г. Красноярск |
|
28 июня 2013 г. |
Дело N А33-18604/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хрущевой М.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Шуваево-1" - директора Бугачева В.И., Бовыкиной М.В., представителя по доверенности от 17.06.2013
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шуваево-1"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" марта 2013 года по делу N А33-18604/2012, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шуваево-1" (далее - ООО "Шуваево-1", ОГРН 10424300680310, ИНН 2411014170) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее - Управление Россельхознадзора) об отмене предписания N 087/114.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2013 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Шуваево-1" о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю об отмене предписания N 087/114 отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Шуваево-1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие у Управления Россельхознадзора полномочий по осуществлению государственного ветеринарного надзора за ООО "Шуваево-1".
Управление Россельхознадзора представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило согласие с решением суда первой инстанции, а также указало, что доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права. По мнению Управления Россельхознадзора, его полномочия на осуществление государственного ветеринарного надзора закреплены в подпункте "д" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 N 201, в пункте 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, в пункте 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2006 N 171, в статье 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии". Управление Россельхознадзора также полагает, что доводы об отсутствии полномочий являются новыми требованиями, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Управление Россельхознадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской (распечатка интернет страницы с официального сайта Третьего арбитражного апелляционного суда), своего представителя в судебное заседание не направило.
В судебном заседании представители ООО "Шуваево-1" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.06.2013 объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 21.06.2013. Информация о перерыве размещена в сети Интернет на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя ООО "Шуваево-1" Бовыкиной М.В.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
С 16 по 19 ноября 2012 года на основании Приказа Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 15.11.2012 N 4034-П-4-114 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Шуваево-1" по исполнению ранее выданного предписания от 02.10.2012 N 074/114.
По результатам проверки 19.11.2012 составлен акт N 272-114, в соответствии с которым в ходе проведения проверки установлено, что ООО "Шуваево-1" не исполнило пункты 1,3,4,5,6 предписания N 074/114 от 02.10.2012, а именно:
- территория фермы не огорожена по всему периметру;
- не предоставлены документы, подтверждающие проведение диагностических исследований лошадей на сап;
- не предоставлены документы, подтверждающие убой крупного рогатого скота с инвентарными номерами 71811, 293 и 0218, у которых по результатам экспертизы от 19.12.2011 N 5866/202 и экспертизы от 05.05.2012 N2111/160 выявлены показатели крови, характерные для больных лейкозом животных;
- территория фермы не очищена от навоза, старого железа, мусора и сорной травы.
Пункт 2 предписания от 02.10.2012 074/114 исполнен, предоставлены документы, подтверждающие проведение исследований коров на маститы.
По окончанию проверки 19.11.2012 обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 087/114, согласно которому общество в целях устранения выявленных нарушений должно выполнить следующие мероприятия:
- огородить территорию фермы по всему периметру согласно п. 2.2 Санитарных и Ветеринарных правил для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств, утвержденных Госагропромом СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР 29 сентября 1986 года;
- провести диагностические исследования лошадей на сап и предоставить документы, подтверждающие проведения исследования согласно пункту 3.5 Инструкции по предупреждению и ликвидации сапа 15.02.97 N 13-3-2/845;
- провести убой животного, и предоставить документы подтверждающие убой, по результатам экспертизы N 2111/160 от 05.05 2012 113 проб сыворотки крови на лейкоз крупного рогатого скота при гематологической диагностике выявленных с показателями крови, характерными для больных лейкозом животных (под инвентарными номерами 0218) согласно п. 5.1 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом N 359 от 11 мая 1999 года Минсельхозом РФ;
- провести убой животных и предоставить документы, подтверждающие убой, по результатам экспертизы N 5866/ 202 от 19.12 2011 117 проб сыворотки крови на лейкоз крупного рогатого скота при гематологической диагностике выявленных с показателями крови, характерными для больных лейкозом животных (под инвентарными номерами 71811, 293) согласно п. 5.1 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом N 359 от 11 мая 1999 Минсельхозом РФ;
- очистить территорию животноводческой фермы от старого железа, бытового мусора, сорной травы.
19.11.2012 по результатам проверки в отношении ООО "Шуваево-1" составлен протокол АБ N 0115827 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Материалы административного дела в отношении общества направлены мировому судье судебного участка N 21 Емельяновского района для рассмотрения.
Полагая, что предписание от 19.11.2012 противоречат требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Шуваево-1" обжалуется предписание Управления Россельхознадзора от 19.11.2012 N 087/114 об устранении выявленных нарушений.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое предписание вынесено Управлением Россельхознадзора в пределах своих полномочий, нарушение обществом санитарных и ветеринарных правил и норм подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Исходя из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд, в том числе устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных регламентированы Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законов и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В статье 3 Закона "О ветеринарии" проведено разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению отнесена к полномочия субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о ветеринарии под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 2 указанной нормы предусмотрено, что государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение о федеральной службе), Федеральная служба осуществляет надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, испытания, оценку, отбор проб, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральная служба осуществляет самостоятельный контроль за соблюдением требований законодательства в сфере ветеринарии на государственной границе Российской Федерации и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном отношении поднадзорных грузов.
Таким образом, органы Федеральной службы вправе осуществлять самостоятельные контрольные мероприятия лишь на государственной границе и на транспорте. В иных местах нахождения органы Федеральной службы осуществляют надзорные функции только за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, испытания, оценку, отбор проб, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности, то есть за ветеринарными станциями и т.п.
Согласно пунктам 2 и 5 Положения об Управлении, Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории Красноярского края, в том числе в сфере ветеринарии. Однако объем указанных полномочий не может быть шире того, который указан в Положения о Федеральной службе N 327, в частности в соответствии с пунктом 5.5 данного положения.
Следовательно, ни федеральное законодательство, ни постановления Правительства РФ, ни Приказы Минсельхоза РФ, ни другие нормативные документы не подтверждают наличия у инспекторов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю полномочий по осуществлению государственного ветеринарного надзора за обществом.
Исходя из статьи 3 Закона "О ветеринарии" организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2012 N 206-п "Об установлении порядка осуществления регионального государственного ветеринарного надзора в Красноярском крае" региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами Службы по ветеринарному надзору Красноярского края.
Таким образом, органом, осуществляющим проведение на территории Красноярского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, является Служба по ветеринарному надзору Красноярского края.
Принимая во внимание отсутствие полномочий у Управления Россельхознадзора на проведение государственного ветеринарного надзора в отношении юридических лиц, обжалуемое обществом предписание об устранении нарушений ветеринарного законодательства является незаконным и подлежит отмене.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" марта 2013 года по делу N А33-18604/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Шуваево-1" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю N 087/114 от 19.11.2012.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18604/2012
Истец: ООО Шуваево-1
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО "Сибстрой"