г. Москва |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А40-146512/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей В.А. Свиридова, Э.В. Якутова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Коротковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "22" апреля 2013 г. по делу N А40-146512/12, принятое судьей И.А. Блинниковой,
по заявлению ООО фирма "АГВА" (ОГРН 1027700348642, 115470, г. Москва, проспект Андропова, вл. 25В, стр. 3)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица: 1) Москомархитерктура, 2) Префектура ЮАО г. Москвы
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Асликян Э.С. по дов. от 21.01.2013, Чейкин А.А. по дов. от 21.01.2013, |
от ответчика: |
Бондаренко Г.Е. по дов. от 27.02.2013, |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
ООО фирма "АГВА" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы (Департамент, заинтересованное лицо) в заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу: проспект Андропова, вл. 25В, стр. 2, кадастровый номер 77:05:0004008:1004, выраженных в письмах от 09.06.2012 N 33-5-2620/12-(0)-1, от 08.08.2012 N 33-5-14884/12-(0)-1, а также обязании Департамента оформить распоряжение о предоставлении земельного участка площадью 457 кв.м. кадастровый номер 77:05:0004008:1004 в собственность ООО фирма "АГВА" по цене 6262400,33 руб.
Решением от 22.04.2013 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в части признания незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы в заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу: проспект Андропова, вл. 25В, стр. 2, кадастровый номер 77:05:0004008:1004, выраженного в письме от 08.08.2012 N 33-5-14884/12-(0)-1, а также обязания Департамента оформить распоряжение о предоставлении земельного участка площадью 457 кв.м. кадастровый номер 77:05:0004008:1004 в собственность ОООфирма "АГВА" по цене 6262400,33 руб. Суд исходил из отсутствия у Департамента законных оснований для отказа заявителю в заключении договора купли-продажи земельного участка.
В части требования о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы в заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу: проспект Андропова, вл. 25В, стр. 2, кадастровый номер 77:05:0004008:1004, выраженного в письме от 09.06.2012 N 33-5-2620/12-(0)-1 отказано по мотиву пропуска заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на расположение спорного земельного участка в границах улично-дорожной сети города Москвы, не возможности отчуждения земельного участка, поскольку последний является землями общего пользования, самовольности возведения здания заявителем.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО фирма "АГВА" поддержал решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители третьих лиц (Москомархитектура, Префектура ЮАО города Москвы) в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО фирма "АГВА" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - нежилое здание площадью 719,7 кв.м. по адресу Москва, проспект Андропова, вл. 25В, стр. 2, кадастровый или (условный) номер 77-77-12/015/2005-461 (Здание). Данное обстоятельство подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права (Т1, л.д. 24).
Здание распложено на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004008:1004, что не оспаривается сторонами.
Заявитель 06.03.2012 обратился в Департамент через службу "одного окна" с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 457 кв.м., кадастровый номер 77:05:0004008:1004 в собственность путем заключения договора купли-продажи.
Письмом от 10.05.2012 N 33-5-2620/12-(ю) Департаментом направлен в адрес ООО фирма "АГВА" проект распоряжения Департамента, где указана выкупная цена земельного участка в размере 6262400 рублей 33 копеек.
21.05.2012 заявитель направил согласованный и утвержденный проект распоряжения в Департамент земельных ресурсов города Москвы N 33-05-2620/12-(11).
09.06.2012 заявитель получил отказ в оформлении договора N 33-5-2620/12- (0)-1.
В связи с обращением заявителя от 27.06.2012 по вопросу оформления договора купли-продажи земельного участка адресу Москва, проспект Андропова, вл. 25В, стр. 2 заинтересованным лицом 08.08.2012 направлен ООО фирма "АГВА" ответ N 33-5-14884/12-(0)-1, из которого усматривается, что позиция Департамента выражена в ответе от 09.06.2012 N 33-5-2620/12- (0)-1.
Исходя из названных отказов, основанием явились следующие обстоятельства: границы рассматриваемого участка документацией градостроительного проектирования не определялись, градостроительный план земельного участка не оформлялся, участок расположен на территории, занятой объектами существующей улично-дорожной сети города Москвы, а также участок расположен в зоне сохранения и комплексного благоустройства сложившейся территории, в связи с чем, использование данного земельного участка для целей эксплуатации магазина противоречит Закону города Москвы от 05.05.2010 N 17 "О генеральном плане города Москвы".
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения ООО фирма "АГВА" в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь материалами дела, суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным вывод суда о пропуске, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обжалование решения государственного органа, в части отказа выраженного в письме от 09.06.2012 N 33-5-2620/12-(0)-1. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование названного решения Департамента от 09.06.2013 от заявителя не поступало.
Пропуск процессуального срока на обжалование решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.
В указанной связи суд правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя в соответствующей части. В указанной части решения суда первой инстанции сторонами возражения не заявлены.
Срок для обжалования отказа от 08.08.2012 N 33-5-14884/12-(0)-1, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Нормой ст. 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Основания для отказа в выкупе земельного участка лицу, являющемуся собственником находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, предусмотрены статьей 27, пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, статьей 70.1 ЗК РФ. Такими основаниями являются: изъятие земельного участка из оборота; ограничение земельного участка в обороте; резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке пункта 1 статьи 36 ЗК РФ законом не предусмотрено.
Доказательств наличия таких обстоятельств заинтересованным лицом не представлено, суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции на основании материалов дела наличие таких оснований не установил.
При этом как усматривается из заявления ООО фирма "АГВА", поданного в службу "одного окна", обществом представлен полный перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Спорный земельный участок не изъят из оборота федеральным законом, в отношении него не установлен запрет на приватизацию, он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Доказательства обратного в порядке ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ Департаментом не представлены.
В указанной связи, отказ Департамента в предоставлении в собственность ОООфирма "АГВА" земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004008:1004 является незаконным.
Основания для отказа, которые приведены Департаментом, не предусмотрены законом. Более того, как правильно установил суд первой инстанции, материалы дела содержат доказательства, опровергающие приведенные Департаментом причины отказа.
Из представленных в дело исх. ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" от 30.11.2010 N 200-02-7347/0-(0)1, от 23.12.2010 N 200-02-7695/0-(0)-1, от 13.01.2011 N 200-02-7695/0-(0)-2, Договора от 03.12.2010 N 6/1326 с приложенными расчетом стоимости и актом выполненных работ следует, что за счет заявителя выполнены работы по исключению из улично-дорожной сети участка размещения зданий по адресу: проспект Андропова, вл. 25В, стр. 1,2,3. О данном обстоятельстве проинформировано и заинтересованное лицо (Т 1, л.д. 64).
Из названных документов, а также распоряжений Департамента от 26.08.2011 N 3955 и от 02.11.2011 N 4949 следует, что спорный земельный участок входит в состав зоны смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов с разрешенным использованием - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров (последнее усматривается и из кадастрового паспорта спорного земельного участка). Доказательства признания вышеперечисленных документов незаконными либо их оспаривания заинтересованным лицом не представлены. Тем самым опровергается довод департамента о якобы нахождении земельного участка на землях общего пользования, не подлежащих отчуждению.
Вопреки доводу апелляционной жалобы спорный земельный участок не расположен в границах улично-дорожной сети города Москвы, что следует из Закона города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Не подтверждено надлежащими доказательствами и мнение подателя апелляционной жалобы о пересечении спорного земельного участка с другим, расположенным в границах улично-дорожной сети.
В указанной связи суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Действующим законодательством (ст. ст. 28, 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости") прямо предусмотрено, что орган кадастрового учета обеспечивает устранение пересечения границ земельных участков в установленном порядке.
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" возможность своевременно устранить кадастровую ошибку, откорректировав границы земельных участков, предоставлена ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в настоящее время Управление Росреестра по Москве) в порядке информационного взаимодействия с ДЗР г. Москвы.
Как подтвердил представитель Департамента в судебном заседании спорный земельный участок находится в собственности города Москвы, сформирован и поставлен на кадастровый учет собственником. Учитывая выполненную по заказу заявителя корректировку границ спорного земельного участка и передачу ее результатов Департаменту, обязанность внесения соответствующей информации в соответствующие реестры и кадастр лежит на последнем.
Доводы заинтересованного лица о нарушениях при строительстве объекта недвижимости, признаках самовольной постройки здания заявителя и подобные им не принимаются судом апелляционной инстанции исходя из наличия в деле свидетельства о государственной регистрации права (Т 1, л.д. 24) которое не признано незаконным и не оспорено в установленном порядке. Доказательства обратного Департаментом не представлены.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству в сфере земельных правоотношений.
При этом, оспариваемый обществом отказ, нарушает права и законные интересы ООО фирма "АГВА" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Руководствуясь нормами п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 2, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" суд первой инстанции правильно установил выкупную стоимость земельного участка в размере 6262400,33 руб. на основании проекта распоряжения Департамента.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой АПК РФ, а также разъяснениями п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции правомерно обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного апелляционный суд считает решение суда первой инстанции по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.04.2013 по делу N А40-146512/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146512/2012
Истец: ООО фирма "АГВА"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Москомархитектура, Префектура ЮАО г. Москвы, Префектура ЮАО города Москвы