г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А26-1595/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены
от ответчика: не явились извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13 АП - 21783/2012) Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2013 по делу N А26-1595/2013 (судья Свидская А.С.), принятое в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах (186220, г.Кондопога, ул.Комсомольская, д.6, далее-ТО Роспотребнадзора, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении предпринимателя Федоренко Владимира Николаевича (ОГРНИП 305103918700014, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 10 N 000621889) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение условий реализации и хранения продовольственных товаров при осуществлении розничной продажи.
В обоснование заявленного требования административный орган указал, что предприниматель осуществляет розничную продажу продовольственных товаров с нарушением обязательных требований к условиям их хранения и реализации, чем нарушает пункты 7.4, 7.5, 9.6, 10.1 и 10.5 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", пункт 1.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21.05.2003 (далее - СанПиН 2.3.2.1324-03) и пункт 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров).
Определением суда первой инстанции производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора в результате неправильной квалификации события правонарушения. По мнению суда первой инстанции, установленное событие административного правонарушения следует квалифицировать по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вопрос о привлечении к административной ответственности юридического лица по указанной норме в силу статьи 23.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях подведомствен органам Роспотребнадзора.
Не согласившись с определением суда, ТО Роспотребнадзора по Республике Карелия направил апелляционную жалобу, в которой просил определение суда отменить, как принятое с нарушением норм процессуального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого определения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266, 272 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в период с 04.02.2013 по 01.03.2012 на основании распоряжения N 94 от 29.01.2013 должностными лицами ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена плановая выездная проверка соблюдения предпринимателем Федоренко В.Н. требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей при осуществлении торговли в принадлежащих ему торговых точках - автоприцепах "Рыбопродукты", находящихся в городе Кондопоге по адресам: ул. Советов (мини-рынок), пр. Калинина (центральный рынок) и ул. Пролетарская (у дома N 7).
В ходе проверки осуществлен осмотр торговых точек предпринимателя, а также находящихся в них вещей и документов, о чем составлены протоколы осмотра от 11.02.2013 и 12.02.2013.
По результатам лабораторных исследований получено экспертное заключение N 18К от 22.02.2013, в котором сделан вывод о несоответствии условий хранения филе форели соленой и сельди пряного посола пункту 7.5 СП 2.3.6.1066-01.
Указанные факты нашли свое отражение в акте проверки N 94 от 27.02.2013.
Для устранения выявленного нарушения предпринимателю Федоренко В.Н. выдано предписание N 25 сроком исполнения до 01.04.2013.
04.03.2012 по фактам осуществления предпринимателем процессов хранения и реализации рыбной продукции в нарушение пункта 63 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (далее - Единые санитарные требования), пунктов 7.4, 7.5, 9.6, 10.1 и 10.5 СП 2.3.6.1066-01, пункта 1.6 СанПиН 2.3.2.1324-03 и пункта 33 Правил продажи отдельных видов товаров, а именно, по фактам отсутствия этикеток, ярлыков на таре поставщика сырой и замороженной рыбной продукции; несоблюдения температурных параметров хранения рыбной продукции; продажи готовой рыбной продукции не в промышленной упаковке; отсутствия условий для мытья разделочного инвентаря, должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные материалы проверки в силу части 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были переданы административным органом в арбитражный суд для привлечения предпринимателя Федоренко В.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение установленных обязательных требований к условиям хранения и реализации пищевых продуктов.
Суд первой инстанции, оценив представленные материалы проверки, прекратил производство по делу, ошибочно признав неправильной квалификацию события совершенного предпринимателем правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, ст.14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
Толкование данной нормы позволяет прийти к выводу об общем характере предусмотренного описания объективной стороны правонарушения, которое выражается в нарушении санитарных правил и норм, без относительно каких-либо уточняющих признаков.
До дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (вступает в силу с 01.07.2013) действуют требования к условиям хранения и реализации пищевых продуктов, установленные Санитарными Правилами 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", которые обязаны соблюдать физические и юридические лица.
Пунктом 63 части 1.6 раздела 1 главы 2 Единых санитарных требований предусмотрено, что при транспортировке и хранении пищевых продуктов должны соблюдаться меры, препятствующие любому виду загрязнения пищевых продуктов и предупреждающие их порчу.
Поскольку указанная норма не конкретизирует требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, то административным органом предпринимателю вменены нарушения СП 2.3.6.1066-01 и СанПиН 2.3.2.1324-03, а также Правил продажи отдельных видов товаров.
СП 2.3.6.1066-01 установлено:
пунктом 7.4 - этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов;
пунктом 7.5 - хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции;
пунктом 9.6 - в палатках, автолавках, автоприцепах допускается реализация комбинированного ассортимента товаров при наличии соответствующих условий для их хранения и реализации; при наличии в организации одного рабочего места допускается продажа пищевых продуктов лишь в промышленной упаковке;
пунктом 10.1 - все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте; по окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств; в организациях торговли при проведении уборки помещений рекомендуется использовать современное механизированное оборудование;
пунктом 10.5 - режим мытья торгового инвентаря ручным способом состоит из следующих этапов: механическое удаление остатков пищевых продуктов, мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45-50 град. С, ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С, просушивание на специальных полках или решетках; ванны для мытья инвентаря регулярно промывают горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств; щетки и мочалки для мытья инвентаря, посуды, тары ежедневно тщательно промываются с применением моющих средств, при возможности кипятятся в течение 10-15 минут, сушатся и хранятся в специально выделенном месте.
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.3.2.1324-03 пищевые продукты при их изготовлении и обороте (производстве, хранении, транспортировке и обороте) должны храниться при условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасности в течение всего срока годности.
Пунктом 33 Правил продажи отдельных видов товаров установлено, что товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.
Из материалов дела следует, что предпринимателем Федоренко В.Н. нарушены установленные Санитарными Правилами обязательные требования к условиям хранения и реализации именно продукции (пищевых продуктов), выразившиеся в отсутствии этикеток, ярлыков на таре поставщика сырой и замороженной рыбной продукции; несоблюдении температурных параметров хранения рыбной продукции; продажи готовой рыбной продукции не в промышленной упаковке; отсутствии условий для мытья разделочного инвентаря, следовательно, данное правонарушение должно квалифицироваться по статье 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная, а не по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 04.03.2013 административный орган правильно квалифицировал совершенное предпринимателем правонарушение по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение установленных обязательных требований к условиям хранения и реализации продукции рассматриваются арбитражным судом.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу подлежит отмене.
В силу п.3 ч.4 ст.272 АПК РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Материалами дела подтверждается, что у предпринимателя Федоренко В.Н. при реализации продукции: обнаружено отсутствие этикеток, ярлыков на таре поставщика сырой и замороженной рыбной продукции; несоблюдение температурных параметров хранения рыбной продукции; продажа готовой рыбной продукции не в промышленной упаковке; отсутствие условий для мытья разделочного инвентаря, чем нарушены установленные Санитарными Правилами обязательные требования к условиям приема, и хранения и реализации сырья (рыбопродукции).
Предприниматель ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представил какие-либо документы (доказательства), опровергающий данные факты. Акт проверки от 27.02.2013 N 94, протоколы осмотра помещений от 11.02.2013 и 12.02.2013 и экспертное заключение N 18К от 22.02.2013, свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предпринимателем не названы обстоятельства невозможности соблюдения требований СП 2.3.6.1066-01 и СанПиН 2.3.2.1324-03 к условиям хранения и реализации рыбопродукции, в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя Федоренко В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административным органом соблюдены требования положений статей 25.1, 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направленные на защиту прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении не установлено.
В данном случае протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя составлен специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора в пределах предоставленных ему полномочий. При составлении протокола об административном правонарушении от 04.03.2013 присутствовал предприниматель Федоренко В.Н., ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и Кодексом об административном правонарушении, протокол им подписан и получен на руки(л.д.8-10).
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела в апелляционном суде, не истек, размер штрафа назначается в минимальном размере, предусмотренного санкцией ч.1 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.4 ст.272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 мая 2013 года по делу N А26-1316/2013, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
Привлечь предпринимателя Федоренко Владимира Николаевича (ОГРНИП 305103918700014, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 10 N 000621889) к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушения с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
р\с 4010181060000001006 в ГРКЦ НБ Республика Карелия Банка России г.Петрозаводск;
БИК 048602001;
Получатель управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030);
ИНН 1001048857;
КПП 101101001;
КБК 14111628000016000140
ОКАТО 86401000000
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1595/2013
Истец: территориальный отдел Управления Федеральной налоговой службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах, территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Ответчик: ИП Федоренко Владимир Николаевич
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Карелия