г.Челябинск |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А07-16873/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2013 по делу N А07-16873/2012 (судья Давлеткулова Г.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Байчурин Т.Р. (доверенность от 09.11.2012 N 21/1), Лебедев М.А. (доверенность от 09.11.2012 N 22/7).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан (далее - Управление Росприроднадзора по РБ, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города", предприятие) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов 4 класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - на специализированный полигон ТБО за 2010 год в сумме 255412,26 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - ООО "БашРЭС", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2013 (резолютивная часть решения объявлена 15.04.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Росприроднадзора по РБ с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается, на обоснованность заявленных им требований. Обращает внимание на то, что предприятие осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов на полигоне ТБО, в связи с чем, в силу закона, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А07-7737/2011.
В судебном заседании представители МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020202870555 и на основании лицензии от 06.07.2009 N ОТ-41-001619 осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
На основании заключенного с ООО "БашРЭС" (заказчик) договора от 01.01.2010 N 3101 на прием и размещение отходов производства и потребления предприятие в 2010 году осуществляло деятельность по приему и размещению на специализированный полигон ТБО переданных заказчиком отходов производства и потребления.
По итогам анализа представленных предприятием сведений о количестве фактически размещенных отходов Управление Росприроднадзора по Оренбургской области установило факт превышения в результате указанной деятельности в 2010 году установленных лимитов на размещение отходов IV класса опасности на 67,58т, в связи с чем сделан вывод о неполной уплате обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду. По расчету Управления размер недоимки по состоянию на 24.08.2012 составил в общей сумме 255412,26 руб.
07.09.2012 Управлением в адрес общества направлено требование N 04-05/08671/1 о добровольной уплате указанной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В требовании указан срок его исполнения - в течение семи дней с момента получения требования. Требование получено обществом 12.09.2012, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.
Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения заявителем в суд с заявлением о взыскании этой суммы в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии оснований для начисления обществу взыскиваемой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
Требования заявителя относятся к заявлениям о взыскании обязательного платежа, порядок рассмотрения которых определен Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", п.2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 (в редакции от 13.09.2010), Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717", Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.10.2010 N 311, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012 N 64, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользователей наделены бюджетными полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также полномочиями по проверке правильности, полноты и своевременности перечислений по платежам за негативное воздействие на окружающую среду и взысканию задолженности по таким платежам в бюджет.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
В соответствии с указанными нормативными актами, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за размещение отходов.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" в 2010 году на основании гражданско-правового договора осуществляло специализированную деятельность по вывозу и размещению на полигоне ТБО твердых бытовых отходов IV класса опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности ООО "БашРЭС". Именно с осуществлением указанной деятельности по размещению отходов заявитель связывает обязанность общества уплатить взыскиваемую сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу об отсутствии у организации, оказывающей услуги по размещению отходов, образующихся в результате деятельности иного лица, установленной законом обязанности уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение таких отходов.
Вместе с тем, судом не принято во внимание следующее.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 10.12.2002 N 284-О, плата за негативной воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связано с негативным воздействием на окружающую среду.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В силу п.4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной от 05.03.2013 N 5-П установлено, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора, могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов. Однако, исходя из даты принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 17.03.2009 N 14561/08, давшего указанное выше толкование закона, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ст.16 Закона N 7-ФЗ в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.
В рассматриваемом случае плата за негативное воздействие на окружающую среду начислена заявителем в связи с осуществлением предприятием специализированной деятельности по размещению отходов на полигоне ТБО в 2010 году, что соответствует положениям ст.16 Закона N 7-ФЗ с учетом указанных выше разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, как обоснованно отмечено в апелляционной жалобе, на наличие у МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности ООО "БашРЭС", по договору N 3101 от 01.01.2010, указано во вступивших в законную силу решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2011 и постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011, принятых по делу N А07-7737/2011, возбужденному по заявлению ООО "БашРЭС" к Управлению Росприроднадзора по РБ об оспаривании предписаний. Указанные судебные акты приняты по спору с участием лиц, принимающих участие в настоящем деле, а потому в силу ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные ими обстоятельства не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у предприятия обязанности уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с осуществлением указанной деятельности следует признать основанным на неверном толковании закона.
Вместе с тем, как следует из представленного заявителем расчета взыскиваемой платы, размер такой платы определен Управлением с учетом пятикратного повышающего коэффициента, установленного п.5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 для случаев сверхлимитного загрязнения.
Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной от 05.03.2013 N 5-П положения ст.16 Закона N 7-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации заявителем подобного злоупотребления в действиях предприятия не выявлено, применение пятикратного повышающего коэффициента при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду является необоснованным.
Без учета пятикратного повышающего коэффициента размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" за размещение в 2010 году отходов IV класса опасности, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности ООО "БашРЭС", составил 51082,45 руб. Поскольку доказательств уплаты обществом этой суммы в добровольном порядке материалы дела не содержат, заявленные требования о взыскании с предприятия указанной суммы подлежали удовлетворению. Оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании остальной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (204329,81 руб.) не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции, в соответствии с п.4 ч.1. п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного кодекса Российской Федерации, подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Управления о взыскании с предприятия платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 51082,45 руб. В остальной части решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2013 по делу N А07-16873/2012 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" городского округа город Уфа Республики Башкортостан платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 51082,45 руб.
Требования заявителя в указанной части удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (основной государственный регистрационный номер 1020202870555) в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 51082 руб. 45 коп.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2013 по делу N А07-16873/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16873/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан
Ответчик: МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: ООО "Башкирские распределительные электрические сети"