г. Пермь |
|
25 сентября 2009 г. |
Дело N А50-11098/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Савельевой Н.М., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл"): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от ответчика (Пермская таможня): Кобелева Т. В. - представитель по доверенности от 10.11.2008 г., предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Пермской таможни
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июля 2009 года
по делу N А50-11098/2009,
принятое судьей Саксоновой А.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл"
к Пермской таможне
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (далее - ООО "ЛЛК-Интернешнл", Общество) обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Пермской таможне о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных таможенных сборов по заявлению от 29.01.2009 г. N 139ПрФ.
Решением арбитражного суда от 21 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены, обжалуемые действия признаны незаконными как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Пермская таможня обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права и содержащее выводы, несоответствующие обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на правомерное взимание сбора за таможенное оформление в случае применения декларантом упрощенного порядка декларирования как при подаче временной таможенной декларации, так и при представлении полной таможенной декларации. Выводы суда о неприменении к спорным правоотношениям Постановления Правительства РФ N 220 от 10.03.2009 г. таможня считает необоснованными, поскольку данным постановлением лишь уточняется, но не изменяется действующий в период уплаты таможенных платежей порядок взимания сборов за таможенное оформление.
Присутствующий в судебном заседании представитель таможни поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв на жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав присутствующего в судебном заседании представителя Пермской таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как видно из материалов дела, в период с декабря 2005 г. по ноябрь 2006 г. и с декабря 2007 г. по декабрь 2008 г. Обществом осуществлялось таможенное оформление нефтепродуктов в режиме экспорта по процедуре периодического временного декларирования. Экспортером нефтепродуктов являлось ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", ООО "ЛЛК -Интерннешнл" согласно таможенным декларациям выступало в качестве лица, ответственного за финансовое урегулирование внешнеторговой сделки и производило уплату таможенных сборов.
Декларирование товаров производилось по временным таможенным декларациям, в которых указывалось ориентировочное количество вывозимого товара в течение определенного временного периода с обязательством представления полной таможенной декларации в сроки, предусмотренные таможенным законодательством.
После убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенный орган в период с 28.02.2006 г. по 29.11.2006 г. и с 05.03.2008 г. по 16.12.2008 г. Обществом были представлены полные таможенные декларации. В материалы настоящего дела представлены таможенные декларации (полные и временные, документы, прилагаемые к декларациям).
Таможенный сбор уплачивался Обществом как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной деклараций. Всего при подаче полных таможенных деклараций уплачены таможенные сборы в сумме 10 390 000 руб., что подтверждается представленными суду платежными документами.
Посчитав, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полных таможенных деклараций является излишней, Общество 29.01.2009 г. обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в указанном размере. К заявлению прилагались копии платежных поручений (т.1 л.д. 13,14).
Письмом от 06.02.2009 г. таможенный орган отказал в возврате денежных средств, сославшись в качестве правового обоснования на положения п.1 ст.355 Таможенного кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации N 863 от 28.12.2004 г. (т.1 л.д. 9).
Полагая, что действия таможенного органа по отказу в возврате таможенных сборов, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, противоречат таможенному законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности действий таможенного органа, поскольку уплату таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций следует считать повторной.
Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что обжалуемые действия (бездействие) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По материалам дела судом первой инстанции установлено и не оспаривается таможней, что Обществом при декларировании одного и того же товара таможенные сборы уплачивались как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций. Также между сторонами нет спора по размеру уплаченных повторно платежей (10 390 000 руб.) и сроках обращения за возвратом таможенных сборов, в судебном заседании представитель таможни подтвердил, что к возврату заявлена сумма реально уплаченных денежных средств, заявление о возврате подано в пределах трехлетнего срока с момента уплаты платежей.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о том, являются ли уплаченные при подаче полных таможенных деклараций таможенные сборы повторными в случае, если при подаче временных таможенных деклараций в рамках упрощенной процедуры декларирования товаров таможенные сборы в установленном размере были уплачены.
В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
Согласно ст.60 Кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 137 Кодекса при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 Кодекса.
Как предусмотрено нормой п. 2 ст. 137 Кодекса упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (п.п.1,4 ст.138 Кодекса).
После убытия российских товаров с территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени (п.2 ст.138 Кодекса).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.11.2008 г. N 631-О-О, системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации в рамках процедуры периодического таможенного декларирования в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями следует рассматривать единую таможенную процедуру.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.07.2008 г. N 4574, на что обоснованно указано в решении суда первой инстанции.
Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11 Кодекса таможенный сбор определяется как платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 357.7 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (п. 1 ст. 357.6 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 357.10 Кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 863 от 28.12.2004 г. установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Обязанность по повторной уплате таможенного сбора, установленная указанным пунктом Постановления, в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрена.
С учетом изложенного, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отклонил довод таможни об обязанности декларанта уплатить таможенные сборы дважды: как при подаче временной, так и полной таможенных деклараций.
Согласно п. 1 ст. 355 Кодекса излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при уплаченную при подаче полных таможенных деклараций сумму таможенных сборов в размере 10 390 000 рублей, заявленную Обществом к возврату по заявлению от 29.01.2009 г., следует считать излишне уплаченной, а потому действия таможни по отказу в возврате таможенных платежей в заявленной сумме не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал обжалуемые действия незаконными и возложил на Пермскую таможню обязанность устранить нарушения прав и интересов Общества путем возврата спорной суммы таможенных сборов.
Ссылка таможни на то, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм действующего законодательства, судом апелляционной инстанции признаны необоснованными и подлежат отклонению.
Доводы апеллятора со ссылками на п. 7.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 220, предусматривающий, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче как временной, так и полной таможенной декларации были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Судом первой инстанции правомерно отмечено, что вступившая в силу с 25.03.2009 г. норма, изложенная в п.7.1 Постановления, на рассматриваемые в рамках настоящего дела правоотношения, относящиеся к 2006, 2008 годам не распространяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июля 2009 года по делу N А50-11098/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л. Х. РибЛ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11098/2009
Истец: ООО "ЛЛК-Интернешнл"
Ответчик: Пермская таможня