г. Москва |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А41-2670/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя: Овчинников И.О., по доверенности от 18.04.2013,
от заинтересованного лица: Бадмаева С.А., по доверенности от 04.06.2013 N 155-Д,
от третьих лиц:
от администрации городского округа Троицк в г. Москве: Овчинников И.О., по доверенности от 21.08.2012 N 32,
от Управления Росреестра по г. Москве: Велиев М.Н., по доверенности от 09.01.2013 N 29/2013,
от ТУ Росимущества в г. Москве: не явился, извещен надлежащим образом,
от Правительства г. Москвы: не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Денищич Л.Г., по доверенности от 10.12.2012 N 02/4642, после перерыва: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУ ФКиС "ГСОБ "Лесная" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2013 года по делу N А41-2670/11, принятому судьей Васильевой Е.В., по заявлению МУ ФКиС "ГСОБ "Лесная" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третьи лица: администрация городского округа Троицк в г. Москве, Управление Росреестра по г. Москве, ТУ Росимущества в г. Москве, Правительство г. Москвы, Комитет лесного хозяйства Московской области, об оспаривании отказа в государственной регистрации и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение физической культуры и спорта "Городская спортивно-оздоровительная база "Лесная" (далее - МУ ФКиС ГСОБ "Лесная") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее: Управление Росреестра по Московской области), в котором просит:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8;
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвуют: Администрация городского округа Троицк в г. Москве, Управление Росреестра по г. Москве, ТУ Росимущества в г. Москве, Правительство г. Москвы, Комитет лесного хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.10.2011 в удовлетворении заявленных МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 решение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2012 решение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2011 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В качестве основания отмены указанных судебных актов Федеральный Арбитражный суд Московского округа указал, что суды, принимая обжалуемые акты об отказе в предъявленном заявлении, не выяснил вопрос о том, не относится ли спорный участок к категории городских лесов (поселений). Кроме того, суд не обсудил вопрос и о том, не принимались кем-либо решения о переводе спорного земельного участка из земель поселений в лесные участки и наоборот. А проверка данных обстоятельств, по мнению коллегии, была необходима, поскольку, как это видно из материалов дела, при утверждении 08.10.2009 Генерального плана городского округа Троицк Московской области, якобы, все земли, включая спорный участок, вошли в состав земель населенного пункта и не относятся к землям лесного фонда. При этом из кадастрового паспорта земельного участка площадью 19.000 кв. м., имеющегося в материалах дела, усматривается, что он отнесен к землям населенных пунктов (т. 1, л.д. 11), что также имеет определенное значение для правильного рассмотрения заявления по существу.
При этом, обосновывая вывод о том, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и, следовательно, распоряжаться им как находящимся в федеральной собственности предусмотренными законом способами могла только Российская Федерация или уполномоченный ею на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались лишь материалами лесоустройства, представленными ответчику из ФГУ "Мособллес". Однако сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2013 года по делу N А41-2670/11 заявленные требования МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным, необоснованным, с неправильным применением судом норм материального права, с нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" и администрации городского округа Троицк в г. Москве поддержал доводы жалобы, просил обжалуемое решение отменить.
Представитель Управления Росреестра по Московской области возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра по г. Москве поддержал доводы представителя Управления Росреестра по Московской области.
Присутствующий в заседании суда до объявления перерыва представитель Комитета лесного хозяйства Московской области против апелляционной жалобы возражал, считает решение законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ТУ Росимущества в г. Москве, Правительства г. Москвы, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом Постановлением Администрации г. Троицка Московской области от 23.07.2010 N 838 заявителю в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8, для рекреационных целей.
23.07.2010 указанный земельный участок передан заявителю по акту приема-передачи земельного участка.
04.10.2010 заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8.
Уведомлением от 11.10.2010 учреждению сообщено о приостановлении государственной регистрации на один месяц, в связи с тем, что МУ ФКиС ГСОБ "Лесная" не представлены документы, подтверждающие наличие у него оснований для проведения государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Сообщением от 11.11.2010 N 54/010/2010-73 учреждению отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м по тем основаниям, что указанный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем у администрации г. Троицка Московской области отсутствовали полномочия по распоряжению данным земельным участком. Документы, подтверждающие включение указанного земельного участка в границы населенного пункта - городской округ Троицк Московской области, заявителем не представлены.
Считая свои права нарушенными, а полученный отказ в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок необоснованным, заявитель обратился в суд с заявлением.
Апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований МУ ФКиС ГСОБ "Лесная".
В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Право на недвижимое имущество возникает и существует на основании правоустанавливающих документов, имеющихся у участников гражданско-правовых отношений и свидетельствующих о возникновении, переходе, ограничении, прекращении у них прав на имущество.
В силу п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации о регистрации, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных п. 1 данной статьи, и органов по государственной регистрации, относится, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав, у подготовившего документ лица или органа власти, а также, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Исходя из результатов экспертизы, регистрирующий орган устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В сообщении об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8 регистрирующий орган указал, что в качестве документа, подтверждающего право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8, заявителем представлено постановление Администрации г. Троицка Московской области от 23.07.2010 N 838, в котором уполномоченным лицом по распоряжению земельным участком выступает Администрация г. Троицка Московской области. Вместе с тем, из представленных документов следует, что указанный земельный участок, является участком лесного фонда. Документы, подтверждающие включение указанного земельного участка в границы населенного пункта - городской округ города Троицк, а также документы, подтверждающие полномочия Администрации по распоряжению указанным земельным участком лесного фонда, на государственную регистрацию не представлены.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие данного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (п. 2 ст. 6 Закона о государственной регистрации).
Судом установлено, что при проведении правовой экспертизы, предусмотренной п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации, регистрирующим органом был направлен запрос в ФГУ "Мособллес" N 54/010/2010-73 от 04.10.2010.
В ответ на запрос, из ФГУ "Мособллес" в Управление поступили следующие документы:
- письмо от 12.10.2010 N 486 (т. 1 л. д. 46), из которого следует, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда выдел 20, квартал 24 Малинского участкового лесничества, Подольского лесничества, что подтверждают Лесоустроительные материалы 199-2000 г.г. (таксационное описание, планшет), кроме того, решения о переводе вышеуказанного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов Правительством Российской Федерации не принималось;
- выписка из материалов лесоустройства Подольского лесничества Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, подтверждающая расположение земельного участка с кадастровым N 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м в Московской области, Наро-Фоминском районе, Подольском лесничестве Малинском участковом лесничестве, квартале 24, выдел 20 и нахождения данного участка в защитных лесах категории - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (лесопарковые зоны) (т. 1 л. д. 47);
- выкипировка с планшета N 7, описывающая схему расположения и границы лесного участка (т. 1 л. д. 48).
Из информации о лесном участке (т. 1 л. д. 90) следует, что земельный участок с номером государственного учета в лесном реестре 897-2010-12, расположен по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, Подольское лесничество, Малинское участковое лесничество, квартал 24, выдел 20, имеет площадь 1, 9 га, назначение - заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, категория земель - земли лесного фонда, категория защитности - зеленые зоны, лесопарки (функциональные зоны не выделены), что свидетельствует о нахождении спорного указанного земельного участка в составе земель лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, следовательно, спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
В материалы дела представлен Проект организации и ведения лесного хозяйства (т. 3 л. д. 128), в котором указано, что на землях лесного фонда по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, Подольское лесничество, Малинское участковое лесничество, квартал 24 располагаются лесные культуры возраста от 45 до 100 лет.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию.
В соответствии с положениями ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 3 ЛК РФ сохраняется приоритет: за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании ЛК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст.ст. 67-68 ЛК РФ, п.п. 2-3 Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 "О правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков: проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, опенка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 Лесного кодекса, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Одновременно статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом, в соответствии с требованиями статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Таким образом, на основании положений ст.ст. 3, 67-69 Лесного кодекса, ст.ст. 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", п.1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 8 ФЗ от 4.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, п. "в" ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ, к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 данного Кодекса.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: зеленые зоны, лесопарки.
В соответствии со ст. 8.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Конкретное местоположение лесных участков, относящихся к данной категории лесов, определялось при лесоустройстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ, изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В соответствии с п. 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007, изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается.
Из документов, поступивших в Росреестр от ФГУ "Мособллес", следует, что спорный земельный с кадастровым номером 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе ГСК-8 входит в состав земель лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также предусмотрено отнесение таких земельных участков к федеральной собственности.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств право Российской Федерации на земельный участок возникло в силу закона ранее, до формирования границ спорного земельного участка и постановки его на кадастровый учет.
Статьей 83 Земельного кодекса РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон).
Согласно п. п. 2, 3 ст. 1 названного Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из анализа указанных норм следует, что земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
В статье 22 Закона предусмотрено, что при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона под межевым планом понимается документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В материалы дела представлен межевой план от 14.04.2010 (т. 1 л. д. 102) земельного участка с кадастровым N 50:54:010101:10, площадью 19000 кв. м.
Порядок согласования границ земельных участков предусмотрен статьей 39 Закона о государственном кадастре недвижимости, согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 40 Закона о государственном кадастре недвижимости согласование местоположения границ земельных участков оформляется соответствующим актом, который является частью межевого плана.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 в составе межевого плана утверждена также форма акта согласования местоположения границ земельного участка, предусматривающая возможность внесения сведений о несогласии с местоположением границ, указания конкретных разногласий при согласовании.
Доказательства обращения за согласованием местоположения границ образуемого земельного участка в установленном законодательством порядке, оформления результатов согласования или несогласования границ соответствующим актом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в составе межевого плана содержится пояснительная записка кадастрового инженера, из которой следует, что образуемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, по функциональному зонированию - к землям застройки.
В соответствии с п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 6 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
То есть в рассматриваемом случае право Российской Федерации, возникшее, как было указано выше, в силу закона, не может быть прекращено по такому основанию как последующее включение земельного участка в границы населенного пункта.
Между тем в силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а установление городской черты не может влиять на имущественные отношения сторон, является правильным.
Кроме того, обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09.01.1998 N -П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса РФ, а также позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.06.2008 N 16490/07 указано, что лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Иное толкование приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населённых пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода.
Апелляционный суд отклоняет довод жалобы о том, что в связи переходом земель, в том числе спорного земельного участка, в состав земель населенного пункта с момента утверждения Генерального плана городского округа Троицк Московской области, земли относятся к неразграниченной государственной собственности, поскольку согласно перечисленным нормам права и судебной практике утверждение границ города не влечет за собой автоматического прекращения права собственности Российской Федерации и отнесение земельного участка к неразграниченной собственности.
Судом не принимается ссылка заявителя на положения статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", так как указанная норма не предусматривает прекращения права Российской Федерации на земельный участок, возникшего у нее в силу закона.
Исследуя вопрос об отношении спорного участка к категории городских лесов (поселений) суд отмечает следующее.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. К защитным лесам относятся городские леса (часть 1 статьи 6, п.п. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14, пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение такими участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
В соответствии с указанной лесоустроительной инструкцией, а также ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- проектирование лесных участков;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Доказательств того, что в отношении спорного земельного участка органом местного самоуправления проводились мероприятия, связанные с лесоустройством, в материалы дела не представлено.
Указание в кадастровом паспорте земельного участка на принадлежность лесного участка к категории земли населенных пунктов либо к иной категории не может влиять на статус данного участка именно как лесного участка.
Кроме того, апелляционный суд считает обоснованным довод заинтересованных лиц о том, что при рассмотрении требований о правомерности отказа регистрирующего органа в регистрации права в порядке главы 24 АПК РФ, надлежит оценивать законность оспариваемого акта, исходя из тех документов и сведений, которые были представлены заявителем непосредственно регистратору.
Вместе с тем, как было правильно установлено судом первой инстанции, сведения от ФГУ "Мособллес", поступившие по запросу регистратора, послужили надлежащим основанием для отказа в регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, полномочия по распоряжению которым у администрации не имелось в силу отнесения его к собственности Российской Федерации.
На основании изложенных обстоятельств апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о признании правомерным отказа регистрирующего органа МУ ФКиС "ГСОБ "Лесная" в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд апелляционный инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-2670/11 от 19 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2670/2011
Истец: МУ ФКиС "ГСОБ "Лесная"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Управление лесного хозяйства по МО и г. Москве, Управление лесного хозяйства по Московской области, Управление Федеральной службы гос.регистрации кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1841/12
02.07.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4512/13
19.03.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-2670/11
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1841/12
15.12.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9725/11
07.10.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-2670/11