г. Москва |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А40-148495/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей: Банина И.Н., Юрковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рускаовой В..
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.04.2013 г.
по делу N А40-148495/12,
принятое судьей Филиной Е.Ю. (шифр судьи 142-1409)
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ОГРН 1027739057500, 125993, г. Москва, ул. Ленинградский проспект, д. 37, корп. 7)
к Министерству обороны Российской Федерации
(1037700255284, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
третье лицо: Федеральное агентство воздушного транспорта
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Ивченко А.А. по доверенности от 29.05.2013 г.
ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности по оплате за предоставленное аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в районе аэродрома и МВЛ, в районах авиационных работ с февраля 2010 года по апрель 2011 года в сумме 462 635 руб.17 коп..
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.04.2013 года в удовлетворении требований ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, фактическое оказание услуг, а также на уклонение ответчика от возмещения стоимости оказанных услуг.
Рассмотрев дело в порядке статей, 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на оказание ответчику в период с февраля 2010 года по апрель 2011 года услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов в районе аэродрома и МВЛ и в районах аваиработ, фактически сложившиеся между сторонами правоотношения по договору возмездного оказания услуг в силу положений ст.ст.435-443 Гражданского кодекса Российской Федерации, где заявка ответчика является офертой, а оказанные истцом услуги акцепт, а также отказ ответчика от оплаты стоимости услуг в сумме 462 635 руб.17 коп..
В подтверждение факта оказания услуг представлены реестры полетов воздушных судов ответчика, копии счетов-фактур.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио-светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 5, 42 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1084, использование воздушного пространства производится на основании заявок, подаваемых пользователями воздушного транспорта.
На основании указанных Федеральных правил Приказом Минобороны Российской Федерации и Минтранса России от 30.11.2001 года N 483/168 утверждена Инструкция по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства - планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ, которая устанавливает единые для всех пользователей воздушные пространства правила составления формализованных заявок на ИВП.
Заявки на ИВП составляются по единой форме, унифицированной с формой, рекомендованной Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) для составления планов полетов (п. 1.2). Каждая заявка на использование воздушного пространства оформляется в виде телеграммы и передается в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с требованиями приложения N 1 к Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации (п. 1.5). Нарушение и искажение правил составления заявок на ИВП недопустимо, в связи с автоматизированной обработкой этих данных в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами).
В соответствии с п. п. 42, 43, 44, 45, 46 Административного регламента, взимание сборов осуществляется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" путем выставления счетов за аэронавигационное обслуживание пользователю с приложением реестров полетов воздушных судов. Размеры сборов формируются на основании информации о фактически выполненных рейсах (полетах) пользователя. Для определения размера сборов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обеспечивает сбор, анализ и обобщение информации по выполненным рейсам (полетам) Пользователей и после проверки ее достоверности формирует реестры полетов воздушных судов в течение семи рабочих дней с начала месяца, следующего за месяцем, в котором было предоставлено аэронавигационное обслуживание. На основании реестров полетов воздушных судов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" оформляет счета. Счета направляются пользователям ежемесячно заказным отправлением (с уведомлением о вручении) в течение десяти рабочих дней с начала месяца, следующего за месяцем, в котором было предоставлено аэронавигационное обслуживание. Обязанность по оплате счета возникает у пользователя с момента его получения. Предельный срок оплаты счета определяется как 5-й банковский день со дня его получения для российских пользователей и 20-й банковский день со дня его получения для иностранных пользователей.
Согласно п. п. 2.1., 2.2.1. Порядка взимания аэронавигационных сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 27.11.2007 года N 118, с пользователей взимаются аэронавигационные сборы за фактически предоставляемое аэронавигационное обслуживание.
В реестрах полетов воздушных судов на воздушных трассах указываются все полеты воздушных судов пользователя, которым было фактически предоставлено аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах и маршрутах их спрямления в воздушном пространстве Российской Федерации в отчетном периоде. В реестрах полетов воздушных судов на местных воздушных линиях и в районах авиационных работ, а также в реестрах полетов воздушных судов в районах аэродромов указываются все полеты воздушных судов пользователя, которым было фактически предоставлено соответствующее аэронавигационное обслуживание в границах района организации воздушного движения или зоны ответственности, определенной для данной организации в установленном порядке, в отчетном периоде.
Реестры составляются на основании данных производственной диспетчерской информации и/или документации, первичной учетной документации Организации. Реестры должны обеспечивать возможность сверки представленных данных с данными Пользователей по полетам воздушных судов.
По каждому полету воздушного судна отдельно в реестре указываются данные, позволяющие пользователю идентифицировать конкретный полет по своей полетной документации, а также данные, используемые для исчисления сбора, для обеспечения проверки пользователем правильности представленных расчетов сбора.
Реестры применяются для обоснования объемов и стоимости государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов, предоставленному пользователю за отчетный период, являются приложением к акту сдачи-приемки оказанных услуг и оформляются организацией не менее чем в двух экземплярах. Реестры заверяются подписью специалиста организации, имеющего соответствующие полномочия.
Согласно п. 2.2.5 Порядка взимания аэронавигационных сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, для производства расчетов пользователю (плательщику) в установленные сроки направляются первые экземпляры следующих документов: реестры полетов воздушных судов, составленные по каждому сбору отдельно; акт сдачи-приемки оказанных услуг; счет и счет-фактура (счет-фактура направляется при расчетах с российскими пользователями).
Второй экземпляр акта сдачи-приемки, после его подписания пользователем и другие экземпляры указанных документов остаются в предприятии (организации).
Акт сдачи-приемки считается принятым (подписанным), если второй экземпляр документа не возвращен организации в течение 5 дней с момента его получения пользователем.
С учетом приведенных положений нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт оказания услуг по аэронавигационному обслуживанию, а также объем оказанных услуг должен быть подтвержден первичной учетной документацией, а именно формализованной заявкой на ИВП, суточными планами воздушных полетов.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны истца не представлены доказательства, подтверждающие направление ответчику актов сдачи-приемки услуг, и бесспорные доказательства, подтверждающие факт оказания услуг ответчику, объем и стоимость оказанных услуг, а также то, что счета на оплату услуг за аэронавигационное обслуживание выставлялись ответчику на общих основаниях за полеты воздушными судами государственной авиации, не имеющими соответствующих литер или специального статуса либо за полеты, выполняемые на коммерческой основе, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 года N 862 "Об использовании государственной авиации в коммерческих целях", выводы суды первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерны.
Судом первой инстанции полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, основаны на нормах действующего законодательства. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения Арбитражного суда г. Москвы по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110,176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.04.2013 года по делу N А40-148495/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148495/2012
Истец: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в лице филиала "Камчатаэронавигация"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ
Третье лицо: Федеральное агенство воздушного транспорта, Федеральное агенство воздушного транспорта (Росавиация)