город Омск |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А81-4820/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3754/2013) Администрации муниципального образования Пуровский в лице Департамента имущественных и земельных отношений на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2013 года по делу N А81-4820/2012 (судья Крылова А.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "Интегра-Геофизика" (ОГРН 1087232016486; ИНН 7203215460) к Администрации муниципального образования Пуровский район (ОГРН 1028900857732; ИНН 8911003762), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Администрация Муниципального образования г. Тарко-Сале, о прекращении в едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования Пуровский район в лице Департамента имущественных и земельных отношений - представителя Шаньшиной М.А. по доверенности N 01-41/10 от 18.02.2013 сроком действия до 31.12.2013;
от открытого акционерного общества "Интегра-Геофизика", Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Администрации Муниципального образования г. Тарко-Сале представители не явились, извещены;
установил:
открытое акционерное общество "Интегра-Геофизика" (далее - ОАО "Интегра-Геофизика", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Пуровский район (далее - ответчик), при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе); Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу); Администрации Муниципального образования город Тарко-Сале, о прекращении в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просит суд:
1. Обязать Администрацию муниципального образования Пуровский район принять на баланс Общежитие N 4, общей площадью 915,9 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Сеноманская, д. 17 а, по акту приема-передачи в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
2. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 89-89-04/009/2009-038 от 12 января 2010 года о регистрации за ОАО "Интегра-Геофизика" права собственности на недвижимое имущество: Общежитие N 4, общей площадью 915,9 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Сеноманская, д. 17 а.
3. Обязать Администрацию муниципального образования Пуровский район принять на баланс Общежитие на 80 мест, общей площадью 936,2 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 12, по акту приема-передачи в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
4. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 89-89-04/009/2009-042 от 12 января 2010 года о регистрации за ОАО "Интегра-Геофизика" права собственности на недвижимое имущество: Общежитие на 80 мест, общей площадью 936,2 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 12.
5. Обязать Администрацию муниципального образования Пуровский район принять на баланс Общежитие, общей площадью 216,6 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 2, по акту приема-передачи в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
6. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 89-89-04/009/2009-043 от 12 января 2010 года о регистрации за ОАО "Интегра-Геофизика" права собственности на недвижимое имущество: Общежитие, общей площадью 216,6 кв.м., по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 2.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2013 года по делу N А81-4820/2012 суд обязал Администрацию муниципального образования Пуровский район принять на баланс Общежитие N 4, общей площадью 915,9 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Сеноманская, д. 17 а, по акту приема-передачи в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 89-89-04/009/2009-038 от 12 января 2010 года о регистрации за ОАО "Интегра-Геофизика" права собственности на недвижимое имущество: Общежитие N 4, общей площадью 915,9 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Сеноманская, д. 17 а. Обязал Администрацию муниципального образования Пуровский район принять на баланс Общежитие на 80 мест, общей площадью 936,2 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 12, по акту приема-передачи в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 89-89-04/009/2009-042 от 12 января 2010 года о регистрации за ОАО "Интегра-Геофизика" права собственности на недвижимое имущество: Общежитие на 80 мест, общей площадью 936,2 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 12. Обязал Администрацию муниципального образования Пуровский район принять на баланс Общежитие, общей площадью 216,6 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 2, по акту приема-передачи в течении 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 89-89-04/009/2009-043 от 12 января 2010 года о регистрации за ОАО "Интегра-Геофизика" права собственности на недвижимое имущество: Общежитие, общей площадью 216,6 кв.м., по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 2.
С Администрации муниципального образования Пуровский район в пользу ОАО "Интегра-Геофизика" взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 12 000 руб. ОАО "Интегра-Геофизика" из средств федерального бюджета возвращены расходы по уплате государственной пошлины в размере 20 000 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования Пуровский район в лице Департамента имущественных и земельных отношений в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что жилищный фонд социального назначения в силу части 3 статьи 50, статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не может находиться в собственности муниципального района, коим является муниципальное образование Пуровский район. Ссылается на то, что указанное имущество может находиться в собственности поселения, в рассматриваемом случае - муниципального образования город Тарко-Сале. Кроме того, полагает вывод суда первой инстанции о том, что у муниципального образования город Тарко-Сале отсутствует правосубъектность как города районного подчинения по основаниям пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 неправильным, поскольку с принятием Закона N 131-ФЗ все городские и сельские поселения приобрели статус муниципальных образований. Ответчик также указывает, что принятие имущества, нахождение которого в собственности муниципального района запрещено законом, приведет к дополнительному нецелевому расходу денежных средств из бюджета Пуровского района на регистрацию права собственности, дополнительные расходы на его содержание и будет существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
ОАО "Интегра-Геофизика" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Интегра-Геофизика", ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе, Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу, Администрация Муниципального образования город Тарко-Сале, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От ОАО "Интегра-Геофизика" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддерживал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что процедура принятия имущества на баланс ответчика отсутствует, в бюджете не заложены денежные средства на данные регистрационные действия.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов от 25.10.1991 N 90 учреждено Ямало-Ненецкое государственное геологическое предприятие по геофизическим работам (далее - ГГП "Ямалгеофизика"), регистрация которого подтверждается Свидетельством от 11.11.1991 (том 1 л. 17-19).
В соответствии с Государственной Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, а также на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.02.1994 N 206-р (том 1 л. 20), распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.04.1994 N 703-р (том 1 л. 21) принято решение ГГП "Ямалгеофизика" преобразовать в акционерное общество открытого типа "Ямалгеофизика" (Свидетельство о государственной регистрации предприятия от 08.06.1994 регистрационный N 68474, том 1 л. 53-54).
При проведении мероприятий по приватизации предприятия на конференциях трудового коллектива ГГП "Ямалгеофизика" утверждался перечень объектов соцкультбыта, передаваемый в собственность АООТ "Ямалгеофизика".
На одной из таких конференций 21 апреля 1994 года (протокол N 23, том 1 л. 22-24) было принято решение в состав приватизируемого имущества включить следующие общежития: "Общежитие Вахта - 80 п. Тарко-Сале" для проживания вахтовиков"; "Вахта-80 п. Тарко-Сале" для проживания вахтовиков"; "Общежитие на 26 мест п. Тарко-Сале" для проживания вахтовиков".
Приложением к Плану приватизации (том 1 л. 27-40) относится перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, не подлежащих приватизации, и объектов, стоимость которых включена в уставный капитал акционерного общества (том 1 л. 41-43).
В перечне объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, приватизируемых по решению трудового коллектива, предусмотрены Общежития под следующими номерами: под номером 1 "Общежитие Вахта - 80 п. Тарко-Сале 1990 г."; под номером 5 "Вахта - 80 п. Тарко-Сале 1985 г."; под номером 8 "Общежитие 26 м., п. Тарко-Сале 1977 г.".
Также к Плану приватизации прилагается акт оценки зданий и сооружений Пуровской геофизической экспедиции (том 1 л. 44-52), в котором указаны общежития, вошедшие в уставный капитал акционерного общества под следующими номерами: под номером 31 указано "Общежитие, 1990 г."; под номером 32 - "Вахта - 80,1985 г."; под номером 240 - "Общежитие 26 м., 1977 г.".
В период приватизации предприятия в п. Тарко-Сале находилось производственное подразделение ГПП "Ямалгеофизика" - Пуровская геофизическая экспедиция (пункт 9 Плана приватизации) и все объекты, расположенные на территории данного населенного пункта, стояли на балансе указанной экспедиции.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.1994 N 66 были утверждены план приватизации и акты оценки стоимости имущества ГГП "Ямалгеофизика" (том 1 л. 25-26).
На сегодняшний день правопреемником АООТ "Ямалгеофизика" является ОАО "Интегра-Геофизика": распоряжением Муниципального образования города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа - Югры от 07.02.2002 N 110 осуществлена перерегистрация АООТ "Ямалгеофизика" в открытое акционерное общество "Ямалгеофизика" (свидетельство о государственной регистрации от 28.03.2002 регистрационный номер 687474, том 1 л. 54).
ОАО "Ямалгеофизика" 02.07.2009 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Интегра-Геофизика", что подтверждается представленным в материалы настоящего дела свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности ОАО "Ямалгеофизика" серии 72 N 001812865 (том 1 л. 145), свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о реорганизации ОАО "Интегра-Геофизика" в форме присоединения серии 72 N 001812866 (том 1 л. 130), выпиской из ЕГРЮЛ от 02.07.2009 N 8970, содержащей сведения в отношении ОАО "Ямалгеофизика" (том 1 л. 146).
За период с момента приватизации по настоящее время предприятием было оформлено право собственность на спорные общежития, идентифицированные при оформлении права собственности как:
1. Общежитие N 4, общей площадью 915,9 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Сеноманская, д. 17 а:
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО "Я мал геофизика" от 27 апреля 2006 года серии 72 НК N 177156;
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО "Интегра-Геофизика" от 12 января 2010 года серии 72 НЛ N 528346.
2. Общежитие на 80 мест, общей площадью 936,2 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 12:
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО "Ямалгеофизика" от 25 марта 2006 года серии 72 НК N 176032;
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО "Интегра-Геофизика" от 12 января 2010 года серии 72 НЛ N 528350.
3. Общежитие, общей площадью 216,60 кв.м., расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 12:
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО "Ямалгеофизика" от 27 апреля 2006 года серии 72 НК N 177155;
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО "Интегра-Геофизика" от 12 января 2010 года серии 72 НЛ N 528347.
Полагая, что имеются правовые основания для передачи спорных жилых помещений на баланс Администрации муниципального образования Пуровский район, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
Основания приобретения права собственности на имущество определены главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Акционерное общество (АООТ "Ямалгеофизика", правопреемник - ОАО "Интегра-Геофизика"), созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (подпункт 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд. К жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Статьей 18 Закона РСФСР от 03.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (в редакции, действовавшей на момент приватизации истца) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
В соответствии с пунктом 2 Положения "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 (далее - Положение), передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
На основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (утратил силу с 29.03.2003 Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Статья 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право каждого гражданина Российской Федерации, имеющего право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, вышеуказанными законами не предусмотрена приватизация объектов жилищного фонда юридическими лицами, на момент приватизации предприятия не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, поскольку такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод относительно того, что сделка приватизации объектов: "Общежитие N 4, по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Сеноманская, д. 17 а", "Общежитие на 80 мест, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 12"; "Общежитие, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геофизиков, д. 2" была совершена с нарушением требований законодательства, поскольку спорные общежития как объект жилищного фонда не подлежали включению в состав приватизируемого имущества ГПП "Ямалгеофизика".
В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункта 1 Приложения N 3 к этому Постановлению жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
При указанных обстоятельствах здания общежитий, как объекты жилищного фонда, являющиеся муниципальной собственностью, не могли быть переданы в собственность акционерному обществу в порядке приватизации.
Статус дома как общежития, исходя из действующих норм жилищного законодательства и не противоречащих им норм Примерного положения об общежитиях (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 726), предполагает использование находящихся в нем помещений по определенному целевому назначению, связанному с проживанием граждан и пользованием ими иными помещениями в общежитии, обеспечивающими создание необходимых жилищно-бытовых и социально-культурных условий. При этом здание общежития представляет собой единый взаимосвязанный имущественный комплекс, являющийся в силу закона муниципальной собственностью, помещениями которого вправе распоряжаться уполномоченный орган муниципального образования.
Факт проживания в спорных общежитиях граждан подтверждается материалами настоящего дела. Поскольку на момент приватизации в общежитии проживали граждане, получившие помещения по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством (по договорам социального найма), и сохраняющие право на приватизацию жилья, исполнение сделки приватизации в указанной части, как верно отмечено судом первой инстанции, не состоялось.
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2010 N ВАС-13407/10.
Доказательств того, что в спорных общежитиях имеются помещения, которые могли быть приватизированы, ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представил.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
В силу общих положений о последствиях недействительности сделки, установленных в статье 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку, как следует из материалов настоящего дела и анализа вышеприведенных норм права, приватизация спорных общежитий была произведена незаконно, требования ОАО "Интегра-Геофизика" о прекращении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности на спорное имущество удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
В целях возврата полученного имущества по сделке истец также просил обязать Администрацию муниципального образования Пуровский район принять на баланс спорное имущество.
Настоящий спор касается вопроса, собственность какого муниципального образования возникла в силу закона после приватизации государственного предприятия - города Тарко-Сале или Пуровского района.
В силу пункта 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд передается в муниципальную собственность вне зависимости от того, на чьем балансе он находился на момент разграничения государственной собственности.
На основании пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению (жилищный фонд, жилые дома и общежития), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Таким образом, в части разрешения вопроса об определении субъекта права муниципальной собственности на передаваемое имущество, исходя их территориального деления сфер решения вопросов местного значения, у муниципального образования города Тарко-Сале отсутствует правосубъектность как города районного подчинения по основаниям пункта 2 Постановления N 3020-1, что соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 30.05.2011 по делу NА81-4890/2010.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Тарко-Сале был основан в 1932 году как посёлок. Тарко-Сале, как "временный административный центр в районе среднего течения реки Пур", существует с 07.01.1932, когда постановлением ВЦИК был образован Пуровский район в составе Ямало-Ненецкого национального округа. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.06.1944 был образован Таркосалинский сельский Совет Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Решением исполкома Тюменского областного Совета депутатов трудящихся N 418 от 18.08.1976 Тарко-Сале присвоен статус рабочего поселка. На основании закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2004 N 16-ЗАО поселок Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа был отнесен к категории городов районного значения. Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2004 N 113-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Пуровского района" город Тарко-Сале Пуровского района наделен статусом городского поселения.
Таким образом, на момент приватизации спорного имущества (приказ Комитета по управлению государственным имуществом Ямало-Ненецкого автономного округа N 66 от 03.06.1994, том 1 л. 25-26) Тарко-Сале не являлось муниципальным образованием, чья собственность могла возникунуть в связи с приватизацией государственного предприятия, в чьем ведении жилищный фонд находился до приватизации, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности удовлетворения требований ОАО "Интегра-Геофизика" муниципальному образованию Пуровский район.
В этой связи суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя относительно того, что принятие имущества, нахождение которого в собственности муниципального района не предусмотрено в настоящее время принятыми позднее законодательными актами и приведет к дополнительному нецелевому расходу денежных средств из бюджета Пуровского района на регистрацию права собственности, дополнительные расходы на его содержание и будет существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
Как указано выше, настоящий спор касается только вопроса, собственность какого муниципального образования возникла после приватизации государственного предприятия. В данном случае объекты находятся на территории Пуровского района (г. Тарко-Сале). Возникновение права муниципальной собственности г. Тарко-Сале на моментр приватизации ГГП "Ямалгеофизика" не допускалось в силу закона. Последующее изменение законодательства в части субъектов права собственности на жилищный фонд социального назначения является основанием для совершения Пуровским районом (чья собственность возникла в силу закона) соответствующих распорядительных действий.
Поскольку правомочие распоряжения принадлежит собственнику ( ст. 209 ГК РФ), распоряжение спорным жилищным фондом в пользу г. Тарко - Сале или иного поселения решением суда не допустимо.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции на основании изложенного выше.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2013 года по делу N А81-4820/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4820/2012
Истец: Открытое акционерное общество "Интегра-Геофизика"
Ответчик: Администрация муниципального образования Пуровский район
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Администрация Муниципального образования г. Тарко-Сале