город Омск |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А75-8993/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4374/2013) открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.03.2013 по делу N А75-8993/2012 (судья Членова Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании предписания от 30.07.2012 N 141-ЗК/34,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" - Боровых И.С. по доверенности N 332 от 06.03.2013 сроком действия по 31.12.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
Установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - заявитель, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) от 30.07.2012 N 141-ЗК/34.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.03.2013 по делу N А75-8993/2012 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции, констатировав не проведение Обществом мониторинга состояния и загрязнения подземных вод в местах размещения опасных отходов производства - шламовых амбарах кустов N N , 2, 25, 27, 21, 15, 16 и 70 Ново-Покурского месторождения нефти, пришел к выводу о законности и обоснованности выданного Обществу предписания, поскольку ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" как хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов бурения в шламовом амбаре, обязано проводить мониторинг объектов размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, водных объектов, атмосферного воздуха.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2003 по делу N А75-6984/2012 было признано незаконным и отменено постановление N 1240-ОК/3 от 10.08.2012 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению подателя жалобы, указанным судебным актом подтверждается то, что Общество своим бездействием, выразившемся в не проведении мониторинга подземных вод в местах размещения отходов, не допускало нарушения законодательства, в связи с чем оспариваемое предписание подлежит признанию незаконным и отмене.
В письменном отзыве Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от 04.07.2012 N 429 в период с 18.06.2012 по 13.07.2012 была проведена плановая выездная проверка ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".
Согласно приказу предметом проверки является соблюдение Обществом природоохранного законодательства Российской Федерации (т. 3 л.д. 25-32). Результаты проверки оформлены Актом от 13.07.2012 N 55 (т. 3 л.д. 33-62).
В ходе проверки Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре установлено, что у Общества отсутствует экологический мониторинг и производственный контроль за состоянием подземных вод в зоне влияния объектов размещения опасных отходов - шламовых амбаров, расположенных на кустовых площадках N N 2, 25, 27, 21, 15, 16 и 70 Ново-Покурского месторождения нефти, что является нарушением требований пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 1 статьи 34, частей 1,2 статьи 39, статьи 46 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3.3.3 Акта проверки - т.3 л.д.56-58).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Обществу предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.07.2012 N 141-ЗК/34, которым Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре обязало Общество до 30.07.2013 организовать проведение экологического мониторинга и производственного контроля за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках NN 2, 25, 27, 21, 15, 16 и 70 Ново-Покурского месторождения нефти, на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетов и прогнозах миграции загрязненных веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ, а также представить результаты проведения экологического мониторинга и производственного контроля за состоянием подземных вод (водных объектов) в зоне влияния объекта размещения отходов. В качестве основания для выдачи предписания управлением указаны пункт 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", часть 1 статьи 59 Водного кодекса РФ, ГОСТ 17.1.3.06-82, СП 2.1.5.1059 (т.1 л.д.11).
Полагая, что предписание от 30.07.2012 N 141-ЗК/34, является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
25.03.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требование Общества подлежит удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое предписание повлекло нарушение прав и законных интересов ОАО"Славнефть-Мегионнефтегаз".
Предписанием от 30.07.2012 N 141-ЗК/34 Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре обязало Общество до 30.07.2013 организовать обязательные мероприятия по экологическому мониторингу и производственному контролю за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках NN 2, 25, 27, 21, 15, 16 и 70 Ново-Покурского месторождения нефти, на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетов и прогнозах миграции загрязненных веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ, а также представить результаты проведения экологического мониторинга и производственного контроля за состоянием подземных вод (водных объектов) в зоне влияния объекта размещения отходов.
ОАО"Славнефть-Мегионнефтегаз" считает незаконным указанное предписание по мотиву отсутствия нормативно установленного порядка осуществления мониторинга подземных вод под шламовыми амбарами, что не может быть признано судом апелляционной инстанции обоснованным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановлению природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспонировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 данной статьи запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающим к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как утверждает податель апелляционной жалобы, на сегодняшний день специальный порядок проведения мониторинга федеральными органами исполнительной власти в области обращения отходов не установлен, а действия недропользователей в части мониторинга состояния окружающей среды не определены.
Между тем, материалы дела свидетельствуют о том, что Общество осуществляет деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. В процессе данной деятельности образуются отходы производства - буровой шлам, который размещается Обществом с последующим захоронением в шламовых амбарах, расположенных на кустовых площадках месторождений нефти.
Кроме того, Общество осуществляет деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению, обезвреживанию опасных отходов, образующихся в процессе деятельности по добыче нефти и газа, на что Обществом получена соответствующая лицензия N ОТ-58-000735 (86) от 02.04.2009 (т. 3 л.д. 119-127).
Поскольку шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках N N 2, 25, 27, 21, 15, 16 и 70 Ново-Покурского месторождения нефти, являются объектами размещения (захоронения) отходов бурения, что следует также из представленных заявителем характеристик объектов размещения отходов (т. 4 л.д. 112-136), то данные объекты должны отвечать требованиям, установленным законодательством к объектам размещения отходов, и обеспечивать в процессе захоронения отходов защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод.
На необходимость проведения лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано в Положении о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255. Указанное требование отнесено к лицензионным требованиям, несоблюдение которого является грубым нарушением лицензионных требований.
Таким образом, Общество, осуществляя согласно лицензии деятельность в области обращения с отходами, обязано проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Более того, статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, в том числе обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Следовательно, Общество обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (СанПиН 2.1.7.1322-03).
Согласно пункту 1.3 указанных СанПиН требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией указанных объектов (мест захоронения отходов) и рекультивацией земель.
Следовательно, поскольку шламовые амбары предназначены для захоронения отходов производства (отходов бурения), то они относятся к объектам размещения отходов и на них распространяются требования данных санитарных норм и правил.
Гигиенические требования к охране подземных вод при организации и эксплуатации объектов размещения отходов, в том числе промышленных, установлены Санитарными правилами "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения СП 2.1.5.1059-01", утвержденными главным государственным врачом Российской Федерации 16.07.2001.
В силу пункта 1.3 указанных Санитарных правил они обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 5 пункта 3.1 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" установлено, что санитарная охрана подземных вод осуществляется при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов.
Согласно пункту 3.2 СП 2.1.5.1059-01 мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов
Согласно пункту 3.6 указанных Санитарных правил выбуренный шлам, твердые отходы производства, материалы и реагенты, непригодные к дальнейшему использованию, должны направляться в шламоотвалы и на полигоны захоронения промышленных отходов в зависимости от класса опасности отходов. На соответствие гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения шламоотвалов и полигонов захоронения промышленных отходов и их обустройства органами и учреждениями службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". При этом соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды.
Поскольку шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках N N 2, 25, 27, 21, 15, 16 и 70 Ново-Покурского месторождения нефти, являются объектами размещения (захоронения) отходов бурения- бурового шлама, к ним и применяются специальные требования, снижающие уровень негативного воздействия отходов на окружающую среду, в том числе в части предотвращения загрязнения подземных вод, установленные СП 2.1.5.1059-01.
Буровой шлам в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды безусловно вызывает их загрязнение. При этом по смыслу вышеуказанных Санитарных правил обязательность производственного контроля предусматривается со стороны юридических лиц, деятельность которых может прямо и косвенно оказывать влияние на качество подземных вод. Таким образом, данные Санитарные правила обязательны для соблюдения не только при осуществлении деятельности связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, но и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, что имеет место быть в рассматриваемой ситуации.
Пункт 5.2 раздела V "Требования к организации контроля за охраной подземных вод" СП 2.1.5.1059-01 также предусматривает обязательность производственного контроля со стороны юридических лиц, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.
Пунктами 5.3, 5.4. раздела V Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" установлено, что производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается в обязательном порядке при эксплуатации объектов складирования твердо-бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов. При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями, для выбора которых служат данные о характере хозяйственной деятельности, геохимических особенностях территории, прогнозируемом качестве подземных вод.
Согласно пунктам 5.6, 5.7 указанных Санитарных правил периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.
Такая программа Обществом представлена не была.
При этом государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств. Пунктом 6.3 раздела 6 "Требования к оформлению результатов отбора проб" ГОСТ 51592-2000 установлено, что результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб, с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия при отборе проб; температуру воды при отборе пробы (при необходимости; метод подготовки к хранению (при необходимости; цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
Таким образом, в силу изложенного хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов в шламовом амбаре, обязан проводить мониторинг данного объекта размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, а также контроль за данным объектом размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, водных объектов, атмосферного воздуха. При этом порядок проведения такого мониторинга, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, установлен процитированными нормами.
Помимо этого, согласно пункту 27 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, в разделе ПНООЛР "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду" представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду. Информация о состоянии окружающей среды представляется с указанием: объектов и точек контрольных замеров, периодичности отбора проб загрязняющих веществ по компонентам окружающей среды: если для проведения контрольных замеров привлекаются сторонние организации, указывается наименование организации, данные об аттестации и аккредитации лаборатории, в приложении к ПНООЛР приводится копия соответствующего договора: результатов контрольных замеров за последние 2 - 3 года, с указанием случаев превышения нормативов качества окружающей среды. Сведения о результатах мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду приводятся в табличном виде согласно образцу 2.16 Приложения 2. В приложении к ПНООЛР приводится ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров, перечень используемых средств контроля и измерений с приложением свидетельств об их поверке. По общепринятым нормам осуществление мониторинга предполагает отбор проб и их анализ в лаборатории, аккредитованной на такие виды работы. Объем определяемых показателей и периодичность проб обосновываются в проекте мониторинга, разрабатываемым для каждого объекта размещения отходов отдельно.
В данном случае представленный заявителем Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение содержит раздел "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду", который носит отсылочный характер и по своему содержанию и объему не соответствует требованиям Методических указаний (т. 4 л.д. 142), однако данное обстоятельство не освобождает общество от обязанности проведения мониторинга окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду в соответствии с требованиями указанных нормативных актов
Заявитель утверждает, что соблюдает необходимые требования, установленные законодательством для владельцев объектов размещения отходов, поскольку Обществом разработано и согласовано в установленном порядке Положение об организации и осуществлении производственного экологического мониторинга, раздел 7 которого регламентирует порядок проведения контроля за обращением с отходами производства и потреблении (т. 1 л.д. 13-26).
Однако данное Положение не содержит в себе в качестве контрольного мероприятия проведение мониторинга окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду.
Несостоятельна ссылка заявителя на постановление Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты Мансийского автономного округа - Югры _", поскольку оно регулирует вопросы экологического контроля за состоянием окружающей среды при осуществлении деятельности по добыче нефти и газа и не рассматривает вопросы экологического мониторинга в объектах размещения отходов.
Также не свидетельствует о соблюдении заявителем требований законодательства в части проведения мониторинга окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду представленный обществом Проект системы локального экологического мониторинга Ново-Покурского лицензионного участка, согласованный Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, поскольку в рамках данного проекта Обществом проводятся наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, снежного покрова, поверхностной воды, донных отложений, почв и ландшафтов. Мониторинг подземных вод в местах размещения объектов размещения отходов данным проектом не предусмотрен (т. 1 л.д. 28-99). При этом согласование Проекта с Департаментом экологии ХМАО - Югры не свидетельствует об освобождении общества от обязанности осуществлять контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод и вести мониторинг состояния окружающей среды на вышеуказанных шламовых амбарах.
Из материалов дела следует, что общество также является владельцем лицензии ХМН 01050 ВЭ с целевым назначением и видами работ "Добыча подземных вод для технологического использования их в системе ППД в пределах Ново-Покурского месторождения нефти" (т. 2 л.д. 98-137). Во исполнение лицензионных условий пользования недрами обществом с привлечением специализированной организации осуществляется мониторинг апт-альб-сеноманского комплекса на Ново-Покурском лицензионном участке, результаты которого изложены в отчете "Мониторинг подземных вод апт-альб-сеноманского комплекса на Ватинском, Покамасовском, Ново-Покурском, Северо-ореховском, Аганском,_ месторождениях нефти в 2011 году" (т. 1 л.д. 100-146).
Однако указанный Отчет не может служить доказательством соблюдения Обществом требований статьи 12 Закона об отходах и вышеперечисленных положений санитарных правил, поскольку контроль за состоянием подземных вод проводился в рамках деятельности по добыче подземных вод, исключительно в местах их добычи (на водозаборных скважинах - т. 7 л.д. 142), при этом никаких мероприятий по контролю за состоянием подземных вод в местах размещения отходов в рамках данного мониторинга обществом не проводилось.
Таким образом, поскольку Обществом не проводились предусмотренные законодательством обязательные мероприятия по производственному экологическому контролю за состоянием подземных вод по объектам размещения отходов (шламовые амбары) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, а также не ведется контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, следовательно, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками на судебный акт по делу N А75-6984/12, несостоятельны, поскольку основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности послужило непредставление административным органом достаточных доказательств наличия в действиях Общества вмененного ему административного правонарушения, в частности, отсутствие в материалах дела доказательства использования подземных вод, расположенных в месте размещения отходов, для нужд населения. В рассматриваемом же случае из материалов дела усматривается, что апт-альб-сеноманский водоносный комплекс, из горизонтов которого Обществом добывается подземная вода, является основным водным объектом на территории Западно-Сибирского артезианского бассейна, на рассматриваемой территории имеет многоцелевое значение, его ресурсы используются в качестве агента заводнения в системах ППД при нефтедобыче, а также в бальнеологии (т. 8 л.д. 42). А согласно положениям СП 2.1.51059-01 данные правила распространяют свое действие на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию не только для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, но и для лечебных (т.е. бальнеологических) целей.
Кроме того, согласно общедоступной информации, размещенной в Информационном бюллетене "О состоянии окружающей среды ХМАО-Югры в 2008-2009 годах", изданном Правительством ХМАО-Югры, Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры, ОАО "НПЦ Мониторинг", в гидрогеологическом плане территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относится к Западно-Сибирскому артезианскому бассейну. В разрезе платформенного чехла выделяются два гидрогеологических этажа: верхний мощностью 400 м содержит преимущественно пресные подземные воды (плиоцен-четвертичный и атлым-новомихайловский водоносные комплексы) и нижний мощностью свыше 1000 м, содержащий минерализованные подземные воды (апт-альб-сеноманский водоносный комплекс). При этом наибольшая часть прогнозных ресурсов пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сосредоточена именно на территории Нижневартовского района, на территории которого осуществляет свою деятельность по размещению опасных производственных отходов заявитель.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования в, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО"Славнефть-Мегионнефтегаз".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.03.2013 по делу N А75-8993/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8993/2012
Истец: Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6036/13
15.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4374/13
21.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4374/13
25.03.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8993/12