г. Москва |
|
18 июня 2013 г. |
Дело N А40-149678/12-94-160 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Струковой В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Омельяненко А.Н. на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2013 г. по делу N А40-149678/2012 принятое судьей Лапшиной В.В.
по заявлению Индивидуального предпринимателя Омельяненко А.Н. (ИНН 774338045605, ОГРНИП 312774631100144, 129337, г.Москва, ул.Ярославское шоссе, д.22, корп.З, кв.27)
к Федеральному агентству воздушного транспорта
третье лицо: ФГУП "Центр аэронавигационной информации"
об оспаривании бездействия.
при участии в судебном заседании
от заявителя: Омельяненко А.Н., Хрипунов А.А. по дов. от 16.04.2013 г.;
от ответчика: Орлов А.К. по дов от 26.12.2012 г.;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Омельяненко А.Н. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства воздушного транспорта (далее Росавиация) в части невнесения в Сборник аэронавигационной информации РФ (далее Сборник) раздел GEN 1.2 сведений о международных полетах гражданских воздушных судов с некоммерческими целями, на которые, согласно ст.5 Чикагской конвенции и п.120 "а", п.120.1 действующих Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, разрешение не требуется.
Решением от 28.02.2013 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав выводу об отсутствии условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Сообщил, что о времени и месте судебного заседания не было извещено третье лицо. Считает, что Сборник содержит недостоверные сведения. Полагает, что суд неполно выясненил обстоятельств, имеющих значение для дела. Недоказанности имеющих для дела обстоятельств, которые суд счел установленными. Несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Неправильного применения норм материального права. Указал на полномочия Росавиации по внесению изменений в сборник.
Отзыв на апелляционную жалобу от ответчика и третьего лица не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель ФГУП "Центр аэронавигационной информации", суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Согласно ч.3 ст.79 Воздушного кодекса Российской Федерации правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.
Федеральное агентство воздушного транспорта во исполнение пункта 5.4.40 и в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 396, через свое подведомственное предприятие, осуществила установленное Положением действие - организацию официального издания Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации.
Заявитель, полагая, что Росавиацией допущено бездействие в части невнесения в Сборник аэронавигационной информации РФ в раздел GEN 1.2 сведений о международных полетах гражданских воздушных судов с некоммерческими целями, на которые, согласно ст. 5 Чикагской конвенции и п. 120 "а", п. 120.1 действующих Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, разрешение не требуется, обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением о его оспаривании.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" (далее - Положение), Федеральное агентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
В соответствии с пунктом 3 Положения, Федеральное агентство воздушного транспорта руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Пунктом 5.4.40 Положения установлено, что Росавиация осуществляет организацию официального издания Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации и издания иной аэронавигационной информации, а также организацию деятельности по обеспечению аэронавигационной информацией пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения, Росавиация вправе осуществлять свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 1834-р утверждён "Перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных к ведению Росавиации". Указанным распоряжением к ведению Росавиации отнесён ФГУП "Центр аэронавигационной информации".
Таким образом, во исполнение своих функций, установленных Положением, Росавиация утвердила устав подведомственного предприятия - ФГУП "Центр аэронавигационной информации, наделив его правами по изданию Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации.
Более того, ФГУП "ЦАИ" в соответствии с уставными задачами на своём официальном сайте www.caiga.ru в сети Интернет, размещает документы, содержащие аэронавигационную информацию, в том числе в разделе "Новость" информацию о поправках в АИП России и дате очередной публикации сборника.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что Росавиация через свое подведомственное предприятие, правомерно осуществила установленное Положением действие - организацию официального издания Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 ВК РФ организация использования воздушного пространства включает в себя:
- установление структуры и классификации воздушного пространства;
- планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами;
- обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;
- организация воздушного движения;
- контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства (ФП ИВП).
Все остальные виды деятельности, не входящие в указанный перечень, не являются предметом регулирования ФП ИВП.
В соответствии с пунктом 5.4.22. Положения на Росавиацию возложены полномочия по согласованию и подтверждению (одобрению) выполнения нерегулярных полетов в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Вместе с тем, положения статьи 79 ВК РФ не выделяют международные полеты гражданских воздушных судов, относящихся к авиации общего назначения, и прочие полеты из понятия "международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации", и не определяют отдельный порядок предоставления разрешений для гражданской авиации общего назначения и для коммерческой гражданской авиации.
Положение не предусматривает дополнительных полномочий Росавиации по внесению изменений в Сборник аэронавигационной информации России.
Приказ от 15.01.2007 г. N 1 правопредшественника Росавиации Федеральной аэронавигационной службы "О порядке ведения и организации издания Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации", также не устанавливает порядок и сроки внесения изменений в Сборник в случае изменения законодательства Российской Федерации.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства регламентирован Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. N 138.
Порядок и условия получения разрешения на использование воздушного пространства Российской Федерации при выполнении международных полетов также установлены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации (раздел IV, в том числе пункты 120, 121).
Между тем, невнесение в Сборник изменений в связи с новой редакцией пунктов 120, 121 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации не свидетельствует о невозможности пользователям воздушного пространства Российской Федерации использовать данные правила в действующей редакции.
Федеральные правила использования воздушного пространства не содержат положений об обязательном опубликовании данных правил в Сборнике аэронавигационной информации.
В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации пользователями воздушного пространства являются физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Пунктом 6.3 Положения о Росавиации установлено, что Росавиация может предоставлять юридическим и физическим лицам разъяснения, по вопросам, относящимся к своей компетенции.
Таким образом, если пользователям воздушного пространства не представляется возможным самостоятельно определить требуется ли на совершение того или иного полёта получать разрешение, они вправе обратиться за разъяснением в Росавиацию.
Заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов обжалуемым бездействием Росавиации по невнесению в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации сведений о международных полётах гражданских воздушных судов с некоммерческими целями, на которые разрешение не требуется.
Кроме того, апелляционный суд установил, что 24.12.2012 г. приказом Минтранса России N 444 утвержден Порядок ведения Сборника аэронавигационной информации Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2013 г. за N 27855)
Из содержания Порядка ведения Сборника следует, что Росавиация организует официальное издание Сборника в России и организацию разработки поправок (дополнений) к нему по предоставленным аэронавигационным данным;
Упомянутый порядок начал действовать с 14.04.2013 г.
Апелляционный суд исходит из того, что на момент рассмотрения заявленных требований Омельяненко А.Н. у Росавиации отсутствовали полномочия в части внесения в Сборник аэронавигационной информации РФ раздел GEN 1.2 сведений о международных полетах гражданских воздушных судов с некоммерческими целями.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Является необоснованным довод заявителя о рассмотрения дела в отсутствие ФГУП "Центр аэронавигационной информации" без надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, поскольку центр представил письменные пояснения по заявленным предпринимателем требованиям, которые поступили в арбитражный суд 08.02.2013 г., до начала судебного заседания.
Кроме того, в материалах дела имеется ходатайство ФГУП "Центр аэронавигационной информации" о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 4(1) ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2013 г. по делу N А40-149678/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149678/2012
Истец: Омельяненко А. Н.
Ответчик: Росавиация, Федеральное агенство воздушного транспорта (Росавиация)
Третье лицо: ФГУП "Центр аэронавигационной информации"
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11270/13
18.06.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12136/13
18.04.2013 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8290/13
28.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-149678/12