г. Пермь |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А50-24084/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Полевщиковой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нытвенском районе Пермского края (ОГРН 1025902280425, ИНН 5942004231) - не явились, извещены;
от ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа "Шерьинская - Базовая школа" (ОГРН 1025902280909, ИНН 5942002763) - не явились, извещены;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нытвенском районе Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2013 года
по делу N А50-24084/2012,
принятое судьей Аликиной Е.Н.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нытвенском районе Пермского края
к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа "Шерьинская - Базовая школа"
о взыскании 41 752 руб. 30 коп.
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нытвенском районе Пермского края (далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа "Шерьинская - Базовая школа" (далее - учреждение) финансовых санкций за непредставление в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год в размере 41 688, 70 руб., за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 63, 60 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2013 года заявленные требования удовлетворены частично: с учреждения в доход Пенсионного фонда РФ взыскан штраф в размере 1000 руб.
Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, так как ему не понятно, на какой код бюджетной квалификации будет отнесен штраф, уплаченный учреждением во исполнение решения суда.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, от Пенсионного фонда суду апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления полноты и своевременности уплаты страховых взносов на ОПС и на ОМС, согласно которой выявлены факты несвоевременного представления учреждением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год, и неполной уплаты страховых взносов в результате неправильного определения базы для начисления страховых взносов за декабрь 2011 года.
Описанные выше нарушения отражены в акте камеральной проверки от 05.04.2012, на основании которого принято решение N 06903012РК0023460 от 22.05.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год в размере 83 377, 40 руб. и по п. 1 ст. 47 Закона 212-ФЗ за занижение базы начисления страховых взносов в размере 63, 60 руб.
Пенсионным фондом учреждению направлено требование от 26.06.2012 N 06903040435796 об уплате в срок до 17.07.2012 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (л.д. 19).
Учитывая, что в силу подп. 1 п. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с учреждения финансовых санкций.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, установил, что вменяемые учреждению правонарушения имели место, в связи с чем, учреждение обоснованно привлечено к ответственности, при этом суд счел необходимым учесть смягчающие ответственность обстоятельства, и снизил размер штрафа до 1000 руб.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии со ст. 10 Закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
На основании п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев доказательства и доводы сторон по правилам ст. 71 АПК РФ, поддерживает выводы суда первой инстанции о доказанности вменяемых учреждению правонарушений, ответственность за которые предусмотрена п. 1 ст. 46 и п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Между тем суд первой инстанции правомерно посчитал, что ответственность к учреждению применена без учета смягчающих ответственность обстоятельств.
При этом суд ошибочно сослался на положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как применению подлежат статьи 39, 44 Закона N 212-ФЗ.
В частности, частью 4 пункта 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Материалами дела подтверждается, что Пенсионным фондом в нарушение вышеуказанных правовых норм при принятии решения обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, учтены не были.
Однако санкции могут быть уменьшены судом до такого размера, который суд посчитает допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
В данном случае суд первой инстанции обоснованно учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность учреждения нарушение срока представления сведений на один день, факт совершения правонарушения впервые, отсутствие причинения ущерба бюджету.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно снизил размер штрафа, наложенный решением Пенсионного фонда до размера 1000 руб.
При этом ссылки Пенсионного фонда на отсутствие ясности из судебного акта о том, что на какой код бюджетной квалификации необходимо отнести штраф в случае его уплаты учреждением, так как, штрафы по ст. 46 и 47 Закона N 212-ФЗ поступают на разные коды бюджетной квалификации, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку КБК обозначает группу доходов (расходов) бюджета, на основании происходит распределение средств между бюджетами, то есть КБК имеет значение для исполнения судебного акта, а не для его пересмотра.
При этом арбитражный апелляционный суд учитывает, что судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ в резолютивной части судебного акта указано о взыскании штрафа в доход Пенсионного фонда, порядок распределения средств по КБК не относится к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы Пенсионного фонда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Заявитель жалобы в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2013 года по делу N А50-24084/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24084/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нытвенском районе Пермского края, УПФР в Нытвенском р-не ПК
Ответчик: МОУ средняя общеобразовательная школа "Шерьинская - Базовая школа", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Шерьинская - Базовая школа"