город Воронеж |
|
08 ноября 2010 г. |
Дело N А36-3/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Михайловой Т. Л.,
судей - Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции заявление государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Липецке к обществу с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в сумме 350 048,25 руб.,
третье лицо - инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Липецке: представители не явились, надлежаще извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье": представители не явились, надлежаще извещено,
от инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка: представители не явились, надлежаще извещена,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - орган Пенсионного фонда, фонд) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением (с учетом уточнений от 25.05.2010) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" (далее - общество "МТС-Черноземье", страхователь) 303 920 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, в том числе 218 232 руб. - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 85 688 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии и 43 297,86 руб. пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе 32 552,11 руб. - на страховую часть пенсии, 10 745,75 руб. - на накопительную часть пенсии, а всего - 347 217,86 руб.
Арбитражный суда Липецкой области, рассмотрев указанное заявление, принял решение от 28.05.2010, которым удовлетворил требования управления Пенсионного фонда в г. Липецке частично, взыскав с общества с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" в доход Пенсионного фонда 47 737 руб. 36 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за четвертый квартал 2008 года и пеней, начисленных за период с 21.04.2009 по 09.04.2010, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 24 471 руб. страховых взносов, 6 557 руб. 62 коп. пеней за третий квартал 2008 года и 2 914 руб. 84 коп. пеней за четвертый квартал 2008 года; на накопительную часть трудовой пенсии - 11 844 руб. страховых взносов, 539 руб. 11 коп. пеней за третий квартал 2008 года, 1 410 руб.79 коп. пеней за четвертый квартал 2008 года.
Одновременно определением от 25.05.2010 арбитражный суд Липецкой области прекратил производство по делу в части требований о взыскании с общества "МТС-Черноземье" 267 605 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за третий квартал 2008 года и пеней за период с 21.04.2009 по 09.04.2010, в том числе - 193 761 руб. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 73 844 руб. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, 31 875,5 руб. пеней, начисленных на данную недоимку.
Не согласившись с определением о прекращении производства по делу в части, орган Пенсионного фонда обратился с апелляционной жалобой, в которой просил указанное определение отменить и направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в арбитражный суд Липецкой области.
Определением от 26.07.2010 Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, установив нарушение норм процессуального права, выразившееся в том, что требование органа Пенсионного фонда о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пеней за 2008 год было необоснованно разделено судом на два требования о взыскании задолженностей за третий и четвертый квартал 2008 год, по одному из которых производство по делу было прекращено, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на основании пункта 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований орган Пенсионного фонда указал, что, поскольку общество "МТС-Черноземье" не поставило на учет в территориальном органе Пенсионного фонда Шпаковского района Ставропольского края обособленное подразделение, а также не производило выплату вознаграждений физическим лицам по месту нахождения обособленного подразделения, и в расчеты авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование по головной организации не включало суммы начисленных и уплаченных взносов, начисление и выплату заработной платы по платежной ведомости работникам обособленного подразделения производила головная организация, то недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должна быть взыскана с головной организации за 2008 год согласно расчету авансовых платежей за 9 месяцев 2008 года по обособленному подразделению, поскольку указанные обязательные платежи являются текущими платежами.
При этом представление обществом уточненной декларации за 2008 год, в которой были изменены данные о начисленных страховых взносах в сторону их уменьшения в связи с исключением сумм начислений по обособленному подразделению, по мнению фонда, является неправомерным, так как организация не состояла на учете в территориальном органе Пенсионного фонда по месту нахождения обособленного подразделения, то есть содержащиеся в уточненной декларации сведения являются недостоверными.
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" в представленном по делу отзыве возразил против удовлетворения требований органа Пенсионного фонда, ссылаясь на то, что заявленные фондом требования не основаны на законе и не подтверждены документально, а также на то, что у общества отсутствуют обязанности по уплате страховых взносов в размере, указанном фондом, так как им представлена уточненная декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, в которой отсутствуют спорные начисления.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. От управления Пенсионного фонда по г. Липецку поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц или их представителей не препятствует рассмотрению дела в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего дело было рассмотрено без участия не явившихся лиц.
Изучив имеющиеся материалы дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать фонду в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" зарегистрировано 31.05.2005 в территориальном органе Пенсионного фонда в качестве страхователя за регистрационным номером 058003077167.
18.04.2008 общество представило в фонд расчет авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 1 квартал 2008 года, в соответствии с которым за указанный период страхователем начислены страховые взносы на страховую часть пенсии - в сумме 54 320 руб., на накопительную часть пенсии - в сумме 2 455 руб., из которых в Пенсионный фонд было перечислено 50 600 руб. на страховую часть пенсии, 6 269 руб. на накопительную часть пенсии.
В представленном 15.07.2008 обществом расчете авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2008 года страхователем были начислены страховые взносы на страховую часть пенсии - в сумме 56 582 руб., на накопительную часть пенсии - в сумме 3 925 руб., из которых в Пенсионный фонд было перечислено 56 582 руб. на страховую часть пенсии, 6 085 руб. на накопительную часть пенсии.
За 9 месяцев 2008 года обществом 19.10.2008 г. был представлен расчет авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование, в соответствии с которым за указанный период страхователем начислено страховых взносов на страховую часть пенсии - в сумме 56 622 руб., на накопительную часть пенсии - в сумме 10 629 руб., уплата которых произведена не была.
07.04.2009 обществом "МТС-Черноземье" была представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, в соответствии с которой сумма платежей по страховым взносам на страховую часть пенсии, подлежащая уплате за расчетный период, составила всего 412 453 руб., в том числе за последний квартал расчетного периода - 24 471 руб.; сумма платежей по страховым взносам на накопительную часть пенсии, подлежащая уплате за расчетный период, составила всего 108 083 руб., в том числе за последний квартал расчетного периода - 11 844 руб.
С учетом ранее исчисленных и уплаченных сумм авансовых платежей в размере 107 182 руб. (50 600 руб. + 56 582 руб.) на страховую часть пенсии и 12 354 руб. (6 269 руб. + 6 085 руб.) на накопительную часть пенсии, задолженность общества по страховым взносам за период 2008 год составила 244 929 руб. (412 453 руб. - 107 182 руб.) - на страховую часть пенсии, 91 074 руб. (108 083 руб. - 12 354 руб.) - на накопительную часть.
В связи с образованием у общества, согласно данным представленной им отчетности, задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, органом Пенсионного фонда в его адрес было направлено требование N 1378 от 20.04.2009 с предложением в срок до 27.08.2009 уплатить указанную задолженность в сумме 336 003 руб., в том числе 244 929 руб. - на страховую часть пенсии, 91 074 руб. - на накопительную часть пенсии, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 14 045,25 руб., в том числе 10 238,27 руб. - на страховую часть пенсии, 3 806,98 руб. - на накопительную часть пенсии, а всего - 350 048,25 руб.
В срок, установленный в требовании, предложение органа Пенсионного фонда обществом исполнено не было, что послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" 303 920 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, в том числе 218 232 руб. - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 85 688 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии и 43 297,86 руб. пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе 32 552,11 руб. - на страховую часть пенсии, 10 745,75 руб. - на накопительную часть пенсии, а всего - 347 217,86 руб.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 14 этого же Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сумма страховых взносов, согласно статье 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010), исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 названного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ устанавливалось, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 названного Федерального закона.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
При этом под расчетным периодом понимается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 167-ФЗ).
На основании пункта 8 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.
В этом случае определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
Статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ устанавливалось, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
На основании статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности по уплате страховых взносов территориальный орган Пенсионного фонда должен был направить страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое считалось полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование должно было быть исполнено страхователем в срок, указанный в нем (пункт 5 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ).
Статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) устанавливалось, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями - установленной этой статьей денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроками.
Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты, до даты фактической уплаты задолженности (пункт 4 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ) и уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 6 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ).
Порядок взыскания задолженности по уплате страховых взносов и пеней за их несвоевременную уплату регулировался до 01.01.2010 статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ, устанавливавшей, что в зависимости от размера задолженности по уплате страховых взносов (до пятидесяти тысяч рублей или выше) они подлежали взысканию с организаций страхователей во внесудебном или в судебном порядке.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ), пунктом 2 статьи 60 которого предусмотрено, что взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Одновременно из пункта 3 статьи 62 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, его положения применяются к правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления его в силу.
Статьей 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В силу статьи 19 Федерального Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статьей 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
При этом в силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Также и из статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса следует, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, основанием для обращения органа Пенсионного фонда в арбитражный суд, как в силу положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, так и согласно положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является неисполнение страхователем требования об уплате задолженности и пеней, направляемого ему в порядке и в сроки, установленные статьями 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ и 22 Федерального закона N 212-ФЗ, при наличии у него неисполненной обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При рассмотрении дела орган Пенсионного фонда обязан представить суду доказательства наличия у страхователя взыскиваемой задолженности по уплате страховых взносов.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, основанием для обращения управления Пенсионного фонда в г. Липецке в арбитражный суд явилось неисполнение обществом "МТС-Черноземье" требования N 1378 от 07.08.2009 с предложением уплатить в срок до 27.08.2009 задолженность и пени в сумме 350 048,25 руб. по состоянию на 05.08.2009, в том числе, страховые взносы на страховую часть пенсии - 244 929 руб., страховые взносы на накопительную часть пенсии - 91 074 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов страховой части - 10 238,27 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов накопительной части - 3 806,98 руб.
Указанное требование было направлено обществу в связи с представлением им декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно которой за расчетный период 2008 год обществом "МТС-Черноземье" исчислены страховые взносы на страховую часть пенсии в сумме 412 453 руб., на накопительную часть пенсии в сумме 108 083 руб., в том числе за последний квартал расчетного периода соответственно 24 471 руб. и 11 844 руб.
Одновременно обществом была представлена фонду ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, из которой следует, что из исчисленной за расчетный период суммы страховых взносов на страховую часть пенсии им уплачено 110 902 руб., на накопительную часть пенсии - 8 961 руб., задолженность по уплате страховых взносов страховой части составляет 301 551 руб., по страховым взносам накопительной части - 99 122 руб.
Согласно представленным в материалы дела протоколу к ведомости уплаты страховых взносов от 14.04.2009 г. N 036863 и расчету задолженности по страховым взносам, за 2008 год страхователем были уплачены страховые взносы на страховую часть пенсии в сумме 110 902 руб., страховые взносы на накопительную часть пенсии в сумме 12 354 руб.
Кроме того, решением арбитражного суда Липецкой области от 07.07.2009 по делу N А36-1241/2009, принятому по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2008 год в связи с неисполнением страхователем в добровольном порядке требования N 35 от 21.01.2009, были удовлетворены требования фонда и с общества в доход бюджета Пенсионного фонда взыскано 62 061,60 руб., в том числе 56 662 руб. - задолженность по страховым взносам на страховую часть пенсии, 4 655 руб. - задолженность по страховым взносам на накопительную часть пенсии, 615,41 руб. - пени на страховую часть пенсии, 169,19 руб. - пени на накопительную часть пенсии.
Таким образом, с учетом начисленных по декларации за 2008 год сумм страховых взносов, сумм самостоятельно произведенных страхователем авансовых платежей и сумм произведенных по решению суда взысканий, на момент направления ему фондом требования N 1378 от 07.08.2009 задолженность общества "МТС-Черноземье" по уплате страховых взносов за указанный период составляла 244 929 руб. (412 453 руб. - 110 902 руб. - 56 662 руб.) - на страховую часть пенсии, 91 074 руб. (108 083 руб. - 12 354 руб. - 4 655 руб.) - на накопительную часть пенсии.
Данное обстоятельство подтверждается также актом сверки расчетов по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату накопительной части трудовой пенсии за 2008 год, составленным 15.02.2010.
Исходя из системного толкования норм статей 23, 24, 25, 25.1, 26 Федерального закона N 167-ФЗ, с учетом предельного срока давности обращения в арбитражный суд, определяемого на основании статей 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ и 19 Федерального закона N 212-ФЗ (срок на направление требования - 3 месяца, срок на его получение страхователем - 6 дней, срок на добровольное его исполнение - 10 дней или иной срок, указанный в требовании, срок на обращение в суд - 6 месяцев), фонд может обращаться в суд за взысканием платежей как по отчетным периодам - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, так и по результатам расчетного периода - календарного года, а сумма страховых взносов, подлежащая взысканию, определяется им как разница между исчисленной суммой страховых взносов за отчетный или расчетный период и суммой уплаченных авансовых платежей за тот же период.
Кроме того, применительно к страхователям, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), следует иметь в виду положения статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) согласно которой, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими платежами, т.е., не подлежащими включению в реестр требований кредиторов, а также разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пунктах 8 и 9 постановления Пленума от 22.06.2006 N "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которым при решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать то, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания соответствующего налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
При этом, если налоговый период по налогу состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, то в случае, если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим, так же как он не является текущим и в случае, если окончание налогового периода приходится на момент, наступивший после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства. В этом случае взыскание налога осуществляется вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога, исчисленной за налоговый период и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
Если же исчисленная сумма налога окажется меньше авансового платежа, требование об уплате которого подлежит включению в реестр требований кредиторов, то оно подлежит включению в реестр кредиторов в сумме, не превышающей сумму налога.
Поскольку законодательство, регулирующее порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не предусматривает таких отчетных периодов, как третий и четвертый кварталы календарного года, а также учитывая, что по итогам расчетного периода календарный год размер подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется как разница между исчисленными и уплаченными суммами авансовых платежей за входящие в расчетный периоды отчетные периоды, которыми являются первый квартал, полугодие и девять месяцев, то обстоятельство, что орган Пенсионного фонда уже обращался в арбитражный суд за взысканием задолженности по уплате страховых взносов за отчетный период девять месяцев 2008 года, и имеется вступивший в законную силу судебный акт о взыскании задолженности за этот период, не препятствует фонду в пределах установленного давностного срока обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, образовавшейся по итогам расчетного периода - 2008 года, включив в нее в том числе и выявленную им на основании представленной страхователем декларации за 2008 год задолженность по уплате авансовых платежей за отчетные периоды, входящие в спорный расчетный период, в данном случае - за девять месяцев 2008 года, так как предмет (задолженность по уплате страховых взносов за отчетный период - девять месяцев 2008 года и за налоговый период - 2008 год) и основания (требование N 1378 от 07.08.2009 об уплате задолженности по страховым взносам за 2008 год и требование N 35 от 21.01.2009 об уплате задолженности по страховым взносам за девять месяцев 2008 года) заявленных требований в данном случае будут разные.
Следовательно, у суда области в рассматриваемом случае не имелось оснований для прекращения производства по делу в связи с тем, что имеется вступивший в законную силу судебный акт, принятый по спору между теми же сторонами и по тем же предмету и основанию.
В этой связи, определение арбитражного суда Липецкой области от 25.05.2010, которым прекращено производство по делу в части требований о взыскании с общества "МТС-Черноземье" 267 605 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за третий квартал 2008 года и пеней за период с 21.04.2009 по 09.04.2010, в том числе - 193 761 руб. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 73 844 руб. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, 31 875,5 руб. пеней, начисленных на данную недоимку, подлежит отмене.
В то же время, оснований для удовлетворения требований органа Пенсионного фонда в данном случае не имеется исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по данным первичной налоговой декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, представленной обществом "МТС-Черноземье" в инспекцию Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка 07.04.2009, сумма платежей по страховым взносам на страховую часть пенсии, подлежащая уплате за расчетный период, составила всего 412 453 руб., в том числе за последний квартал расчетного периода - 24 471 руб.; сумма платежей по страховым взносам на накопительную часть пенсии, подлежащая уплате за расчетный период, составила всего 108 083 руб., в том числе за последний квартал расчетного периода - 11 844 руб.
25.03.2010, т.е. в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество представило в инспекцию уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, в соответствии с которой сумма платежей по страховым взносам на страховую часть пенсии, подлежащая уплате за расчетный период, составила всего 191 995 руб., в том числе за последний квартал расчетного периода - 24 471 руб.; сумма платежей по страховым взносам на накопительную часть пенсии, подлежащая уплате за расчетный период, составила всего 28 853 руб., в том числе за последний квартал расчетного периода - 11 844 руб.
Исходя из сумм страховых взносов, указанных в уточненной декларации за 2008 год, а также из сумм авансовых платежей, начисленных, уплаченных добровольно и взысканных по решению суда за отчетные периоды 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2008 года, за расчетный период 2008 год с общества "МТС-Черноземье" подлежали взысканию страховые взносы в сумме 36 315 руб. (24 471 руб. - на страховую часть пенсии, 11 844 руб. - на накопительную часть пенсии).
Указанная сумма (36 315 руб.) соответствует разнице между общей суммой начисленных за расчетный период взносов, которая согласно уточненной декларации за 2008 год составляет 191 995 руб. на страховую часть пенсии, 28 853 руб. на накопительную часть пенсии, и начисленными взносами (авансовыми платежами) за первый квартал, полугодие и 9 месяцев 2008 года в сумме 167 524 руб. (54 320 руб. + 56 582 руб. + 56 622 руб.) - на страховую часть пенсии, 17 009 руб. (2 455 руб. + 3 925 руб. + 10 629 руб.) - на накопительную часть пенсии.
Так как данная сумма превышает сумму авансовых платежей, начисленных обществом за отчетный период 9 месяцев 2008 года, закончившийся до момента возбуждения в отношении него дела о несостоятельности (18.11.2008), то требование о ее взыскании является текущим и подлежит рассмотрению вне рамок дела о несостоятельности банкротстве.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом области общество признало требование Пенсионного фонда о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 36 315 руб. и решением арбитражного суда Липецкой области от 28.05.2010 эти требования были удовлетворены, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований управления Пенсионного фонда в г. Липецке о взыскании с общества "МТС-Черноземье" 267 605 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год и пеней за период с 21.04.2009 по 09.04.2010, поскольку у страхователя отсутствует задолженность перед бюджетом Пенсионного фонда в указанном размере.
Исходя из изложенного, требования государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке в части взыскания с общества "МТС-Черноземье" 267 605 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год и пеней за период с 21.04.2009 по 09.04.2010, в том числе - 193 761 руб. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 73 844 руб. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, 31 875,5 руб. пеней, начисленных на данную недоимку, удовлетворению не подлежат.
Довод органа Пенсионного фонда о необоснованном представлении страхователем уточненной декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также о недостоверности данных, отраженных в декларации, судом апелляционной инстанции не принимается в силу следующего.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу пункта 7 статьи 81 Налогового кодекса правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов и распространяются на плательщиков сборов.
Таким образом, уточненная декларация (расчет) по страховым взносам может быть подана страхователем в любое время при установлении факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, допущенных при представлении декларации, поскольку законодательство об обязательном пенсионном страховании не лишает страхователя права представить такую декларацию в случае выявления им обстоятельств, указанных в статье 81 Налогового кодекса.
Одновременно органы, контролирующие правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, каковыми в спорном периоде, согласно статье 25 Федерального закона N 167-ФЗ, являлись налоговые органы, имеют право и обязаны осуществлять проверки представленных страхователем деклараций в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, в частности, согласно статье 88 Налогового кодекса на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку.
В рассматриваемом случае, как это следует из письма инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка от 29.10.2010 N 03-06/И798, инспекцией была проведена камеральная проверка уточненной декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год, представленной страхователем - обществом с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" 25.03.2010, и ею не было выявлено нарушений при представлении этой декларации.
Согласно пояснениям, данным конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью "МТС-Черноземье" Коробкиным Н.Н. в письме от 21.10.2010, уточненная декларация была представлена обществом в связи с получением от инспекции требования от 13.05.2009 N 4694 о представлении пояснений (внесении исправлений в налоговую декларацию), которая при проведении камеральной проверки первоначально сданной обществом декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год выявила ошибки, допущенные при определении базы для начисления страховых взносов, отражаемой по коду строки 100 раздела 2 декларации.
Органом Пенсионного фонда, настаивающим на недостоверности сведений, указанных в уточненной декларации по страховым взносам за 2008 год, соответствующих доказательств суду, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса, не представлено.
При таких обстоятельствах сам факт представления налогоплательщиком первичной декларации по страховым взносам с указанием в ней сумм страховых взносов, впоследствии скорректированных в уточненной декларации, не может быть принят судом апелляционной инстанции в качестве доказательства наличия у страхователя обязанностей по уплате страховых взносов в суммах, указанных в первоначально сданной декларации, в том числе, по обособленным подразделениям. Иных доказательств наличия у страхователя задолженности по уплате страховых взносов в размере, указываемом фондом, в материалы дела последним не представлено.
С учетом результатов рассмотрения спора, принимая во внимание, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение заявления государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 167-168, 212-216, 268, 270, 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение арбитражного суда Липецкой области от 25.05.2010 по делу N А36-3/2010 о прекращении производства по делу в части отменить.
В удовлетворении требования государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке о взыскании с общества "МТС-Черноземье" 267 605 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год и пеней за период с 21.04.2009 по 09.04.2010 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3/2010
Истец: ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке, ГУ УПФ РФ в г. Липецке
Ответчик: Коробкин Николай Никитович, ООО ""МТС-Черноземье"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Левобережному району г. Липецка, Инспеция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка, МИФНС России N6 по Липецкой обл.
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5252/11
14.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5252/11
08.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6455/10
08.11.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5004/10
26.07.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5004/10