г. Ессентуки |
|
6 сентября 2007 г. |
Дело N А63-875/2007-С7 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 сентября 2007 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Цигельникова И.А., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания
судьей Цигельниковым И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Пятигорска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2007 по делу N 63-875/07-С7 (судья Карташова В. П.),
при участии:
от Администрации г. Пятигорска - Сухорукова Е.В. (доверенность от 09.01.2007);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК - не явились;
от Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска - не явились;
от ЗАО "ЛИРА" - Настюков А.В. (доверенность от 30.08.2007);
от Администрации Кавказских Минеральных Вод - не явились.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ЛИРА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Администрации г. Пятигорска (далее - администрация) о признании незаконным (недействительным) постановления исполняющего обязанности руководителя администрации N 4158 от 15.09.2006 об отмене постановлений Главы г. Пятигорска от 18.12.2003 N 3977 "О согласовании ЗАО "ЛИРА" размещение пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал" и от 14.04.2005 N 1351 о предоставлении обществу земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал".
Решением от 29.05.07 суд заявленные требования удовлетворил, признав незаконным (недействительным) постановления исполняющего обязанности руководителя администрации N 4158 от 15.09.2006 об отмене постановлений главы г. Пятигорска от 18.12.2003 N 3977 "О согласовании ЗАО "ЛИРА" размещение пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал" и от 14.04.05 N 1351 "О предоставлении ЗАО "ЛИРА" земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал".
Не согласившись с таким решением, администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своего требования в апелляционной жалобе администрация указала, что спорный земельный участок площадью 25000 кв.м. расположен в границах санитарно - охранной зоны г. Пятигорска: из них 700 кв.м. - в первой зоне, 1800 кв.м. - во второй зоне являющейся особо охраняемой территорией. В соответствии с ФЗ РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", положением "Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов федерального значения", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 на территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности.
В судебном заседании представитель администрации апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК и Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями 582560 40394781 АПК РФ#S, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 18.12.2003 главой города Пятигорска Ставропольского края вынесено постановление за N 3977 "О согласовании ЗАО "ЛИРА" размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал"". Настоящее постановление вынесено на основании согласованного всеми заинтересованными организациями, службами города, региона Кавказских Минеральных Вод и Ставропольского края Акта выбора земельного участка и предварительного согласования размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе "Провала" от 25 июля 2003 года.
Указанным выше постановлением были определены основные обязанности общества по разработке и согласованию проектно-сметной документации со всеми заинтересованными организациями и службами города, а так же получения соответствующего заключения государственных экологической и вневедомственной экспертиз.
После получения всех согласований и заключений главой города Пятигорска было вынесено Постановление N 1351 от 14.04.2005 года "О предоставлении ЗАО "ЛИРА" земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал"". Данным постановлением обществу из земель поселений в аренду сроком на 3 (три) года был предоставлен земельный участок площадью 25000 кв.м. под строительство пансионата, а так же было дано разрешение на строительство пансионата.
На основании указанного постановления был заключен договор аренды земельного участка N 902/05 от 05 августа 2005 года.
15 сентября 2006 года исполняющий обязанности руководителя администрации, на основании протеста прокуратуры города Пятигорска от 07.09.2006 года N 7-1094в-2006, года вынесено постановление N 4158 об отмене постановлений Главы города Пятигорск от 18.12.2003 года N 3977 "О согласовании ЗАО "ЛИРА" размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал" и от 14.04.2005 года N 1351 "О предоставлении ЗАО "ЛИРА" земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал".
Не согласившись с постановлением от 15.09.2006 общество, обратилось в арбитражный суд с требованиям о признании его недействительным.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Указом Президента РФ от 27 марта 1992 г. N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона РФ, имеющего федеральное значение в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства РФ N 462 от 6.07.1992 г., в соответствии с данным Указом Президента, утверждено "Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его Администрации", которым в частности регулируются вопросы охраны и рационального использования природных лечебных факторов, экономического и социального развития КМВ, принципы образования и деятельности Администрации КМВ, ее компетенция, а также границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод, который располагается на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской ССР, в том числе в Ставропольском крае - городах Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Кисловодск и Ессентуки.
Данным Положением установлены границы природопользования, перечень работ, проведение которых без согласования в установленном порядке запрещаются (разведочные работы, добыча полезных ископаемых, строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий и т.д.), режим ведения сельского хозяйства, а также то, что охрана природных лечебных ресурсов и окружающей природной среды курортов осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством РФ и другими нормативными актами РФ и администрации КМВ. В п. 6 Положения указано, что в границах округа санитарной охраны курортов вне территорий населенных пунктов устанавливается режим заказника.
Данным Положением не регулируются земельные отношения, вопросы ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность.
23.02.1995 года принят Федеральный Закон N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с последующими изменениями от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, от 09.05.2005 года N 45-ФЗ), в котором понятия природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительной местности и курортах определены как особо охраняемые природные объекты и территории. В ст. 2 этого Закона установлено, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительной местности и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. Установлено, что курортом федерального значения является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо-охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти. В ст. 4 данного закона определено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение устанавливается Правительством РФ.
В ст. 16 данного Закона указано, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в составе которой выделяется до трех зон, причем запрет на проживание и все виды хозяйственной деятельности введены только в первой зоне.
Указанный нормативный документ регулирует вопросы охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и не затрагивает вопросы землепользования, ограничения оборота земли особо охраняемой территории.
14.03.1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в последующем измененный Федеральными законами от 30.12.2001 годаN 196-ФЗ, 22.08.2004 года N 122-ФЗ, 29.12.2004 годаN 199-ФЗ), согласно которому было определено, что особо охраняемые природные территории -это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и, для которых установлен режим особой охраны.
В ст. 2 Закона установлены категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целях защиты этих территорий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения и определяться таковыми должны Правительством РФ. В ст. 4 установлено, что сведения о статусе особо охраняемых природных территориях, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий и т.д. должны включаться в государственный кадастр этих территорий.
В ст. 31 раздела 8 "Лечебно - оздоровительные местности и курорты" определено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Отнесение территория (акваторий) к таковым осуществляется ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Ст. 32 Закона определено, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными целями. В целях сохранения природных факторов на их территориях организуются округа санитарной или горно-санитарной защиты. Порядок такой организации определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года N 1425 во исполнение ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определило порядок организации округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий.
Ст. ст. 3, 4 было определено, что округа санитарной охраны устанавливаются для климатических местностей и курортов федерального значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. А округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если в лечебно оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и т.д.). Территория и режим округов санитарной и горно-спасательной охраны должны учитываться при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов планировки и развития территорий.
Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 8).
В п. 10 установлено, что на территориях обоих округов установлен режим хозяйственного ведения, запрещающий всякие работы загрязняющие почву, воду, воздух, санитарное и экологическое состояние территорий.
В п. 11 предусмотрено, что округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Внешний контур округов является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курорта региона.
Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны утверждаются Правительством РФ (ст. 18).
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что указанный нормативный акт также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации и режим хозяйствования, проживания и природопользования в пределах указанных территорий (округов).
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорт Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорска в Ставропольском крае".
В соответствии со статьёй 15 раздела указанного постановления Правительства РФ "Положение о курорте федерального значения Пятигорск" земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
В связи с этим, в соответствии с п. 8 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработка проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта - город Пятигорск должна производиться лицензированными организациями, по заданию заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ.
Вопросы регулирования земельных отношений, ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность данное Положение не регулирует.
Абзац 2 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Таким образом, законодатель установил приоритет Земельного кодекса РФ по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов РФ, содержащим нормы земельного права.
Статьёй 3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные отношения - отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, т.е. земельные отношения. Они имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Таким образом, пункт 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет соотношение указанных видов законодательства, устанавливает приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах. Поэтому спорные правоотношения по использованию земель в пределах особо-охраняемых территорий и объектов регулируются ЗК РФ.
Земельный кодекс содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (пункт 5 статьи 27). К ним относятся, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включёнными в список всемирного наследия, историко-культурных заповедников; объектами археологического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности и т. д.
Земельное законодательство предусматривает следующие категории земель, выделяемых по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (ст. 7 ЗК РФ). Согласно п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной категории и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого установлены Положением, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ N 1425 от 07.12.1996 года.
Пунктом 8 указанного Положения (в редакции ст. 8 постановления Правительства РФ от 20.12.2002 года N 909) установлено, что разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ. Поскольку земли в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны, проекты округов должны разрабатываться в указанном порядке, доказательства соблюдения которого ответчиком не представлены.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно не принята ссылка администрации на Решение Думы г.Пятигорска N 160-52 от 19.10.2005 "Об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального оборозования город - курорт Пятигорск", которым утверждены "Материалы проекта по установление границ земель особо охраняемых территорий и объектов с особым правовым режимом их использования в границах муниципального образования г.Пятигорск" и Приложение к этим материалам проекта, включающего в себя карты границ земель: особо охраняемых территорий и особо ценных земель природоохранного назначения, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, историко-культурного на значения, рекреационного назначения, территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и особо ценное значение.
Кроме того, для принятия указанного Решения у Думы г. Пятигорска должны быть законные полномочия, которые, как правильно также установлено судом первой инстанции, не подтверждены.
Как видно из материалов дела, администрация не отрицает того обстоятельства, что спорный земельный участок относится к категории земель поселения (ст. 7 ЗК РФ).
Названным Решением Думы фактически осуществлен перевод испрашиваемой истцом земли из состава земель поселений в земли особо-охраняемых территорий, что не основано на действующем законодательстве.
Статьей 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Федерации - органами исполнительной власти субъектов. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" N 172-ФЗ от 21.12.2004 года установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель. В иных случаях, помимо предусмотренных ч. 1 ст. 15 указанного закона, такой перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 5 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах в случаях, установленных федеральными законами.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что земли города - курорта Пятигорск не включены в государственный земельный кадастр как земли особо-охраняемых территорий.
В соответствии с Федеральным законом N 78-ФЗ от 18.06.2001 года "О землеустройстве" территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков относятся к объектам землеустройства, которое в силу ст. 3 названного закона должно проводиться в обязательном порядке при изъятии земельных участков, определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства. При проведении территориального землеустройства проводится межевание, которое включает в себя определение границ объекта на местности и их согласование, закрепление на местности границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ, изготовление карты (плана) объекта землеустройства (ст. 17).
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 514 от 11.07.2002 года "Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года, а также Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Роскомземкадастром 18.04.2003 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади, в том числе земель особо охраняемых территорий и объектов.
Поскольку указанное территориальное землеустройство в установленном законом порядке не проведено, не определены границы в пределах территории курорта Пятигорск отдельных территориальных зон в пределах черты городских поселений, их площадь, местоположение на местности, названное Решение Думы г. Пятигорска Ставропольского края об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования города-курорта не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Из содержания Решения Думы г. Пятигорска следует, что на данный период утвержден только проект по установлению границ земель особо охраняемых территорий и объектов с особым правовым режимом их использования в границах данного муниципального образования.
В соответствии со ст. 7 ФЗ N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" земельные участки подлежат обязательному кадастровому учету на всей территории РФ. Однако это требование не выполнено, спорный земельный участок не внесен в государственный земельный кадастр с указанием местоположения, целевого назначения и правового положения земли как земельного участка, относящегося к землям особо охраняемых территорий федерального значения, оборот которого ограничен, в связи с чем принятое постановление незаконно.
На сегодняшний день границы города-курорта Пятигорск определены как земли поселений на основании ст. 83 ЗК РФ, эти данные внесены в государственный кадастр, сам город Пятигорск не имеет разграничения земельных участков по горно-санитарным зонам, а так же не имеет разграничение земель относящихся к зонам историко-культурного назначения.
Отменяя постановление Главы города Пятигорска от 18.12.2003 года N 3977 "О согласовании ЗАО "ЛИРА" размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал" и от 14.04.2005 года N 1351 "О предоставлении ЗАО "ЛИРА" земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина, и.о. руководителя Администрации г. Пятигорска Э.Д. Мардахаев руководствовался протестами Прокуратуры г. Пятигорска от 07.09.2006 года N 7-1094Б-2006. В данных протестах Прокуратура г. Пятигорска ссылается на нарушения статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждая, что выделенный земельный участок находится в федеральной собственности, и представление его несогласованно с федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Данное утверждение противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Постановление Главы города Пятигорска N 3977 от 18.12.2003 года "О согласовании ЗАО "ЛИРА" размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал" было принято после предоставления обществу акта предварительного согласования размещения объекта от 25.07.2003 года, согласованно в установленном порядке со всеми заинтересованными органами, службами города, региона КМВ и руководством Ставропольского края.
Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 28.10.2003 года разрешена разработка проекта строительства пансионата на заявленной территории. Территория размещения пансионата находится в первой и второй зонах округа горно- санитарного пятигорского месторождения Минеральных Вод. Режимный статус первой и второй зоны округа не исключает хозяйственную деятельность, связанную с использованием природных лечебных ресурсов в лечебно-оздоровительных целях (Закон "О природных лечебных ресурсах от 27.01.1995 года). На участке памятники культуры, архитектуры отсутствуют. Распоряжением Правительства Ставропольского края от 08.12.2004 года N 501-рп земли городских лесов общей площадью 2,5 га, кадастровый номер 26:33:2101010067, города Пятигорска переведены в нелесные земли, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства (строительство пансионата "Машук" по Бульвару Гагарина в г. Пятигорске ЗАО "ЛИРА"). 03.08.2004 года Главным Управлением Природных ресурсов и охраны окружающей среды МЛР России по Ставропольскому краю дано заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта ЗАО "ЛИРА" г. Пятигорск, пансионат на склоне г. Машук. По результатам анализа представленных документов и материалов экспертная комиссия пришла к выводу, что материалы проекта ЗАО "ЛИРА" г. Пятигорск Пансионат на склоне г. Машук соответствуют требованиям природоохранного законодательства и нормативной документации. 14.04.2005 года Постановлением Главы города Пятигорска N 1351 ЗАО "Лира" представлен из земель поселений земельный участок площадью 2500 кв. м (кадастровый номер 26:33:210101:0067) под строительство пансионата по Бульвару Гагарина в районе памятника природы "Провал", в аренду сроком на 3 года. Этим же постановлением ЗАО "ЛИРА" разрешено строительство пансионата. 05.08.2005 года заключен договор аренды земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 26:33:210101:0067 в городе Пятигорске, Бульвар Гагарина, между Управлением имущественных отношений Администрации г. Пятигорска и ЗАО "ЛИРА".
Управлением федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю договор аренды зарегистрирован 12.10.2005 года, номер регистрации 26-26-33/012/2003-349. Договор прошёл согласование в Министерстве имущественных отношений Ставропольского края. После заключения договора аренды между сторонами возникли гражданско-правовые отношения.
В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполнятся надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требований закона.
Статьёй 310 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещён односторонний отказ от исполнения обязательств.
Отменённые постановления, на основании которых возникли гражданско-правовые отношения, фактически приводят к расторжению в одностороннем порядке договорных отношений, что противоречит статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок передан обществу и освоен в установленном законом порядке. Затраты общества на основание земельного участка и строительство пансионата составляют 19 млн. руб.
Действия администрации свидетельствуют об одностороннем отказе от исполнения обязательств и расторжении договора, что в силу закона не допустимо. На момент отмены постановления от 18.12.2003 года N 3977 и от 14.04.2005 года N 1351 администрации было известно, что данный земельный участок не является федеральной собственностью. Согласно выписки из государственного земельного кадастра отведённый земельный участок обществу под строительство пансионата по Бульвару Гагарина относится к землям поселений г. Пятигорска. В реестре федеральной собственности данный земельный участок не числится.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно признал постановления N 3977 от 18.12.2003 года и N 1351 от 14.04.2005 года законными, поскольку они приняты Главой города Пятигорска в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 62 Градостроительного кодекса и распоряжением Правительства Ставропольского края от 18.12.2004 года N 501-рн, в связи с чем судом первой инстанции было принято законное и обоснованное решение по настоящему делу.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не принимаются, основания для отмены или изменения обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29 мая 2007 года по делу N А63-875/2007-С7 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-875/2007
Истец: ЗАО "Лира", ООО "Лира"
Ответчик: Администрация г. Пятигорска Ставропольского края, МУ "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска"
Третье лицо: Администрация Кавказских Минеральных Вод, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПС России по СК, Министерство культуры СК, Министерство культуры Ставропольского края, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Муниципальное управление "Управление имущественных отношений Администрации города Пятигорска", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК (Управление Росимущества по СК), ТУ ФАУГИ по СК, Управление Архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска, Управление архитектуры и градостроительства г. Пятигорска, Управление по недропользованию по СК, Управление по недропользованию по Ставропольскому краю, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по СК, Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по СК (Ростехнадзор по Ставропольскому краю), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СК, Администрация г. Пятигорска, Администрация г. Пятигорска Ставропольского края, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды