г. Владивосток |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А51-2172/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Г.М. Грачёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-4515/2013,
на решение от 11.03.2013
судьи О.Н. Голубкиной
по делу N А51-2172/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (ОГРН 1024101215610, ИНН 4105029530)
о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1032502118285, ИНН 2539011246) 585 642,30 руб. финансовых санкций,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края: не явились;
от Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации: Соловьева С.Т., представитель по доверенности от 10.07.2013, сроком действия на один год; Бухтоярова Л.Н., ведущий бухгалтер по доверенности от 21.03.2012, сроком действия до 31.12.2013,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (далее - УПФ РФ в Елизовском районе, заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" МО РФ, учреждение, страхователь) финансовых санкций в сумме 585 642,30 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2013 требования заявителя удовлетворены, с ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" МО РФ взыскано 585 642,30 руб. финансовых санкций, а также в доход федерального бюджета 14 712,84 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 11.03.2013 отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а так же неполное выяснение обстоятельств дела.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что копия определения о назначении предварительного судебного заседания в адрес учреждения поступило 06.03.2013, в связи представить отзыв 05.03.2013 не представлялось возможным, полагает, что при вынесении решения нарушены права учреждения.
Представители ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" МО РФ в судебном заседании от доводов апелляционной жалобы отказались, заявили ходатайство о снижении суммы финансовых санкций, в связи с наличием смягчающих вину обстоятельств, на основании чего решение суда первой инстанции просили отменить, принять по делу новый судебный акт.
УПФ РФ в Елизовском районе письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
В судебное заседание заявитель явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156, статьёй 266 АПК РФ, с учетом мнения представителей учреждения, в отсутствие представителя фонда по имеющимся в материалах дела документам.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
МБОУ СОШ N 28 зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Советскому району г. Владивостока 09.01.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032502118285.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) учреждение является плательщиком страховых взносов.
Согласно письму от 23.03.2012 N 234 филиала ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации, а также письму от 23.03.2012 N 838 ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации 26.03.2012 обособленное подразделение снято с учета в УПФР Елизовского района Камчатского края, в связи с принятием решения о начислении и уплате страховых вносов по месту нахождения и регистрации головной организации (ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" МО РФ).
13.03.2012 страхователь представил индивидуальные сведения о каждом работающем застрахованном лице за IV квартал 2011 года по форме АДВ-6-2 и РСВ-1, с нарушением срока, установленного законодательством - 15.02.2012.
По факту непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования заявителем составлен акт от 11.05.2012 N 13.
29.05.2012 фондом вынесено решение N 13 о привлечении лица к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о привлечении к ответственности в виде финансовой санкции в размере 585 642,30 руб.
02.07.2012 страхователю выставлено требование N 13 об оплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со сроком исполнения до 21.07.2012.
Поскольку задолженность по начисленным санкциям в добровольном порядке не погашена, заявитель обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением в порядке главы 26 АПК РФ о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей учреждения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 11.03.2013 подлежит изменению в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Между тем, в соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 65 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании является Закон N 27-ФЗ. Этот Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ приведен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, учреждение должно было предоставить в фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета за IV квартал 2011 года - не позднее 15.02.2012, за то время как указанные сведения были им предоставлены 13.03.2012, то есть с нарушением установленного законом срока.
Суд первой инстанции, оценив все фактические обстоятельства дела, пришел к правомерному выводу о том, что учреждение правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в связи с непредставлением в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде финансовых санкций в размере 585 642,30 руб.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, фондом неправомерно не принято во внимание, что правонарушение учреждением совершено неумышленно и вызвано сокращением штата бухгалтеров; пропуск срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования является незначительным; правонарушение не повлекло за собой неблагоприятных правовых последствий в виде нарушения прав других лиц, не нанесло ущерба заявителю и иным лицам; страховые взносы уплачены страхователем.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом N 212-ФЗ, поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным законом.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Исходя из пункта 1 статьи 44 названного Закона, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения, признает указанные выше обстоятельства в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, считает возможным снизить размер финансовых санкций до 10 000,00 руб. исходя из принципа соразмерности, справедливости и дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя.
С учетом изложенного требования Фонда о взыскании с учреждения финансовых санкций удовлетворяются судом апелляционной инстанции в размере 10 000,00 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции от 11.03.2013 подлежит изменению на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами.
Учитывая результаты рассмотрения спора, в соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ коллегия относит судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 1 000,00 руб. на заявителя.
В силу пункта 12 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 2 000,00 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами.
Апелляционный суд с учетом статуса должника (бюджетная организация) усматривает основания для освобождения ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" МО РФ от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.03.2013 по делу N А51-2172/2013 изменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1032502118285, ИНН 2539011246) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для перечисления на расчетный счет УФК МФ РФ по Камчатскому краю (ОПФР по Камчатскому краю) 10 000 (Десять тысяч) рублей 00 копеек финансовых санкций.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1 000 (Одну тысячу) рублей 00 копеек государственной пошлины по заявлению.
Освободить Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2172/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Министерства обороны Российской Федерации