Тула |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А09-8678/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стройдело" - Автушенко Е.Ю. (доверенность от 01.04.2013), от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Брянская областная станция переливания крови" - Дячука Н.В. (доверенность от 10.06.2013 N 38), в отсутствие представителя Департамента здравоохранения Брянской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Брянская областная станция переливания крови" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.04.2013 по делу N А09-8678/2011 (судья Кожанов А.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройдело" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Брянская областная станция переливания крови" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 7 468 666 руб. 00 коп. оплаты за выполненные работы.
Определением суда от 28.12.2011 по ходатайству истца выделено в отдельное производство требование общества с ограниченной ответственностью "Стройдело" к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Брянская областная станция переливания крови" о взыскании 5 896 121 руб., в том числе 731 401 руб. долга по общестроительным работам, 2 901 779 руб. долга по сантехническим работам, 95 092 руб. долга за изготовление клеток для кроликов, 2 167 849 долга за электромонтажные работы, от первоначально заявленной суммы о взыскании 7 468 666 руб. 00 коп. оплаты за выполненные работы по делу N А09-8678/2011. Выделенному в отдельное производство исковому требованию присвоен номер дела N А09- 9671/2011.
Предметом настоящего спора является взыскание с ответчиков долга за выполненные строительно-монтажные работы на объекте ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови", не предусмотренные проектно-сметной документацией в рамках исполнения государственного контракта от 27.04.2010 N 5 на общую сумму 1 571 545 руб.
По ходатайству истца определением Арбитражного суда Брянской области от 10.02.2012 по делу N А09-8678/2011 в качестве второго ответчика привлечено Финансовое управление Брянской области.
Истец заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика Финансового управления Брянской области на надлежащего ответчика Департамент здравоохранения Брянской области как органа являющегося главным распорядителем средств областного бюджета по подведомственным государственным учреждениям здравоохранения, что установлено подпунктом 3.12.1 пункта 3.11 Положения о департаменте здравоохранения Брянской области.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2012 по делу N А09-8678/2012 суд произвел замену ненадлежащего ответчика Финансового управления Брянской области на надлежащего ответчика Департамент здравоохранения Брянской области.
Решением арбитражного суда от 19.04.2013 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Стройдело" к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Брянская областная станция переливания крови" удовлетворены. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Стройдело" к Департаменту здравоохранения Брянской области оставлены без удовлетворения.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Брянская областная станция переливания крови" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что в обоснование своих требований истцом не представлено доказательство согласования с государственным заказчиком необходимости проведения скрытых и дополнительных работ на указанную в иске сумму. Полагает, что истец должен был приостановить работы по контракту. Отмечает, что указанные работы не предусмотрены условиями государственного контракта от 27.04.2010 N 5, выполнены без надлежащего оформления, поэтому оплате не подлежат.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови" (государственный заказчик) и ООО "Стройдело" (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение капитального ремонта помещений здания ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови" от 27.04.2010 N 5, согласно условиям п. 1.1 которого подрядчик принимает на себя обязательство по капитальному ремонту помещений здания ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови", расположенного по адресу: г. Брянск, ул. 3-го Июля, 48. Работы по контракту выполняются подрядчиком из собственных материалов согласно сметной документации, являющейся неотъемлемой частью контракта. Все поставляемые материалы, приобретаемые подрядчиком, должны иметь соответствующие сертификаты.
В силу пунктов 2.3 работы выполняются инструментами, механизмами, работниками подрядчика.
Государственный заказчик имеет право проверять ход и качество работ, выполняемых подрядчиком не вмешиваясь в его деятельность. Работа производится за счет оборотных средств подрядчика, и считается выполненной после подписания акта приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 обеими сторонами. Обнаруженные при приемке дефекты, происшедшие по вине подрядчика устраняются силами и средствами последнего в установленные приемочной комиссией сроки (п. 2.6 - 2.8 государственного контракта).
Согласно пунктам 3.1 - 3.3 государственного контракта оплата за выполненные работы производится безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика после подписания акта выполненных работ в течение 4 квартала 2010 года за счет средств областного бюджета. Цена контракта составляет 9 147 970 рублей. В цену работ включены все расходы, в том числе стоимость материалов и их доставка, хранение, монтажные работы, прямые затраты и накладные расходы, непредвиденные затраты, уплата налогов, сборов и других обязательных платежей. Оплата работ государственным заказчиком осуществляется на основании счета, счета-фактуры за фактически выполненные работы в соответствии со сметой после подписания сторонами акта приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
В силу пунктов 4.1.1 - 4.1.13 государственного контракта подрядчик обязан своими материалами, силами, средствами выполнить работы в объеме и сроки, предусмотренные контрактом и сдать выполненные работы государственному заказчику на условиях контракта, выполнить работу надлежащего качества и в соответствии СНиП, ГОСТ, технической документацией и с условиями контракта; собственными силами и предусмотренными на эти цели денежными средствами поставить на объект необходимые для выполнения работ материалы, конструкции, комплектующие изделия надлежащего качества и осуществить их приемку, разгрузку, складирование, хранение в период выполнения работ; в течение 2 рабочих дней с момента поставки материалов, конструкций, комплектующих изделий предоставить государственному заказчику сертификаты качества на поставленные им материалы, конструкции, комплектующие изделия; осуществить своими силами и средствами подключение временных инженерных коммуникаций на период выполнения работ; обеспечить своими силами и средствами на объекте выполнения работ необходимые мероприятия по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических норм, правил технической и пожарной безопасности, охране объекта; провести пуско-наладочные режимные работы; производить работы силами специалистов имеющих соответствующую квалификацию; выполнить работы по контракту в срок до конца 3 квартала 2010 года.
Как установлено пунктами 4.2.1 - 4.2.5 государственного контракта, государственный заказчик обязан осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качество работ проектно-сметной документации, по контракту, нормативными актами, техническими условиями, государственными стандартами. В случае нарушений указаний заказчика о качестве и стоимости материалов, сырья, заказчик вправе отказаться от их оплаты. Оплатить подрядчику выполненные работы, в размерах и в сроки, предусмотренные контрактом. Создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ. В течение двух рабочих дней с момента уведомления подрядчика об окончании срока выполнения работ или о полной готовности к сдаче выполненных работ (при досрочной сдаче выполненных работ) организовать работу комиссии по приему выполненных работ подрядчиком и сдаче объекта в эксплуатацию. Произвести приемку выполненных работ по акту приемки выполненных работ, справке стоимости выполненных работ и затрат, по акту скрытых работ; в двухдневный срок подписать акт сдачи-приемки или мотивировать отказ от приемки работ. В случае мотивированного отказа составить двухсторонний акт с перечнем необходимых дополнительных мероприятий, сроков их выполнения.
Согласно п. 5.1 государственного контракта при завершении работы подрядчик предоставляет государственному заказчику акт сдачи-приемки работы с приложением к нему документов (материалов), предусмотренных техническим зданием.
В соответствии с п. 5.2, 5.3 государственного контракта государственный заказчик в течение двух дней со дня получения акта сдачи-приемки работы и отчетных документов обязан направить подрядчику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ. В случае несоответствия результатов работы техническому заданию сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены государственным заказчиком в течение 3 дней после получения акта сдачи-приемки работ.
Во исполнение условий контракта ООО "Стройдело" на объекте ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови" выполнены не предусмотренные проектно-сметной документацией в рамках исполнения государственного контракта от 27.04.2010 N 5 строительно-монтажные работы на общую сумму 1 571 545 руб.
Работы государственным заказчиком были приняты. Поскольку оплата выполненных работ на объекте ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови", не предусмотренных проектно-сметной документацией в рамках исполнения государственного контракта от 27.04.2010 N 5 на общую сумму 1 571 545 руб. ответчиком произведена не была, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Брянская областная станция переливания крови" и отказывая в удовлетворении иска к Департаменту здравоохранения Брянской области, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ.
Как установлено ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, установленные законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ.
Из анализа положений муниципального контракта следует, что стороны согласовали условие о том, что оплата заказчиком осуществляется по факту выполнения работ подрядчиком.
В силу статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Как установлено судом, работы, предусмотренные проектно-сметной документацией государственного контракта от 27.04.2010 N 5 на общую сумму 6 530 821 рублей, сданы подрядчиком и приняты государственным заказчиком путем подписания сторонами актов N 1 - N 4 от 30.09.2010 о приемке выполненных работ по форме КС -2 и справки от 30.09.2010 N 1 о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
Государственный заказчик произвел оплату выполненных работ на сумму 6 530 821 рублей путем перечисления денежных средств на счет подрядчика за счет средств областного бюджета.
Факт выполнения истцом дополнительных работ по государственному контракту от 27.04.2010 N 5 и долг в размере 1 571 545 руб. подтверждается материалами дела, в том числе актом контрольного обмера объемов работ, выполненных ООО "Стройдело" на объекте "Капитальный ремонт помещений здания ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови" по контракту от 27.04.2010 N 5, подписанным уполномоченными лицами 17.11.2010.
Указанные обстоятельства также подтверждаются заключением эксперта от 22.02.2013 N 81/12, по результатам проведения судебной экспертизы по ходатайству истца в суде первой инстанции. Согласно указанному экспертному заключению стоимость выполненных строительно-монтажных и отделочных работ на объекте ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови" согласно акту контрольного обмера выполненных ООО "Стройдело" работ и расчету стоимости объемов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией в рамках исполнения государственного контракта от 27 апреля 2010 года N5, составила 1 584 172 руб., в том числе НДС 18 % - 241 653 руб. 36 коп. (экспертное приложение N 2); объемы и виды работ, установленные актом контрольного обмера являются необходимыми (неотъемлемыми) для проведения работ, выполненных по контракту от 27 апреля 2010 года N 5 (акт КС-2 от 30 сентября 2010 года N 1, акт КС-2 от 30 сентября 2010 года N 2, акт КС-2 от 30 сентября 2010 года N 3, акт КС-2 от 30 сентября 2010 года N 4).
Кроме того в суде первой инстанции эксперт ООО "ЮРЕКСП" пояснила, что выполненные и установленные актом контрольного обмера объемы работ являются необходимыми (неотъемлемыми) для проведения работ, выполненных по контракту от 27 апреля 2010 года N 5.
Как следует из материалов дела, истцом направленно в адрес ответчика письмо от 05.08.2010, N 308, полученное ответчиком 09.08.2010, согласно которому истец указывает на нецелесообразность ремонта помещений без замены сетей, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, с просьбой внести изменения в проектно-сметную документацию и заключить дополнительное соглашение к контракту.
Истцом также направлено в адрес ответчика письмо от 29.10.2010 N 437, полученное им 30.09.2010, с просьбой согласовать изменение в физических объемах по государственному контракту от 27.04.2010 N 5. В данном письме истец указывает, что при ремонте помещений возникла необходимость в выполнении ряда работ, не учтенных сметами, с приложением ведомостей объемов общестроительных работ, не учтенных сметами.
На основании изложенного судом отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что истец не представил доказательств, подтверждающих приостановление работ по контракту и обращение к государственному заказчику с согласованием сторонами необходимости проведения скрытых и дополнительных работ на указанную в иске сумму по контракту.
Довод жалобы о том, что ООО "Стройдело" выполнены строительно-монтажные работы на объекте ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови", не предусмотренные проектно-сметной документацией в рамках исполнения государственного контракта от 27.04.2010 N 5 на общую сумму 1 571 545 руб., которые выходят за пределы указанного государственного контракта и не являются неотъемлемыми работами, опровергается фактическими обстоятельствами и материалами дела, в том числе заключением эксперта от 22.02.2013 N 81/12 и пояснениями эксперта о том, что выполненные и установленные актом контрольного обмера объемы работ являются необходимыми (неотъемлемыми) для проведения работ, выполненных по контракту.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании долга за выполненные строительно-монтажные работы на объекте ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови", не предусмотренные проектно-сметной документацией в рамках исполнения государственного контракта от 27.04.2010 N 5 на общую сумму 1 571 545 руб.
При этом сумма всех выполненных работ по контракту, с учетом стоимости работ, не предусмотренных контрактом, не превысила цены контракта - 9 147 970 рублей.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.
В соответствии со статьей 3 Закона N 94-ФЗ под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
В силу статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с условиями государственного контракта от 27.04.2010 N 5 государственным заказчиком выступает ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови". Обязательства в рамках указанного государственного контракта возникли непосредственно между истцом и ответчиком - ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови", которое в силу ст. 120 ГК РФ должно отвечать по данному обязательству.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что доказательств погашения задолженности на сумму 1 571 545 руб. полностью или в какой-либо части на день принятия окончательного решения суду представлено не было, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании 1 571 545 руб. долга в полном объеме и взыскал указанную сумму с ответчика - ГБУЗ "Брянская областная станция переливания крови".
Таким образом, исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Стройдело" к Департаменту здравоохранения Брянской области правомерно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.04.2013 по делу N А09-8678/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8678/2011
Истец: ООО " Стройдело "
Ответчик: ГБУЗ " Брянская областная станция переливания крови ", Департамент здравоохранения Брянской области
Третье лицо: ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", ООО "ЮРЭКСП" Самсоновой Анжеле Владимировне