 5894 от 05.10.2012 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также об обязании ФСС возместить Обществу расходы на выплату страхового возмещения в полном размере, приняв к зачету недостающие расходы в сумме 96 656 руб.
Решением суда от 14.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит судебный акт отменить.
Податель жалобы полагает, что ФСС при проверке способа назначения и правильности исчисления пособия по беременности и родам заявителем, должно было руководствоваться заявлением застрахованного лица, а не количеством полученных листков нетрудоспособности. Также Общество ссылается на то, что письмо ФСС от 24.05.2012 N 15-03-14/12-4664 официально опубликовано 25.06.2012, то есть после наступления страхового случая, в связи с чем не подлежит применению к сложившимся правоотношениям. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение ФСС норм материального права при вынесении оспариваемых ненормативных правовых актов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Фонда против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Иванова Юлия Владимировна (далее - застрахованное лицо) работает у работодателя - ООО "АБ-Аренда" с 20.04.2010 по настоящее время. В период с 05.07.2010 по 15.01.2012 ООО "АБ-Аренда" являлось основным местом работы (одновременно с 03.05.2011 по 15.01.2012 Иванова Ю.В. работала по совместительству в ООО "НБП"), а в период с 16.01.2012 по настоящее время работает в ООО "АБ-Аренда" по совместительству (в ООО "НБП" она трудоустроена с 16.01.2012 как по основному месту работы).
Застрахованное лицо обратилось к ООО "АБ-Аренда" с заявлением от 01.06.2012 о предоставлении ей отпуска по беременности и родам и выплате пособия по беременности и родам, к которому был приложен оформленный надлежащим образом листок нетрудоспособности от 01.06.2012 N 037 250 658 194. На основании заявления и представленных Ивановой Ю.В. документов, а также данных кадрового и бухгалтерского учета Обществом был произведен расчет и начисление пособия по беременности и родам. Выплата пособия по беременности и родам в размере 161 838,60 руб. осуществлена платежным поручением N 749 от 07.06.2012.
ООО "АБ-Аренда" обратилось в ФСС с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения (пособия по беременности и родам) за счет средств обязательного социального страхования Российской Федерации в сумме 130 832,95 руб., в связи с чем 11.09.2012 заинтересованным лицом была произведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт N 5894 от 11.09.2012.
05.10.2012 в присутствии представителя Общества Фондом рассмотрены материалы документальной выездной проверки страхователя, в том числе возражения заявителя по акту проверки, о чем был составлен протокол N 5894 от 05.10.2012.
На основании проведенной проверки вынесены решение N 25 от 05.10.2012 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных Обществом, в сумме 96 656 руб., и решение N 5894 от 05.10.2012 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 34 176,95 руб.
Полагая указанные ненормативные правовые акты необоснованными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что решения ФСС N 25 от 05.10.2012, N 5894 от 05.10.2012 являются законными и обоснованными.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию; граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются застрахованными лицами.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик обязан обеспечивать своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами.
В силу положений подпункта 7, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка.
В Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) определены порядок назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы также осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Закона N 255-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика, на основании части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Частью 5 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ) пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ в 2010 году.
Частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В силу положений части 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Таким образом, в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 застрахованным лицам представлена возможность выбора порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011, либо по новым правилам. Застрахованное лицо вправе выбрать порядок исчисления пособия по беременности и родам, однако выбранный порядок должен быть единым независимо от количества страхователей, осуществляющих назначение и выплату указанного пособия застрахованному лицу, поскольку в данном случае имеет место один страховой случай. Следовательно, порядок исчисления пособия по основной работе и на работе по совместительству должен быть единым.
Из материалов дела усматривается, что застрахованное лицо в заявлении от 01.06.2012 просит назначить и выплатить ей пособие по беременности и родам в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 343-ФЗ из расчета среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, т.е. по новым правилам.
Фондом установлено, что Ивановой Ю.В. получено пособие по беременности и родам в максимальном размере по основному месту работы в ООО "НБП", по правилам, действующим до 01.01.2011, с учетом пункта 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, устанавливающего предельный размер пособия по беременности и родам, исходя из среднего заработка застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
За период с 2010 по 2011 год Иванова Ю.В., помимо работы в ООО "НПБ" и ООО "АБ-Аренда", состояла в трудовых отношениях с ЗАО "Масса-К" (с 08.09.2008 по 02.07.2010) и ЗАО "УК "СТАРТ". Следовательно, Иванова Ю.В. на момент наступления отпуска по беременности и родам была занята у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах была занята у других работодателей.
Пунктом 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624Н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Приказ N 624Н) разъяснено, что в случае, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей и в два предшествующие календарные года до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей, выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы (часть 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 4.1 Приказа N 624Н в случае, если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах был занят у других работодателей (другого работодателя), выдается один листок нетрудоспособности для представления по одному из последних мест работы по выбору гражданина (часть 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (сноска введена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 N 31н)).
Таким образом, в силу пункта 4.1 Приказа N 624Н медицинское учреждение должно было выдать Ивановой Ю.В. один листок нетрудоспособности для предоставления по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.3 Приказа N 624Н в случае, если отпуск по беременности и родам наступил в период до 31.12.2012 (включительно), женщине выдается несколько листков нетрудоспособности для представления по каждому месту работы, если ею был выбран порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, действовавший до 01.01.2011 (часть 2 статьи 3 Закона N 343-ФЗ (сноска введена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 N 31н)).
В рассматриваемой ситуации, медицинским учреждением выдано два листка нетрудоспособности (для представления по основному месту работу и по совместительству) согласно пункту 4.3 Приказа N 624Н, поскольку Ивановой Ю.В. при получении листка нетрудоспособности был выбран порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, действовавший до 01.01.2011.
По основному месту работы застрахованного лица - в ООО "НБП" исчисление пособия по беременности и родам было произведено на основании заявления Ивановой Ю.В. в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 343-ФЗ, то есть по правилам, действующим до 01.01.2011, что подтверждается справкой ООО "НБП" от 05.09.2012. Платежным поручением N 5562 от 16.11.2012 Фонд перечислил ООО "НБП" по заявлению организации от 09.11.2012 средства по обязательному социальному страхованию для выплаты пособия Ивановой Ю.В. в максимальном размере, а именно - 159 178,60 руб.
Из материалов дела следует и Обществом не оспаривается, что работник Ивановой Ю.В. выбрала порядок, предусмотренный частью 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, и обратилась за выплатой пособий в ООО "НБП", тем самым реализовав свое право на выбор одного из двух предусмотренных законодательством вариантов расчета пособий.
Таким образом, ООО "АБ-Аренда" следовало производить расчет пособия по беременности и родам в таком же порядке и по тем же нормам, которые выбраны для исчисления пособия по основному месту работы, то есть в соответствии с Законом N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, исходя из среднего заработка за период с 16.01.2012 (даты приема Ивановой Ю.В. в ООО "АБ-Аренда" на работу по совместительству) до 18.09.2012, без учета заработка по другим местам работы.
Вместе с тем, листок нетрудоспособности, выданный застрахованному лицу по совмещаемому месту работы, а также заявление Ивановой Ю.В., не влечет обязанности работодателя по безусловной его оплате без проверки страхователем требований вышеназванных норм Закона N 225-ФЗ, а удостоверяет нетрудоспобность работника, подтверждая его временное освобождение от работы.
Страхователь, в целях правильности расчета пособия по беременности и родам, вправе при принятии от сотрудника, являющегося внешним совместителем, заявления о назначении и выплате пособия по беременности и родам связаться с другим работодателем и выяснить, какой порядок исчисления указанного пособия выбран данным сотрудником по другому месту работы.
В связи с тем, что расходы по выплате работнику Ивановой Ю.В. пособия по беременности и родам в сумме 96 656 руб. произведены заявителем с нарушением действующего законодательства, указанные расходы в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ не подлежат возмещению за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. Суд первой инстанции правомерно применил к сложившимся правоотношениям порядок, содержащиеся в Приказе N 624Н, поскольку в данном подзаконном нормативном акте не содержатся положения, противоречащие нормам Закона N225-ФЗ.
Согласно положениям части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, учитывая, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют требованиям законодательства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.05.2012 по делу N А21-8636/2011.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2013 по делу N А56-71596/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.