г. Самара |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А55-21385/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель Кулинко О.С., доверенность от 25.01.2013,
от истца открытого акционерного общества "Мкапитал" - представитель Смородинов М.В., доверенность N 04/02/2013-2 от 04.02.2013, представитель Бобылев О.А., доверенность N 04/02/2013-1 от 04.02.2013,
от третьего лица - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2013 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2013 года по делу N А55-21385/2012 (судья Шабанов А.Н.),
по иску открытого акционерного общества "Мкапитал" (ОГРН 1027700212385), г. Москва,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки", г. Самара,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мкапитал" обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский р-н, 17 км. Московского шоссе/ул. Алма-Атинская с кадастровым номером 63:01:0255003:161 в размере его рыночной стоимости в сумме 25515000 руб., обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о стоимости земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский р-н, 17 км. Московского шоссе/ул. Алма-Атинская с кадастровым номером 63:01:0255003:161 в размере его рыночной стоимости в сумме 25515000 руб., с момента вступления в силу судебного акта.
В заседании истцом представлено заявление об уточнении исковых требований просит установить кадастровую стоимость земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский р-н, 17 км. Московского шоссе/ул. Алма-Атинская с кадастровым номером 63:01:0255003:161 в размере его рыночной стоимости в сумме 17 000 000 руб. 00 коп., обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о стоимости земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский р-н, 17 км. Московского шоссе/ул. Алма-Атинская с кадастровым номером 63:01:0255003:161 в размере его рыночной стоимости в сумме 17 000 000 руб. 00 коп., с момента вступления в силу судебного акта.
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об уточнении исковых принято судом.
Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 11.02.2013 представлено экспертное заключение N 230/2013 от 28.02.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2013 года по делу N А55-21385/2012 заявление об утонении исковых требований принято судом. Установить кадастровую стоимость земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский район, 17 км. Московского шоссе/ул. Алма-Атинская с кадастровым номером 63:01:0255003:161 в размере его рыночной стоимости в сумме 17 000 000 руб. 00 коп.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о стоимости земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский район, 17 км. Московского шоссе/ул. Алма-Атинская с кадастровым номером 63:01:0255003:161 в размере его рыночной стоимости в сумме 17 000 000 руб. 00 коп., с момента вступления в силу судебного акта.
С Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, в пользу открытого акционерного общества "Мкапитал", государственную пошлину по иску в сумме 4 000 руб. 00 коп., судебные расходы за проведение экспертизы в сумме 79 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Мкапитал" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка площадью 11 268кв.м, кадастровый номер 63:01:0255003:161, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский р-н, 17 км. Московского шоссе/ул. Алма-Атинская, на основании договора купли - продажи недвижимого имущества от 10.09.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2010 серии 63-АЕ N 388913.
Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Самарской области вводятся в действие с 21.12.2008.
На основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области N 473 от 10.12.2008, определена кадастровая стоимость земельного участка.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0255003:161 площадью 11 268кв.м был определен в размере 10645 руб. 95 коп. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 119 658 564 руб. 60 коп.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, считает, что рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:01:0255003:161 площадью 11 268кв.м. составляет 17 000 000 руб. 00 коп., на основании отчета об оценке N 113-12И/1 от 13.06.2012, составленного третьим лицом. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные исковые требования, поскольку права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
В этой связи, учитывая, что государственная кадастровая оценка принадлежащего Обществу земельного участка произведена до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормы этого Закона, регулирующие механизм рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости земли в результате государственной кадастровой оценки, на спорные правоотношения не распространяются и Общество воспользоваться этим механизмом не может.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровой оценки спорного участка) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал доводы ответчика о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости основаны на применении норм права в толковании, сформулированном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, несостоятельными.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8 Правил).
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
Как следует из абзаца 2 пункта 2.2.7. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка представляет собой кадастровую стоимость такого участка в расчете на единицу его площади.
Пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 определено, что датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно указал, что действующее законодательство не запрещает определять стоимость объекта оценки на дату, отличную от даты составления отчета об оценке и, применительно к спорным правоотношениям, не ограничивает период с даты оценки до даты составления отчета об оценке.
Определением суда от 06.11.2012 по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
Согласно экспертному заключению N 230/2013 от 28.02.2013 составленному Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 63:01:0255003:161 площадью 11 268кв.м. составила 17 000 000 руб. 00 коп.
Доказательств недостоверности установленной в экспертном заключении N 230/2013 рыночной стоимости спорного земельного участка ответчики, третье лицо не представили.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы заявителя жалобы о том, что проведение кадастровой оценки земель не относится к компетенции филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области несостоятельны и не принимаются апелляционным судом исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Из части 2 указанной статьи следует, что предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 Положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 Положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, возложены на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с 15.09.2010 приказом Росреестра от 10.03.2010 N П/93.
ФГБУ "ФКП Росреестра", осуществляя полномочия органа кадастрового учета и будучи привлеченным к участию в деле в качестве ответчика, о наличии сомнений в объективности экспертов, подготовивших экспертное заключение N 230/2013, или противоречий в сделанных ими выводах, не заявляло, о назначении дополнительной или повторной экспертизы не ходатайствовало.
Довод заявителя жалобы о том, что отнесении судебных расходов на орган кадастрового учета является незаконным не принимается апелляционным судом исходя из следующего.
Расходы по государственной пошлине по иску и судебные расходы на проведение экспертизы в силу статей 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца на основании п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2013 года по делу N А55-21385/2012, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2013 года по делу N А55-21385/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21385/2012
Истец: ОАО "Мкапитал"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области
Третье лицо: Общероссийской общественной организации Российское общество оценщиков, ООО "Институт независимой оценки"