г. Москва |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А40-15401/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Долина Грез-2" на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 апреля 2013 г. по делу N А40-15401/2013 принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ТСЖ "Долина Грез-2" (ИНН 7731513297, ОГРН 1047796700071, 101000, г.Москва, ул.Крылатская, д.45, корп.2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
об оспаривании постановлений
при участии:
от заявителя: Полтавцев А.Н. по дов. от 26.12.2012 г.
от ответчика: Седых И.А. по дов. от 06.12.2012 г.; Камышов Д.А. по дов. от 22.01.2013 г.;
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Долина Грез-2" (далее товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее Департамент) от 01.02.2013 г. N 1304-840/2012 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы; от 01.02.2013 г. N 1304-840/2012-2 о привлечении к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ; от 01.02.2013 г. N 1304-840/2012-3 о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2012 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о нарушении обществом природоохранного законодательства послужившего основаниям для вынесения оспариваемых постановлений и наличии в действиях товарищества события и состава вменяемых ему правонарушений, с учетом соблюдения ответчиком порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования. Считает, что проверка проведена с нарушением закона. Сообщил, что товарищество не осуществляет переработку отходов. Указал, что заявитель не является собственником земельного участка.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ и ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 17.01.2013 г. по 21.01.2013 г. на основании Распоряжения Департамента от 02.10.2012 г. N 1302-840/2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении ТСЖ "Долина Грёз-2" по адресу: г.Москва, ул.Крылатская д.45, корп.2.
В ходе проверки установлено, что 21.01.2013 ТСЖ "Долина Грёз-2" по вышеуказанному адресу совершило правонарушение, выразившееся в непредставлении данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г.Москвы в адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы за отчетный 2011 год.
По факту выявления указанного нарушения 01.02.2013 г. Департаментом вынесено постановление N 1304-840/2012, которым ТСЖ "Долина Грёз-2" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, выразившимся в непредставлении данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г.Москвы в адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы за отчетный 2011 год и взыскан штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В ходе проверки также установлено, что товарищество совершило нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории особо охраняемой природной территории (ООПТ) ПИП "Москворецкий", выразившегося в осуществлении ТСЖ "Долина Грёз-2" хозяйственной и иной деятельности в границах ООПТ в отсутствии охранных обязательств.
По указанному факту 01.02.2013 г. Департаментом вынесено постановление N 1304-840/2012-2, которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.39 КоАП РФ, выразившимся в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории ООПТ ПИП "Москворецкий", а именно: осуществлении ТСЖ "Долина Грёз-2" хозяйственной и иной деятельности в границах ООПТ в отсутствии охранных обязательств и заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Департаментом 21.01.2013 г. также выявлено несоблюдение товариществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: установлено, что ТСЖ "Долина Грёз-2" не имеет проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов на отходы I-IV класса опасности, составленных в установленном порядке.
По данному факту 01.02.2013 г. вынесено постановление N 1304-84072012-3 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, выразившимся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч) рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ "Долина Грез-2" в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 г. N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в город Москве.
В силу п.п.1.8, 2.8, 3.16, 3.19, 3.21, 3.24.7 и 3.65 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 г. N 939-ПП государственные инспекторы Департамента природопользования наделены полномочиями привлекать лиц, виновных в нарушениях природоохранного законодательства, к административной ответственности.
Таким образом, протоколы составлены, и дела об административных правонарушениях рассмотрены должностным лицом Департамента в пределах предоставленных им полномочий.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений порядка привлечения товарищества к административной ответственности, которые согласно п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления.
В силу ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы установлена ответственность за непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Суд первой инстанции достоверно установил, что в ходе проведения проверки товарищества, в результате административно-хозяйственной деятельности заявителя образуются отходы ТБО, что подтверждается договорами на вывоз отходов, актами выполненных работ, договорами на отпуск воды и прием сточных вод.
Собранные отходы хранятся в специально отведенных местах временного хранения и накопления отходов для последующего вывоза на утилизацию.
Таким образом, установлен факт образования отходов производства и потребления в результате административно-хозяйственной деятельности товарищества.
Согласно ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из положений ст.1 Закона об отходах, обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст.11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствие с п.3 ст.20 Закона об отходах органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так Правительством Москвы принято постановление от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", которым установлено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления обязаны предоставлять сведения об опасных отходах по установленным таблицам. Данные сведения заносятся в сводный кадастр отходов производства и потребления.
В соответствии с приложением N 2 к упомянутому постановлению индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 г. N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охране окружающей среду" данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм. После предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Кадастр, представляющий собой, периодически пополняемый систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования, и обезвреживания отходов, включает в себя: классификационный каталог отходов производства и потребления г.Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания и реестр объектов размещения.
Статья 5 упомянутого постановления Правительства Москвы устанавливает периодичность представления сведений об образующихся отходах для формирования и ведения кадастра - не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, в случае если в процессе производственной деятельности образуются отходы, общество не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом, обязано представлять в Департамент данные об отходах в виде информационных форм, необходимые для ведения Сводного кадастра.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что товариществом как юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность не представлены Департаменту данные необходимые для ведения Сводного кадастра за 2011 г., что подтверждается актом проверки от 21.01.2013 г. N 1302-840/2012, объяснением Пищулиной Г.Н, представителя ТСЖ "Долина Грёз-2" по доверенности от 22.01.2013 г. N 01/2013, материалами административного дела.
Из материалов дела видно, что территория, на которой расположено товарищество входит в границы особо охраняемой природной территории (ООПТ) Природно-исторического парка (ПИП) "Москворецкий" (постановление Правительства Москвы от 29.12.1998 г. N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ ООПТ ПИП "Москворецкий").
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Ведение хозяйственной деятельности заявителем подтверждается договорами на вывоз отходов, актами выполненных работ за период 2011-2012 г.г., договорами с ООО "Жилкомсервис" N 2/ЖКС от 01.04.2008 г. и N6/ЖКС от 01.10.2008 г. (оказание услуг по техническому обслуживанию инженерного оборудования и внутренней уборке автостоянки по адресу: ул.Крылатская, 45, корп.2), договором с МГУП "Мосводоканал" от 15.12.2008 г. N587380 на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию).
Согласно письму ТСЖ "Долина Грёз-2" от 17.01.2013 г. N 26, в результате хозяйственной деятельности товарищества в 2011-2012г.г. образовывались отходы ТБО. Объемы отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности заявителя входят и включены в соответствующие договора на вывоз и утилизацию отходов ТБО за 2011-2012г.г. с ООО Строительно-эксплуатационное предприятие "АЛЬТЕРНАТИВА-ЭКО", что подтверждается соответствующими актами за период 2011-2012 гг. Утилизация отработанных люминесцентных ламп осуществлялась по договору с ООО "Жилкомсервис" N 2/ЖКС от 01.04.2008 г. (договор на оказание услуг по частичному управлению и эксплуатации жилым домом по адресу: ул. Крылатская, 45, корп. 2, в том числе дома, его инженерного оборудования, придомовой территории и элементов благоустройства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
На основании ст.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" (далее Закон города Москвы) ограниченная хозяйственная деятельность на особо охраняемой природной территории может осуществляться лицами, которым до вступления в силу настоящего Закона был предоставлен земельный участок для этих целей, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования.
Согласно ч.2 ст.15 Закона города Москвы после принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с настоящим Законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств и внесения соответствующих изменений в документы, устанавливающие права владения и пользования земельным участком. В охранных обязательствах предусматривается обеспечение сохранности предоставленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования. Частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с характеристикой представленных в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния, а также режимом охраны и использования данного участка. Оформление охранного обязательства осуществляет специально уполномоченный орган Правительства Москвы.
Пунктом 1.3 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 10.11.2009 г. N 1243-ПП приложения 7 к постановлению Правительства Москвы от 09.04.2002 г. N 262-ПП установлено, что прием документов для оформления охранных обязательств осуществляет служба "одного окна" Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В соответствии с п.4 постановления Правительства Москвы от 09.04.2002 г. N 262-ПП охранные обязательства оформляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по заявлению собственника, владельца, пользователя земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве, на основании представленного пользователем земельного участка пакета документов.
Доказательств того, что товарищество обращалось в Департамент с заявлением об оформлении охранного обязательства на использование территории по адресу: г.Москва, ул.Крылатская, д.45, к.2, входящей в состав особо охраняемой природной территории г. Москвы "ПИП "Москворецкий" не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что товарищество осуществляет хозяйственную деятельность в границах ООПТ в отсутствие охранного обязательства.
В период с 17.01.2013 г. по 21.01.2013 г. в ходе проведения проверки ТСЖ "Долина Грёз-2" по адресу: г.Москва, ул.Крылатская, д.45, корп. 2 установлено, что в результате административно-хозяйственной деятельности ТСЖ "Долина Грёз-2" образуются отходы ТБО.
Собранные отходы хранятся в специально отведенных местах временного хранения и накопления отходов для последующего вывоза на утилизацию.
Согласно письму товарищества от 17.01.2013 г. N 26, в результате хозяйственной деятельности в 2011-2012 г.г. образовывались отходы ТБО. Объемы отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности заявителя входят и включены в соответствующие договора на вывоз и утилизацию отходов ТБО за 2011-2012 г.г. с ООО Строительно-эксплуатационное предприятие "АЛЬТЕРНАТИВА-ЭКО", что подтверждается соответствующими актами за период 2011-2012г.г. Утилизация отработанных люминесцентных ламп осуществлялась по договору с ООО "Жилкомсервис" N 2/ЖКС от 01.04.2008 г. (договор на оказание услуг по частичному управлению и эксплуатации жилым домом по адресу: ул.Крылатская, 45, корп. 2, в том числе дома, его инженерного оборудования, придомовой территории и элементов благоустройства).
В соответствии со статьей 8.2 КоАП несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.3 Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2003 г. N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001 г. N 511, мусор от бытовых помещений организации (исключая крупногабаритный) отнесен к отходам 4-го класса опасности (N 912 004 00 01 00 4). Собранные отходы хранятся в специальном месте временного накопления, сбора для последующей транспортировки на утилизацию.
Согласно статье 22 Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 г. N 50.
Суд первой инстанции достоверно установил, что на период проведения проверки товарищество не имело проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов на отходы I-IV класса опасности, составленных в установленном порядке.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в п.16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Таким образом, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения земельного законодательства, заявителем не представлено.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемых постановлений ответчика действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.5N ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2013 г. по делу N А40-15401/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15401/2013
Истец: ТСЖ "Долина Грез-2"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы