г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А56-76988/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Гуляева М.А. по доверенности от 30.05.2013 N 65 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: Давыдова О.А. по доверенности от 26.12.2012 N 51 (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11056/2013) Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2013 по делу N А56-76988/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-СБС"
к, Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Навигатор-СБС" (ОГРН 1037843028520, ИНН 7825466405, адрес: Санкт-Петербург, ул. Глазурная, д. 8/10, лит. А; далее - ООО "Навигатор-СБС", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах (далее - Отдел) от 12.12.2012 N Ю78-03-06-2277 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.04.2013 заявление удовлетворено. В апелляционной жалобе Отдел просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя, суд не учел, что административным органом соблюден порядок проведения выездной плановой проверки, регламентированный Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи чем, составление протокола осмотра по правилам статьи 27.8 КоАП РФ, не требуется.
В судебном заседании представитель Отдела поддержал доводы апелляционной жалобы, обратив внимание на особую опасность нарушения требований к хранению ртуть содержащих люминесцентных ламп. Представитель общества просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 26.06.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено 02.07.2013.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
По материалам дела установлены следующие фактические обстоятельства.
В период с 20.11.2012 по 29.11.2012 Отделом на основании распоряжения от 23.10.2012 N 78-03-06-1288/В-12 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия обществом с ограниченной ответственностью "Навигатор-СБС", осуществляющим деятельность по адресам: Санкт-Петербург, ул. Глазурная, д. 8/10, лит. А (административное здание); шоссе Революции, д.88 (производственное помещение). В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статей 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и пунктов 3.5, 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03) отработанные люминесцентные лампы (отходы 1 класса опасности) хранятся обществом в складском помещении, предназначенном для хранения запасных частей и оборудования автотранспорта, без пространственной изоляции. При проведении проверки присутствовали специалисты общества - начальник юридического отдела, начальник транспортного участка, эколог, начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии. В ходе проверки осуществлялась фотофиксация.
По результатам проверки составлен акт от 29.11.2012 N 78-03-06-1288/В-12, в котором отражены выявленные нарушения. В тот же день 29.11.2012 должностным лицом Отдела составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-03-06-1288/В-1, согласно которому действия общества квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ. Постановлением от 12.12.2012 N Ю78-03-06-2277 ООО "Навигатор-СБС" привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Заявление Общества, обжаловавшего постановление, удовлетворено судом первой инстанции в связи с отсутствием протокола осмотра и малозначительностью правонарушения.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения - действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлены следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), устанавливающие гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (пункт 1.2).
В силу пункта 1.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
В соответствии с пунктом 2.5. СанПиН 2.1.7.1322-03 различают следующие основные способы складирования отходов производства и потребления:
- временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);
- временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
- складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;
- складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.
Пунктом 3.4. СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
В соответствии с пунктом 3.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
Как следует из пункта 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Диспозиция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, накоплении, и ином обращении с отходами производства и потребления. Таким образом, для наличия состава необходимо установить факт обращения с отходами, в данном случае факт хранения, временного складирования отходов.
В данном случае Отделом в ходе проверки установлено, что в нарушение требований пунктов 3.5, 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 отработанные люминесцентные лампы (отходы 1 класса опасности) хранятся Обществом в складском помещении, предназначенном для хранения запасных частей и оборудования автотранспорта, без пространственной изоляции.
Апелляционный суд находит не соответствующими фактическим обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции о том, что акт проверки от 29.11.2012 N 78-03-06-1288/В-12 и протокол об административном правонарушении от 29.11.2012 N Ю78-03-06-1288/В-1, в отсутствие протокол осмотра с участием понятых, предусмотренного статьей 27.8 КоАП РФ, являются ненадлежащими доказательствами события вменяемого Обществу правонарушения.
Поскольку выездная плановая проверка проведена Отделом в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", акт проверки от 29.11.2012 N 78-03-06-1288/В-12, составленный с участием представителей Общества, является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении. Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости составления протокола осмотра по правилам статьи 27.8 КоАП РФ следует признать ошибочным.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В акте проверки и протоколе об административном правонарушении указано, что отработанные люминесцентные лампы (отходы 1 класса опасности) хранятся в складском помещении, предназначенном для хранения запасных частей и оборудования автотранспорта, без пространственной изоляции.
Применительно к диспозиции статьи 8.2 КоАП РФ, а также требованиям пунктов 3.5, 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 изложенные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении обстоятельства подтверждают событие вменяемого Обществу нарушения, а сведения о том, сколько ламп хранилось без пространственной изоляции, какого вида, цвета и мощности, не имеют значения.
Объяснения представителей Общества о том, что выявленные в ходе проверки лампы были в день проверки заменены электриком (поскольку перегорели) и в тот же день переданы кладовщику, который поместил лампы сначала на склад в индивидуальной картонной упаковке каждую (что и было выявлено на момент проверки), не опровергают выводы проверки. О наличии специального контейнера, в который будут помещены лампы, присутствующие при проверке специалисты Общества не указали, отразив в акте проверки лишь заявление о том, что объяснения будут даны при рассмотрении дела. Между тем, вменяемый Обществу эпизод требовал ни дачи объяснений, а предъявления проверяющим специального контейнера (при его наличии), что исключило бы отражение в акте проверки данного нарушения.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением, в силу статьи 2.9 КоАП РФ, является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60) квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Нарушение порядка хранения ртуть содержащих ламп, являющихся отходами первого класса опасности, может повлечь существенную угрозу не торлько общественным отношениям, но жизни и здоровью людей, что исключает признание таких нарушений малозначительными.
Доводы Общества о том, что оно не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность в области обращения с отходами, следовательно, требования, предусмотренные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ и СанПиН 2.1.7.1322-03 к его деятельности не применимы, судом апелляционной инстанции отклоняется.
СанПиН 2.1.7.1322-03 устанавливает гигиенические требования, в том числе к размещению отходов производства и потребления (пункт 1.2) и является обязательным для исполнения. Под размещением понимается, в том числе содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Кроме того, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ содержит понятие "накопление отходов", то есть временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
ООО "Навигатор-СБС" не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина ООО "Навигатор-СБС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2013 по делу N А56-76988/2012 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах от 12.12.2012 N Ю78-03-06-2277 обществу с ограниченной ответственностью "Навигатор-СБС" отказать.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76988/2012
Истец: ООО "Навигатор-СБС"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу