г. Самара |
|
28 июня 2010 г. |
Дело N А65-14655/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 июня 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: судьи Радушевой О.Н.,
Судей: Липкинд Е.Я., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Максаревой О.А., с участием:
- Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань, Республика Татарстан, г. Казань, - представитель Улитин А.В., доверенность N 1977 от 19.05.2010,
- ЗАО "Казанский Экологический Комплекс", Республика Татарстан, г. Казань, - представитель Гарин И.И., доверенность от 20.01.2010,
- Муниципального учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань, - представитель не явился, извещен.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань, Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2010 г.
по делу N А65-14655/2009 (судья В.В. Прокофьев)
по иску Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань, Республика Татарстан, г. Казань,
к ЗАО "Казанский Экологический Комплекс", Республика Татарстан, г. Казань,
с участием третьего лица: Муниципального учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Республика Татарстан, г. Казань,
о расторжении контракта по реализации инвестиционного проекта строительства Комплекса по обращению с ТБО от 14.08.2003 г.,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань, РТ обратился в Арбитражный суд РТ с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу "Казанский Экологический Комплекс", г. Казань, РТ о расторжении контракта по реализации инвестиционного проекта строительства Комплекса по обращению с ТБО от 14.08.2003 г в связи с нарушением срока выполнения работ по контракту.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 5 марта 2010года отказано в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к выводу о том, что нарушение сроков завершения строительства комплекса не является существенным нарушением возникших между сторонами обязательств.
Не согласившись с принятым судебным актом Исполнительный комитет муниципального образования г.Казань обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к апелляционной жалобе, в которых просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принятое при неполном выяснении обстоятельств дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции 20.05.2010 г.,15 июня 2010 г. и 22 июня 2010 г. представитель Исполнительного комитета МО г.Казань апелляционную жалобу поддержал, сославшись на доводы, изложенные в ней.
Представитель ЗАО "Казанский экологический комплекс", г.Казань, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела рабочего проекта расчета стоимости строительства от 30.01.2004 г., рабочего проекта общей пояснительной записки от2005года, бизнес-план. Справку о поступлении отходов на полигон и финансов за захоронение по ЗАО "КЭК" за 2005-2007 г., сведения о расчетах по тарифам на 01.02.2007 г., справку по захоронению ТБО в 2004-2005 г., а также копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и копия свидетельства о гос.регистрации права от 31.05.2010 года.
Представитель Исполнительного комитета МО г.Казани возражает против приобщения копий свидетельства о гос.регистрации права от 31.05.2010 г. и копии разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, поскольку копии не заверены надлежащим образом, разрешение выдано неуполномоченным лицом.
Ходатайство о приобщении других документов оставляет на усмотрение суда.
Судебная коллегия определила приобщить представленные документы к материалам дела в соответствии с требованием статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с последующей оценкой представленных доказательств.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судебной коллегией апелляционной инстанции в порядке требований статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что на основании Постановления ГА г.Казани N 2 от 02 января 2000 года по заказу Департамента внешнего благоустройства, Дирекции МЭ и ПРРТ, МУП "Спецавтобзы" было осуществлено строительство пускового комплекса карты N 1 Самосыровского полигона ТБО по адресу: Высокогорский район Самосыровский полигон ТБО.
Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством Объекта от 27.12.2002. объект принят в эксплуатацию (т.1.л.д. 119-123).
Распоряжением Кабинета Министров РТ N 132 от 10.02.2005 г. законченный строительством объект пускового комплекса карты N 1 Самосыровского полигона захоронения ТБО передано в собственность г.Казани.
14.08.2003 г. между Администрацией г.Казани и Закрытым акционерным обществом "Казанский экологический комплекс" г.Казань заключен контракт по реализации инвестиционного проекта строительства комплекса по обращению с ТБО.
С учетом толкования вышеуказанного контракта Комплекс-система инженерных сооружений, обеспечивающих реализацию технологии сортировки и размещения отходов производства и потребления и охраны окружающей природной среды от загрязнения, состоящий из полигона захоронения отходов производства и потребления и мусоросортировочного завода по сортировке твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 1.1. предметом контракта является реализация Инвестиционного проекта по строительству мусоросортировочной станции (объекта N 1) размером 8 гектаров, расположенного по адресу: Пестречинский район РТ и завершение строительства полигона захоронения ТБО (объекта N 2), размером 18,96 га, расположенного по адресу: Высокогорский район РТ.
По условиям указанного контракта ЗАО " Казанский экологический комплекс" взяло на себя обязательство за счет собственных и (или) привлеченных средств обеспечить выполнение проектных, строительных и пусконаладочных работ необходимых для ввода в эксплуатацию Комплекса по обращению с ТБО. Общая стоимость Инвестиционного проекта по строительству мусоросортировочной станции и завершения строительства полигона захоронения ТБО составляет 70 000 000 (семьдесят миллионов) рублей (пункты 1.3.,1.2. контракта).
В силу пункта 1.4. контракта вкладом Администрации является предоставление права аренды земельных участков на период проектирования, завершения строительства полигона ТБО и строительства мусоросортировочной станции.
Земельные участки были предоставлены ответчику путем заключения договора аренды N 17 от 20.01.2002 г., заключенного между ЗАО "Казанский экологический комплекс" и Администрацией Пестречинского района, договора субаренды от 26.02.2002 г., заключенного между ЗАО "Казанский экологический комплекс" и Департамента текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства Администрации г.Казани.
Также в соответствии с пунктами 3.1.6, контракта вкладом истца выступило предоставление в пользование ответчику Пускового комплекса карты N 1 Самосыровского полигона ТБО (Высокогорский район РТ), введенного в эксплуатацию на основании акта Государственной приемочной комиссии от 27.12.2002 г. (объект N 2).
С учетом установленных обстоятельств дела следует, что на момент заключения контракта со стороны Администрации обязательства выполнены.
По условиям контракта в срок не более 10 дней, с момента подписания настоящего контракта, ответчик обязан обеспечить привлечение денежных средств и финансирование капитальных вложений для строительства мусоросортировочного завода и завершения строительства полигона захоронения ТБО.
Строительство и ввод комплекса в эксплуатацию должен был быть осуществлен в течение 18 месяцев с момента начала финансирования (п.3.2.1., п.3.2.2).
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик нарушил условия о сроке завершения строительства полигона захоронения ТБО, не построил мусоросортировочную станцию, в связи с чем письмом N N586от 26.02.2006 г. истец потребовал расторжение контракта.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том. что жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Из положений Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федерального Закона "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" следует, что инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений.
В соответствии с п.10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Закона Республики Татарстан от 20.07.2006 г. N 55-ЗРТ "Об утверждении Передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования города Казани и органов, осуществлявших на территории муниципального образования города Казани полномочия по решению вопросов местного значения", Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани выступает универсальным правопреемником Администрации г. Казани.
Как следует из условий контракта (пунктов 3.2.1.,3.2.2.) завершение строительства полигона отходов ТБО, (объект N 2), строительство мусоросортировочной станции (объектN 1) должны быть завершены в срок до 24.02.2005 г.
Обязательства со стороны ответчика не были исполнены в полном объеме.
На момент заключение контракта существовала 1-ая карта полигона захоронения ТБО.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 июля 2006 г. ЗАО "Казанский экологический комплекс" зарегистрировало за собой право собственности на объект незавершенный строительством (1-карта полигона ТБО).
Только 21 июня 2006 г. ответчиком было получено разрешение на строительство 2-ой карты полигона ТБО "Самосырово", 2-й пусковой комплекс N ТАТ 024786 (л.д. 19).
09 октября 2009 г. И.О. начальника отдела строительства архитектуры и ЖКХ Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ было выдано ответчику разрешение N RU 16516311-035\Э на ввод в эксплуатацию 2-карты Самосыровского Полигона ТБО.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон, при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных законом или договором. При этом, существенным признается такое нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что вправе была рассчитывать при его заключении.
В силу указаний части 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях
При этом решающее значение имеет не только размер ущерба как таковой, а его соотношение с тем, чего могла ожидать от исполнения сторона.
Согласно акту проверки N 301 от 18.12.2009 г. (т.2.л.д.8) первая карта полигона по захоронению ТБО введена в эксплуатацию 25.12.2002 г. и рассчитана на 2.19 года эксплуатации, расчетной вместимостью 518,9 тыс.куб.м. и высотой складирования 7,5 м.
Таким образом, напрашивается вывод, что при заключении контракта и определении срока завершения строительства комплекса истец рассчитывал на то, что к моменту окончания периода эксплуатации первой карты, будет введена в строй вторая карта полигона, что соответствует 18 месяцев с момента заключения контракта.
Нарушение сроков завершения строительства 2-ой карты полигона ТБО, нарушение сроков строительства мусоросортировочной станции привело к тому, что утилизация отходов производится по первой карте, и как следствие происходит размещение отходов ТБО превышающее на 19,68 м. проектную высоту захоронения отходов по первой карте (акт проверки N 301 от 18.12.2009 г.) Данные нарушения судебная коллегия апелляционной инстанции признает существенными, поскольку в момент заключения договора стороны исходили из того, что таких нарушений сроков не произойдет, ответчиком не представлены доказательства того, что они проявили всю степень заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась по характеру договора, нарушение сроков начала строительства и ввода Комплекса в эксплуатацию причинило Администрации ущерб, что нашло отражение в акте проверки N 301 от 18.12.2009 г.
Из материалов дела, представленных сторонами доказательств судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что со стороны ответчика имело место нарушение сроков согласования документации по проектированию, строительству и пуско-наладочным работам, а также нарушения сроков по завершению строительства и ввода Комплекса в эксплуатацию. При этом ответчиком не представлены доказательства того, что нарушение сроков вызвано причинами независящими от ответчика, что он не располагал реальной возможностью приступить к фактической реализации инвестиционного проекта в оговоренные контрактом сроки.
Между тем земельные участки, объект незавершенный строительством был предоставлен Администрацией своевременно, а проектно-разрешительная документация, необходимая для начала исполнения контракта со стороны ответчика была получена только 21.06.2006 г.
Суд апелляционной инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, исходит из того, что представленными сторонами доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по контракту, что повлекло за собой невозможность к установленному договором сроку( не позднее24.02.2005 г.) произвести завершение строительства первой карты полигона ТБО, строительства второй карты полигона и строительство мусоросортировочной станции и осуществить ввод его в эксплуатацию.
Судебная коллегия отклоняет возражение ответчика о невыполнении Администрацией пункта 3.1.3. контракта, о закрытии Самосыровской свалки ТБО и обеспечении вывоза образующихся отходов для утилизации на принадлежащий истцу комплекс по обращению с ТБО, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район в 3 км от населенного пункта Самосырово, поскольку Решением Арбитражного суда РТ от 24.10.2008 г. по делу N А65-11749\2008 г., подтвержденным Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2008 г. и кассационной инстанции от 27.03.2009 г. установлено, что пункт 3.1.3. контракта не относится к предмету регулирования гражданского законодательства и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным, не влекущим юридических последствий.
Вышеуказанными судебными актами установлено не принимать довод ЗАО "КЭК" о фактическом функционировании Самосыровской свалки.
Материалами дела подтверждается, что за период действия контракта ответчик не обращался в Исполнительный комитет г.Казани с просьбой обеспечить решение вопроса с выдачей разрешения на строительство и ввод комплекса в эксплуатацию, или с требованием о продлении условий контракта
В соответствии с требованием статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает преждевременным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик фактически завершил строительство и ввел в эксплуатацию мусоросортировочную станцию ТБО - объект N 1, поскольку разрешение N RU 16533000-305 от 19.03.2009 г. на ввод в эксплуатацию мусоросортировочной станции ТБО с разгрузочной эстакадой не содержит характеристик вводимого в эксплуатацию объекта, кроме того, разрешение выдано ненадлежащим органом, т.к. согласно пункта 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Истцом доказано существенное нарушение условий инвестиционного контракта со стороны ответчика по реализации инвестиционного контракта в оговоренные сроки, что в силу требований статьи 309, пункта 2 статьи 450,, 451 Гражданского кодекса РФ является основанием для удовлетворения заявленного искового требования.
Руководствуясь ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2010 года по делу N А65-14655/2009 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань, Республика Татарстан, г. Казань, удовлетворить.
Расторгнуть контракт по реализации инвестиционного проекта строительства комплекса по обращению с ТБО от 14.08.2003 г., заключенного между Администрацией г. Казани и ЗАО "Казанский Экологический Комплекс".
Взыскать с ЗАО "Казанский Экологический Комплекс", Республика Татарстан, г. Казань, в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и по апелляционной жалобе в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14655/2009
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани
Ответчик: ЗАО "Казанский Экологический Комплекс", г. Казань
Третье лицо: Инспекция ФНС по Московскому району г. Казани, Высший Арбитражный суд Российской Федерации, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4024/10
06.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18335/10
11.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-14655/2009
28.06.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4024/10