город Москва |
|
9 июля 2013 г. |
Дело N А40-143909/12-10-1379 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саргсяном Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2013 по делу N А40-143909/12, принятое судьей Пуловой Л.В.,
по заявлению ЗАО "Солит Групп" (ОГРН 104779600948)
к ДЗР г. Москвы (ОГРН 1037739510423),
третьи лица: Управление Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822), Москомархитектура,
о признании незаконным решения, выразившегося в отказе в предоставлении в собственность земельного участка;
при участии:
от заявителя: Томбасова Е.С. по доверенности от 24.05.2013; Пыхтин С.В. по доверенности N 1/7 от 01.07.2013;
от заинтересованного лица: Важина А.Н. по доверенности N ДГИ-Д-134/13 от 27.02.2013;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил: ЗАО "Солит Групп" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения, оформленного письмом ДЗР от 25.07.2012 N 35-5-11243/12(0)-1 об отказе ЗАО "Солит Групп" в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации зданий под складской комплекс площадью 1109, 61 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3, с кадастровым номером 77:01:0004019:145 и обязании ДЗР подготовить и направить ЗАО "Солит Групп" проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 20 % его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2013 по делу N А40-143909/12 заявленные требования удовлетворены.
При этом суд исходил из того, что решение ДЗР г. Москвы нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представители Департамента и заявителя поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, ЗАО "Солит Групп" является собственником части здания с условным номером объекта 77-77-11/074/2008-585, общей площадью 115, 5 кв.м. расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004019:145 по адресу: Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3.
На земельном участке расположены здания, строения, сооружения: Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15. Условные номера: 77:77:11/074/2008-576, 139148, 139170, соответственно общей площадью 2064 кв.м.
Для эксплуатации принадлежащих собственникам зданий по адресу: Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3 и 4 на прилегающей территории для эксплуатации комплекса сформирован участок с кадастровым номером 77:01:0004019:146, находящегося по адресу: Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3, 4, 15.
Объекты недвижимости, находящиеся на указанном земельном участке, образуют имущественный комплекс.
30.06.2012 заявитель обратился в ДЗР г. Москвы с заявлением о приватизации земельного участка, однако письмом от 25.07.2012 N 35-5-11243/12(0)-1 отказано ЗАО "Солит Групп" в предоставлении в собственность земельного участка.
Считая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также является уполномоченным органом по заключению договоров аренды и купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ) либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным и в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Из пункта 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Законом г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности г. Москвы, принимаются Правительством г. Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти г. Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.
Порядок подготовки, согласования и выдачи договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента о предоставлении земельного участка на момент обращения заявителя в Департамент определен Регламентом подготовки документов Департаментом в режиме "одного окна" (приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП).
Договор купли-продажи земельного участка входит в Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города Москвы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями г. Москвы в режиме "одного окна".
Заявление на оформление договора купли-продажи участка в собственность подается по установленной форме, содержащейся в приложении N 22 к Регламенту, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, и должно содержать юридический, почтовый адрес организации, наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, БИК, ИНН, ОКПО, КПП организации. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, также установлен в приложении N 22 к указанному Регламенту и в приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Из материалов дела следует, что обществом представлен необходимый пакет документов для приобретения прав на спорный земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности здания.
Основанием для отказа ЗАО "Солит Групп" в предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации зданий под складской комплекс площадью 1109, 61 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул. Грузинский вал, д. 11, стр. 3, с кадастровым номером 77:01:0004019:145 послужило то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах существующей улично-дорожной сети.
Как следует из публичной кадастровой карты, участки 77:01:04018:148 и 77:01:04020:050 действительно являются участками существующей улично-дорожной сети.
Однако участок 77:01:0004019:129 представляет собой не существующую, а проектируемую улично-дорожную сеть.
Доказательств того, что на момент приобретения заявителем объекта недвижимости имелись сведения о расположении красных линий в отношении спорного земельного участка не представлено.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что в нем отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке ограничения в виде его резервирования, а также в виде установления ограничения "не подлежит приватизации, зарезервирован для государственных нужд".
Таким образом, предусмотренных законодательством оснований, которые бы позволяли бы Департаменту отказать заявителю в оформлении права собственности на указанный земельный участок, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, если эти здания были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Департаментом законность оспариваемого отказа не доказана.
Из материалов дел следует, что к заявлению обществом приложен полный комплект документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 13.09.2011 N 475.
Перечень прилагаемых документов, установленный данным нормативным правовым актом, является исчерпывающим.
При таких обстоятельствах, на основании установленных обстоятельствах, учитывая, что обществом представлен в Департамент полный комплект документов, необходимых для приобретения прав на спорный земельный участок, на Департамент земельных ресурсов г. Москвы правомерно возложена обязанность подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка с установлением цены выкупа земельного участка равной 20 % от кадастровой стоимости.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако они не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 48, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену Департамента земельных ресурсов г. Москвы, на Департамент городского имущества г. Москвы.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2013 по делу N А40-143909/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143909/2012
Истец: ЗАО Солит Групп, ИП Инджикян О. Р.
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ИП Москвитина А. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, ЗАО "Солит Групп", ИП Геме Хани Альхаджи, ООО "Ателье N1"
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13741/13
04.07.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19149/13
27.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143909/12
07.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1685/13