г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А21-11000/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Логиновского А.В. по доверенности от 27.02.2013;
от заинтересованного лица: не явились-извещены (уведомление N 83624);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1061/08) ОАО "Черняховский "Райавтодор" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2013 по делу N А21-11000/2012 (судья Мялкина А.В. ), принятое
по заявлению ОАО "Черняховский "Райавтодор"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления, предписания, акта проверки, протокола об административном правонарушении
установил:
ОАО "Черняховский "Райавтодор" (238151, Калининградская обл., г.Черняховск, ул.22 января, д.10, ОРГН 1073914000500, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (107031, г.Москва, ул.Рождественка, д.5/7, ОГРН 1067746766240, далее- ЦУ Ростехнадзора, административный орган) от 29.11.2012 N 8.3-к-1376-Првн-Пс/0302-2012 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предписания от 12.11.2012 N 8.3-к-1376-Првн-П/0060-2012, постановления N8.3-к-1376-Првн-Пс/0303-2012 от 29.11.2012 о привлечении к административной ответственности генерального директора общества Афанасьева Ю.В., акта проверки от 12.11.2012 N 8.3-к-1376-Првн-А/0060-2012 и протокола об административном правонарушении от 15.11.2012 N 8.3-к-1376-Првн-Пр/0302-2012.
Решением суда первой инстанции в части требований о признании недействительным акта проверки N 8.3-к-1376-Првн-А/00060-2012 от 12.11.2012, незаконными протокола об административном правонарушении N 8.3-к-1376-Првн-Пр/0302-2012 от 15.11.2012 и постановления 8.3-к-1376-Првн-Пс/0303-2012 от 29.11.2012 о привлечении к административной ответственности генерального директора общества Афанасьева Ю.В., производство по делу прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в признании незаконным постановления ЦУ Ростехнадзора от 29.11.2012 N 8.3-к-1376-Првн-Пс/0302-2012 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ОАО "Черняховский "Райавтодор" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что на территории предприятия отсутствуют опасные производственные объекты, связанные с транспортировкой нефтепродуктов, подлежащие регистрации в государственном реестре; обществу не требуется наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов; в соответствии с Положением N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам груз "битум дорожный" не является опасным грузом; общество устранило либо в настоящее время принимает меры по устранению выявленных нарушений (эпизоды 3 и 4 постановления)
ЦУ Ростехнадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность принятого решения в обжалуемой части проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ЦУ Ростехнадзора в период с 06.11.2012 по 12.11.2012 на основании распоряжения от 06.11.2012 N 1376-пр провело внеплановую выездную проверку с целью контроля за соблюдением ОАО "Черняховский "Райавтодор" требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (железнодорожного участка транспортирования опасных грузов).
В ходе проверки установлено, что ОАО "Черняховский "Райавтодор" занимается производством битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их пеков. Для данного вида деятельности общество получает железнодорожным транспортом и использует в технологическом процессе битум дорожный.
Для приема (перемещения) битума у общества имеется участок железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащий обществу на праве собственности (свидетельство N 39-АА 605148 от 16.07.2008). Железнодорожные вагоны- цистерны, транспортирующие (перемещающие) битум дорожный, имеют обозначение "Битум" "легко воспламеняемая жидкость" и международный номер опасных грузов 3257.
После проведения проверки 12.11.2012, в присутствии представителя общества, составлен акт N 8.3-к-1376-Првн-А/0060-2012N N и вынесено предписание N8.3-к-1376-Првн-П/0060-2012 об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности.
15.11.2012 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ОАО "Черняховский "Райавтодор" составлен протокол об административном правонарушении N 8.3-к-1376-Првн-Пр/0302-2012 согласно которому обществом допущены следующие нарушения:
1) у общества отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов ( нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", (далее Закон N 116-ФЗ) и п.п. 12 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) ;
2) опасный производственный объект, связанный с транспортированием нефтепродуктов, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (нарушение ст. 2 Закона N 116-ФЗ);
3) место в районе слива нефтепродукта - битума дорожного не имеет твердого водонепроницаемого покрытия с ограждением по периметру бортиком высотой 20 см и уклоном не менее 2% (нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 2.3.8 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Росгостехнадзора РФ от 20.05.2003 N 33);
4) переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляется без использования переходных рельсов или переходных накладок ( нарушение п. 6.8 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 16.08.94 N 50, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17 "О железнодорожном транспорте", п. 3.1.5 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (ЦП-774).
На основании материалов административного дела 29.11.2012 заместителем начальника отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области ЦУ Ростехнадзора вынесено постановление N 8.3-к-1376-Првл-Пс/0302-2012 о привлечении ОАО "Черняховский "Райавтодор" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановлением от 29.11.2012 N 8.3-к-1376-Првн-П/0303-2012 к административной ответственности был привлечен также генеральный директор общества Афанасьев Ю.В.
Общество, считая незаконным акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении, постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные в отношении общества и должностного лица, обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу в части признания недействительным акта проверки, незаконными протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований в отношении признания незаконным постановления и предписания, вынесенных в отношении общества, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения, образуют действия либо бездействия при эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на несоблюдение требований промышленной безопасности.
В силу статьи 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в частности, получаются, используются, хранятся, транспортируются газы (воспламеняющиеся вещества при нормальном давлении и в смеси с воздухом, температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления).
В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 (далее - Правила регистрации в редакции от 24.11.2011), государственный реестр опасных производственных объектов ведет Ростехнадзор.
В пункте 14 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (далее - Регламент) предусмотрено, что осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов регистрирующий орган проводит на основании результатов идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
Регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей эти объекты, и представленных ею сведений, характеризующих каждый объект. Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (пункт 5 Правил регистрации, пункты 14, 15, 23.1 Регламента).
Пунктом 5.2.2 и пунктом 5.2.2.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Ростехнадзор уполномочен самостоятельно принимать нормативно правовые акты по установлению требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению этого реестра.
Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 утверждены требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований ОПО для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно пункту 17 данных требований опасный производственный объект идентифицируется по признаку транспортирования опасных веществ и указывается как "участок транспортирования опасных веществ".
В пункте 67 названного нормативного акта установлено, что идентифицируется объект организации, в случае если она владеет на правах собственности или аренды или другом законном основании:
- путями (дорогами) необщего пользования для транспортирования опасных веществ;
- техническими средствами, предназначенными для транспортирования (перемещения) опасных веществ.
Из указанного следует, что железнодорожные пути необщего пользования, по которым транспортируются (перемещаются) опасные вещества, относятся к опасным производственным объектам.
Материалами дела подтверждается, что для приема (перемещения) битума дорожного у общества имеется участок железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащий обществу на праве собственности (свидетельство N 39-АА 605148 от 16.07.2008). В ходе проверки 12.11.2012 контролирующим органом установлен факт нахождения на подъездных железнодорожных путях цистерн с битумом "дорожный" имеющих обозначение "Битум" "легко воспламеняемая жидкость" и международный номер опасных грузов 3257.
В соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам в крытых вагонах и контейнерах (приложение к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным 05.04.1996 на 13 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ), имеется 6 позиций с N ООН 1999 "Гудроны жидкие", включая дорожный асфальт и масла, битум и разбавленные нефтепродукты. Все шесть позиций отнесены к классу 3 ( легковоспламеняющиеся жидкости).
Согласно пункту 1.2.3.1. ГОСТ 22245-90. Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 12.02.1990 N 191 (ред. от 01.06.1996) вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °C и минимальной температурой самовоспламенения 368 °C по ГОСТ 12.1.044.
В пункте 4.2 указанного ГОСТа разъяснено, что груз (битум дорожный) является опасным - 9 класс транспортной опасности по ГОСТ 19433 (- класс 9 - прочие опасные вещества).
Обществом не отрицается, что опасный производственный объект, связанный с транспортированием нефтепродуктов (железнодорожные пути необщего пользования), не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов.
Доводы общества о том, что перемещаемый по железнодорожным путям битум не является опасным грузом, противоречат вышеуказанным положениям. Ссылка на акт проверки от 28.08.2012 N 91/346 и отсутствие в нем сведений об опасном грузе, апелляционным судом не принимается, поскольку данная проверка проводилась Северо-Западным управлением государственного железнодорожного надзора с целью обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также обеспечения пожарной безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения касались ненадлежащего содержания и эксплуатации обществом железнодорожного пути.
Общество не отрицает, что место в районе слива нефтепродукта - битума дорожного не имеет твердого водонепроницаемого покрытия (с ограждением по периметру бортиком высотой 20 см и уклоном не менее 2)(эпизод 3), а также то, что переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляется без использования переходных рельсов или переходных накладок (эпизод 4).
Относительно указания в оспариваемом постановлении на отсутствие у общества лицензии, апелляционный суд отмечает, что объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях такого описания события не содержит.
В силу абзаца 1 части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Наличие таких серьезных нарушений требований безопасности в сфере эксплуатации опасного производственного объекта как отсутствие регистрации опасного производственного объекта, связанного с транспортированием нефтепродуктов в государственном реестре опасных производственных объектов, место в районе слива нефтепродукта - битума дорожного не имеет твердого водонепроницаемого покрытия ; переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляется без использования переходных рельсов или переходных накладок подтверждается материалами административного дела и обществом не опровергнуто, что образует событие правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционной жалобе общество указало, что на момент рассмотрения дела в суде произведен ремонт железнодорожного тупика и стыков рельс, в настоящее время место в районе слива нефтепродукта оборудуется твердым водонепроницаемым покрытием.
Судом первой инстанции дана оценка доводам общества о наличии его вины в совершении административного правонарушения и обоснованно указано, что серьезность нарушений на транспортном объекте, относящемся к категории опасных и непринятие мер, направленных на их устранение, являются обстоятельствами, свидетельствующими о наличии вины в действиях общества, поскольку действия общества в данном случае не явились достаточными и своевременными.
Таким образом, ЦУ Ростехнадзора доказан как факт правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так и вина общества в его совершении.
Апелляционным судом проверена процедура привлечения общества к административной ответственности, существенных нарушений судом не установлено. Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая обществу в признании незаконным постановления ЦУ Ростехнадзора от 29.11.2012 N 8.3-к-1376-Првл-Пс/0302-2012, принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 марта 2013 года по делу N А21-11000/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Черняховский "Райавтодор" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Г.Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11000/2012
Истец: ОАО "Черняховский "Райавтодор"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору