г. Пермь |
|
26 июня 2007 г. |
А71-2391/2007-А19 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю.Щеклеиной
судей С.П.Осиповой, Т.С.Нилоговой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Э.Р.Тухватуллиной
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Ситникова В.В.
на решение от 27.04.2007 г. по делу А71-2391/2007-А19
арбитражного суда Удмуртской Республики, принятого судьей Н.Г.Зориной,
по заявлению: индивидуального предпринимателя Ситникова В.В.
к ответчику - Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии
от заявителя: Гуляев В.В., паспорт 9402N 508279, доверенность от 12.02.2007 г.
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ситников В.В. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее-заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления N 16 от 29.03.2007 года о назначении административного наказания по ст.8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.04.2007 г. в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Ситникова В.В. отказано.
Заявитель с решением суда не согласен и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что размещением отходов производства и потребления не занимается, их вывоз и прием осуществляет ООО "Спецэкохозяйство", в силу чего оно обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, пояснил, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, вменяемое заявителю правонарушение доказано, просит решение суда первой инстанции оставить в силе. Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 21.03.2007 г. должностными лицами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по приказу Минприроды УР N 156-ГК от 21.02.2007 г. проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства предпринимателем Ситниковым В.В., являющимся владельцем магазина "Интерьер".
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности магазина "Интерьер" является торговля промышленными товарами. Магазин "Интерьер" занимает 4 помещения в разных частях города Воткинска, на которых образуются отходы потребления по кодам и классам опасности: 353 301 00 13 01 1-ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; 187 102 02 01 00 5 - отходы упаковочного картона незагрязненные; 187 103 00 01 00 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; 571 029 03 13 99 5 -полиэтиленовая тара, поврежденная; 912 004 00 01 00 4-мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 912 011 00 01 00 5 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами.
Размещение отходов потребления 4 и 5 классов опасности производится на свалке г. Воткинска, которую обслуживает ООО "Спецэкохозяйство".
Нарушение выразилось в несоблюдении требований природоохранного законодательства, а именно, имея источник негативного воздействия на окружающую среду, предпринимателем Ситниковым В.В. не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г. в установленные сроки, т.е. до 20 января 2007 г. (Приказ Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 г. N 557).
Результаты проверки оформлены актом N 16 от 21.03.2007 г., основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение предпринимателем ст.ст. 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды"; Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды временного воздействия"; п.1.3,1.6 N 190 от 26.01.1993 г. "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ; ст.ст. 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ; п.1.2 Приказа Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду; Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2006 г. N 459 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
29.03.2006 г. по факту выявленного административного правонарушения в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 16.
29.03.2007 г. в отношении предпринимателя вынесено постановление N 16 о назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 3 000 руб., предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Считая привлечение к административной ответственности необоснованным и незаконным, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом доказана вина заявителя в совершенном правонарушении.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, является законным и обоснованным.
В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ несоблюдение срока уплаты за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.16 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукции), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ).
В соответствии с порядком перечисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду издан приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2006 г. N 49 "Об установлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду", согласно которому срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам четвертого квартала 2006 г. установлен 20.01.2007 г.
В соответствии с п.3 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (далее - Порядок), плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п.4 Порядка).
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (п.5 Порядка).
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Из материалов дела следует, между предпринимателем и ООО "Спецэкохозяйство" заключен договор N 272-05 от 11.08.2005 г. на оказание услуг по приему отходов, согласно п.1.1 которого Исполнитель (ООО "Спецэкохозяйство") принимает на себя обязательства, а заказчик (ИП Ситников В.В.) оплачивает услуги по приему (производственных, бытовых) отходов на полигон твердых бытовых отходов. Из условий договора не следует, что в цену услуг включено перечисление заказчиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду исполнителю. Данный факт не подтверждается и платежными поручениями, согласно которым заявителем перечислена только плата за оказание услуг. Из договора не следует, что при его заключении произошел переход права собственности на отходы к ООО "Спецэкохозяйство". Доказательств перехода права собственности на отходы или отказа от права собственности на отходы предпринимателем не представлены, следовательно, он является собственником отходов, а доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно истолкованы условия договора на оказание услуг по приему отходов, и обязанность по уплате платежей переходит к исполнителю по договору, подлежат отклонению.
Представленная представителем ИП Ситникова В.В. калькуляция затрат на прием 1 куб.м. ТБО на полигоне ООО "Спецэкохозяйство" также не подтверждает доводы заявителя, что в тариф входит плата за негативное воздействие на окружающую среду. Письмо Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике от 18.04.2007 г. N 01/1534 о рассмотрении документов на получение ООО "Спецэкохозяйство" лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не имеет юридического значения для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ. Независимо от того, имело ли юридическое лицо лицензию на вышеуказанную деятельность, ИП Ситников В.В., заключивший с ним договор на вывоз твердых бытовых отходов не освобождается от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а в случае неисполнения данной обязанности - от предусмотренной законом ответственности. ИП Ситников В.В., являясь собственником образовавшихся в ходе осуществления предпринимательской деятельности отходов потребления 4 и 5 классов опасности, обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду от размещения данных отходов.
Судом первой инстанции установлено, что предприниматель Ситников В.В. в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду не внес, в результате чего произведено доначисление платы за 2006 г. в размере 5983,89 руб.
Допущенное предпринимателем правонарушение причиняет вред охраняемым государством интересам в области охраны окружающей среды и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и доказан административным органом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление административного органа вынесено в соответствии с действующим законодательством, является законным и обоснованным, и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что индивидуальный предприниматель не может являться субъектом платежа, поскольку в Постановлении Правительства N 632 от 28.08.1992 г. индивидуальные предприниматели не указаны, подлежат отклонению.
Субъектами платы за размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно ч.1 ст.23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" являются юридические и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность. Действие данного закона распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеет большую юридическую силу по отношению к названному постановлению.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, является законным и обоснованным, нарушение норм материального права судом не допущено.
В данном случае заинтересованным лицом назначен предприятию минимальный размер штрафа с учетом всех обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2007 г. по делу N А71-2391/2007-А19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ситникова Виктора Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2391/2007
Истец: ИП Ситников Виктор Владимирович
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4034/07