г. Вологда |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А05-15242/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Приморского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 марта 2013 года по делу N А05-15242/2012 (судья Калашникова В.А.)
установил:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Вознесенская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1022901496034; далее - Школа) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 21.08.2012 N 8/4/1-14, принятого Отделом надзорной деятельности Приморского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; далее - Отдел).
Решением суда требования удовлетворены.
Отдел в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывают, что образовательное учреждение относится к объектам экономики, так как имеет социальное назначение; данное учебное заведение имеет на балансе котельную, работающую на угле, которая является объектом жизнеобеспечения населения; пункт 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - МЧС России) от 28.02.2003 N 105, предусматривает осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (в частности, объектах теплоснабжения); согласно пункту 3 указанных Требований они обязательно применяются организациями, эксплуатирующими объекты жизнеобеспечения; Учреждение согласно пункту 4 Административного регламента, утверждённого приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382, является объектом надзора как объект экономики, обеспечивающий жизнедеятельность населения; Административный регламент, утверждённый приказом МЧС России от 09.08.2010 N 383, утратил силу с введением Административного регламента МЧС исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утверждённого приказом МЧС России от 26.06.2012 N 359; в новом регламенте отсутствует понятие "объект надзора", а в соответствии с пунктом 4 нового Административного регламента предметом государственного надзора является проверка выполнения, в частности, организациями, должностными лицами и гражданами (субъектами надзора) требований в области защиты населения и территорий от ЧС, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации; согласно пункту 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712, органы государственного надзора в области защиты от ЧС осуществляют надзор за выполнением, в частности, организациями установленных требований в области защиты от ЧС, требований в области предупреждения ЧС на объектах жизнеобеспечения населения (подпункт "а"), проводят проверки выполнения требований в области защиты от ЧС в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения ЧС и выполнения решений органов государственной власти (подпункт "д"); образовательное учреждение согласно пунктам 2 и 3 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении Федеральных служб и Федеральных агентств, утверждённого приказом Минобрнауки России от 26.09.2005 N 245, является функциональной подсистемой Минобрнауки России, осуществляет деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27.05.2005 N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 и Положением о функциональной подсистеме; предписание составлено в соответствии с требованиями Административного регламента, утверждённого приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382; в описательной части предписания указан адрес, по которому осуществлялась проверка, в связи с чем заявление о том, что непонятно место устранения нарушения, несостоятельно; Административным регламентом от 26.06.2012 N 359 форма предписания не установлена.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 21.05.2012 N 8 начальника Отдела в отношении Школы в период с 23.07.2012 по 21.08.2012 проведена плановая выездная проверка выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и принятия мер по ее результатам, о чём составлен акт от 21.08.2012 N 8/4/1-14.
Школе выдано предписание от 21.08.2012 N 8/4/1-14 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым в срок до 01.08.2013 необходимо устранить следующие выявленные в ходе проверки нарушения:
1. Не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Не разработано положение о структурном подразделении организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (далее - КЧС и ПБ).
4. Не определен порядок принятия решений и компетенция КЧС и ПБ организации, не разработано положение (решение об образовании) о КЧС и ПБ организации.
5. Не создана комиссия (группа) по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, не определен приказом руководителя организации состав комиссии по ПУФ);
6. Не определена деятельность комиссии по ПУФ, не разработано и не утверждено положение о комиссии по ПУФ руководителем организации;
7. Не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций;
8. Не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не установлены номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9. Не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
10. Не осуществлены необходимые меры в области защиты работников организации от чрезвычайных ситуаций, работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) от чрезвычайных ситуаций. Не выполнена своевременная замена и освежение СИЗ от чрезвычайных ситуаций, у имеющихся в наличии СИЗ от чрезвычайных ситуаций истек срок годности. Не определена номенклатура и объем СИЗ от чрезвычайных ситуаций;
11. Не обучены работники организации способам защиты и действиям в чрезвычайной ситуации. Не проводятся занятия с работниками организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
12. Не разработан план основных мероприятий предприятия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год;
13. Не организовано оповещение работников организации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
14. Работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты.
Школа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным, считая, что она не является объектом надзора, поскольку не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; оспариваемым предписанием на Учреждение возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Заявитель также ссылается на то, что предписание не содержит конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов ля ликвидации ЧС. В Школе организовано обучение с помощью памяток по разработанной в учреждении программе, что отражено в журнале учёта занятий и посещения слушателей. Оповещение работников об угрозе возникновения или о возникновении ЧС осуществляется через местную систему оповещения (на муниципальном уровне), поскольку требования к созданию системы оповещения в нормативных актах не определены. Школа является муниципальным учреждением, поэтому обязанность по её обеспечению средствами индивидуальной защиты возложена на органы местного самоуправления.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу, что Отдел не обосновал того, что Школа является объектовым звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Суд сослался на пункт 4 Административного регламента МЧС России по исполнению функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382, согласно которому объектами надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от ЧС. Суд указал, что предписанием на Школу возложены обязанности, которые могут быть возложены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в нарушение утверждённой формы предписания в нём не указаны мероприятия по устранению нарушений. Нарушения, указанные в пунктах 8, 9, 10, 14 отсутствуют, поскольку Школа не относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения, и требования приказа МЧС России N 105, Порядка N 1340, Административного регламента на неё не распространяются; обеспечение работников созданных органами местного самоуправления учреждений средствами индивидуальной защиты возложено на органы местного самоуправления.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
С целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций статьёй 4 названного Закона предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), установлен состав сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые разделены на силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 14 Закона N 68-ФЗ определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
В силу статьи 27 Закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 утверждено Положение "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Положение о государственном надзоре).
Пункт 4 Положения о государственном надзоре предусматривает, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым предписанием на Школу возложено исполнение обязанностей, которые могут быть возложены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ни в акте проверки, ни в предписании Отдел не обосновал того, что Школа является объектовым звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апелляционной жалобе Отдел ссылается на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.09.2005 N 245 "Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств". Ссылку на данный нормативный акт апелляционный суд признаёт необоснованной, так как в оспариваемом предписании указаны нарушения иных нормативных актов.
Кроме того, в силу пункта 16 статьи 28 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
В обоснование пунктов 1 и 2 предписания Отдел ссылается на пункты 7 и 10 Положения N 794.
Пунктом 7 данного Положения установлено, что координационными органами единой системы на объектовом уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Согласно пункту 10 Положения N 794 постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В пунктах 3, 4 предписания указано на отсутствие в Школе комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В обоснование наличия у заявителя обязанности по созданию такой комиссии в предписании указано на пункты 7, 8, 9 Положения N 794.
Поскольку Школа не является объектовым звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возложение на неё обязанностей, указанных в пунктах 1 - 4 предписания необоснованно.
В пунктах 5, 6 и 7 предписания указано на отсутствие в Школе комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, что признано нарушением статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пунктов 6, 7, 10, 11, 13 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 N 156-па (далее - Положение N 156-па).
Согласно статье 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В пункте 3 Положения N 156-па содержатся следующие понятия устойчивости объекта экономики в мирное и военное время:
- устойчивость функционирования объекта экономики в мирное время - это способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и техногенного характера, производить продукцию (оказывать услуги) в установленных номенклатуре, объемах и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности населения;
- устойчивость функционирования объекта экономики в военное время - это способность производить продукцию в установленных номенклатуре, объемах и сроках, а также обеспечение жизнедеятельности персонала соответствующих предприятий в условиях войны.
Однако Школа не относится к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения. Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Школа имеет на балансе котельную, работающую на угле, не может быть признан обоснованным, так как отопление помещений Школы не является обеспечением жизнедеятельности населения.
При указанных обстоятельствах нарушения, указанные в пунктах 5, 6 и 7 предписания не подтверждены материалами дела.
В пунктах 8 и 9 предписания указано на то, что в организации не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не определён порядок из создания, использования и восполнения, не установлены номенклатура и объёмы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьёй 14 Закона N 68-ФЗ, Положением N 794 предусмотрена обязанность организаций создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания, использования резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок осуществления контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы; для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
В силу того, что Школа не входит в единую государственную систему возложение на неё обязанностей по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций неправомерно.
В пунктах 10 и 14 предписания указано, что работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - СИЗ); не выполнена своевременная замена СИЗ, у имеющихся в наличии СИЗ истёк срок годности, работники не обеспечены медицинскими СИЗ.
Обязанность по обеспечению населения СИЗ предусмотрена Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённым приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993.
Административный орган указывает, что в ходе мероприятия по надзору номенклатура СИЗ не представлена. Приложением N 3 к плану ГО МБОУ "Вознесенская СОШ" от 2012 года, который на момент проверки не согласован с начальником отдела по ГО и ЧС МО "Приморский муниципальный район" указан расчёт обеспечения и порядок выдачи СИЗ работникам и учащимся, где указана нормативная потребность 76 штук. В организации имеются только ватно-марлевые повязки, но своевременная замена и освежение СИЗ не производится.
Однако Школа является муниципальным учреждением, и поэтому в силу пункта 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993, обеспечение работников Школы средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления.
Следовательно, пункты 10 и 14 не содержат нарушений, допущенных Школой, поэтому правомерно признаны судом недействительными.
В пункте 11 предписания указано на то, что не проводятся занятия, учения и тренинги по месту работы для обучения способам защиты и действиям в ЧС.
Статьёй 14 Закона N 68-ФЗ предусмотрена обязанность организаций осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуация.
В соответствии со статьёй 20 данного Закона руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Пунктом 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 установлено, что подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам.
Из пояснений Отдела следует, что во время проведения проверки представлено расписание занятий с персоналом, где не проставлены даты проведения занятий, а также отметки об их проведении. Ни руководитель, ни ответственный за решение задач в области ГО и защиты от ЧС на момент окончания проверки не прошли обучение в учреждениях, имеющих лицензию на обучение в сфере ГО и ЧС. В представленном плане основных мероприятий Школы в области ГО прописано мероприятие по составлению заявки на обучение со сроком исполнения 30.09.2012.
Школа указывает, что в учреждении организовано обучение с помощью памяток в области защиты от чрезвычайных ситуаций по разработанной в учреждении программе, что отражено в журнале учёта занятий и посещения слушателей. Данные обстоятельства Отделом не опровергнуты.
В пункте 11 предписания Отдел ссылается на приказ МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
В данный перечень включены председатели и члены комиссий по предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Однако, учитывая, что в Школе не создана такая комиссия, отсутствуют основания для вывода о наличии данного нарушения.
Принимая во внимание также отсутствие в нормативно-правовых актах требований к порядку проведения занятий, учений и тренингов по способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, оснований для вывода о наличии нарушения, отражённого в пункте 11 предписания, не имеется.
В пункте 12 предписания указано, что в нарушение постановления правительства Архангельской области от 12.07.2011 N 233-пп "Об утверждении Положения о планировании мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области" не разработан план основных мероприятий предприятия в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на год.
Отделом не оспаривается тот факт, что во время проверки Школой представлен план. Таким образом, отсутствуют основания для утверждения о том, что такой план заявителем не разработан.
В пункте 13 предписания указано, что Школой в нарушение статьи 14 Закона N 68-ФЗ не организовано оповещение работников об угрозе возникновения или возникновении ЧС.
Статьёй 14 Закона N 68-Ф установлена обязанность организаций оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Школа ссылается на то, что оповещение работников осуществляется через местную систему оповещения (на муниципальном уровне), для чего имеются технические средства оповещения: телефоны проводной связи, телевизоры и т.д.
Учитывая, что требования к созданию системы оповещения действующим законодательством не установлены, оснований для вывода о наличии нарушения, указанной в пункте 13 предписания не имеется.
Апелляционный суд считает ошибочной ссылку суда первой инстанции на отсутствие в оспариваемом предписании указания на конкретные мероприятия, которые должна осуществить Школа для его выполнения, так как действующими нормативными актами не установлена обязанность Отдела указывать в выдаваемом предписании такие мероприятия.
Форма предписания, предусмотренная Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382, не предусматривала указания на конкретные мероприятия, которые должны быть осуществлены во исполнение этого предписания.
Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым приказом МЧС России от 26.06.2012 N 359, вступившим в действие 19.08.2012 и действовавшим на дату вынесения оспариваемого предписания, форма предписания не установлена.
При таких обстоятельствах предписание правомерно признано недействительным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 марта 2013 года по делу N А05-15242/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Приморского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15242/2012
Истец: МБОУ "Вознесенская средняя общеобразовательная школа"
Ответчик: ГУ МЧС России по Архангельской области, Отдел надзорной деятельности Приморского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, отдел надзорной деятельности Приморского района ГУ МЧС России по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8088/13
23.09.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-15242/12
02.07.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3071/13
13.03.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-15242/12