г. Самара |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А55-716/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Садонцева Н.В., доверенность от 18.02.2013 г.,
от первого ответчика - Сидоренко С.В., доверенность от 09.04.2013 г. N 3-49/66,
от второго ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2013 г. по делу N А55-716/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парадиз" (ИНН 6317075013, ОГРН 1086317004014), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парадиз" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными уведомления от 17.10.2012 г. 3/7143 Министерства строительства Самарской области (далее первый ответчик) об отказе в предоставлении земельного участка площадью 7 541 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, в границах улиц Кабельной, Прожекторной, Набережной реки Самары для строительства металлообрабатывающего комплекса, уведомления Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее второй ответчик) от 10.10.2012 г. N СП-9/1322-0-12 об отказе в выборе вышеназванного земельного участка, а также о возложении на ответчиков обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителя путем возобновления процедуры предоставления указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2013 г. по делу N А55-716/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчики в апелляционных жалобах просят отменить решение суда, считают, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие второго ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и первого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Парадиз" обратилось в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, в границах улиц Кабельной, Прожекторной, Набережной реки Самары и предварительном согласовании места размещения объекта - для строительства металлообрабатывающего комплекса.
Министерство обратилось к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара на предмет организации процедуры выбора испрашиваемого заявителем земельного участка.
Письмом от 10.10.2012 г. N СП-9/1322-0-12 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка. Свое решение Департамент обосновал тем, что предполагаемый к строительству объект требует обязательную организацию санитарно-защитной зоны. При этом, максимальная ориентировочная санитарно-защитная зона подобных предприятий, по мнению департамента, составляет 1 000 м., а ближайшая малоэтажная жилая застройка располагается на расстоянии 440 м.
Сославшись на вышеназванный отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, министерство строительства Самарской области сообщением от 17.10.2012 г. 3/7143 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее также - Порядок), министерство строительства Самарской области наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей связанных со строительством.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оспариваемые решения ответчиков мотивированы нарушением СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в соответствии с которыми проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства. При этом, максимальная ориентировочная санитарно-защитная зона подобных предприятий, по мнению департамента, составляет 1 000 м., а ближайшая малоэтажная жилая застройка располагается на расстоянии 440 м.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 7.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона в размере 1 000 м требуется для следующих объектов I класса опасности: Комбинат черной металлургии с полным металлургическим циклом более 1 млн. т/год чугуна и стали; Большие мощности требуют дополнительного обоснования необходимой сверхнормативной минимальной санитарно-защитной зоны; Производство по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) в количестве более 3 000 т/год; Производство по выплавке чугуна непосредственно из руд и концентратов при общем объеме доменных печей до 1 500 м3; Производство стали мартеновским и конверторным способами с цехами по переработке отходов (размол томасшлака и т.п.); Производство по выплавке цветных металлов непосредственно из руд и концентратов (в т.ч. свинца, олова, меди, никеля); Производство алюминия способом электролиза расплавленных солей алюминия (глинозема); Производство по выплавке спецчугунов; производство ферросплавов; Производство по агломерированию руд черных и цветных металлов и пиритных огарков; Производство глинозема (окиси алюминия); Производство ртути и приборов с ртутью (ртутных выпрямителей, термометров, ламп и т.п.), Коксохимическое производство (коксогаз).
Санитарно-защитная зона в размере 500 м. требуется для следующих объектов II класса опасности: Производство по выплавке чугуна при общем объеме доменных печей от 500 до 1 500 м3; Комбинат черной металлургии с полным металлургическим циклом мощностью до 1 млн т/год чугуна и стали; Производство стали мартеновским, электроплавильным и конверторным способами с цехами по переработке отходов (размол томасшлака и пр.) при выпуске основной продукции в количестве до 1 млн. т/год; Производство магния (всеми способами, кроме хлоридного); Производство чугунного фасонного литья в количестве более 100 тыс. т/год; Производство по выжигу кокса; Производство свинцовых аккумуляторов; Производство воздушных судов, техническое обслуживание; Производство автомобилей; Производство стальных конструкций; Производство вагонов с литейным и покрасочным цехами; Предприятия по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) в количестве от 2 до 3 тыс. т/год.
Для остальных металлургических, машиностроительных и металлообрабатывающих объектов и производств санитарно-защитная зона требуется в размере от 300 м. и менее.
Таким образом, санитарно-защитная зона превышающая 300 м. требуется лишь для вышеперечисленных металлургических и машиностроительных производств, организация которых заявителем не предполагается. Доказательств обратного ответчиками не представлено.
Кроме того, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
При этом пунктом 3.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Таким образом, по смыслу вышеназванных норм, проектирование санитарно-защитной зоны осуществляется на стадии проектирования объектов и допускает возможность отселения жителей, проживающих в границах предполагаемой санитарно-защитной зоны.
Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об ошибочности доводов ответчиков о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка на расстоянии 440 м. от жилой застройки является препятствием для организации процедуры выбора и последующего рассмотрения вопроса о его предоставлении.
Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решения противоречат вышеназванным положениям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2013 г. по делу N А55-716/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-716/2013
Истец: ООО "Парадиз"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области