г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А21-10834/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 88322);
от заинтересованного лица: не явились-извещены ( уведомление N 88324);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ( 13АП-10240/2013) ООО "Аруна" на решение арбитражного суда Калининградской области от 04.02.2013 по делу N А21-10834/2012 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Аруна"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Аруна" (236003, г.Калининград, ул.Портовая, д.6-49, ОГРН 1023901864128, далее-общество) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (236000, г.Калининград, Советский пр.-13, далее- административный орган) от 19.11.2012 N 92э-04-7227 о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда первой инстанции ООО "Аруна" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Аруна" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что общество правомерно применяло тарифы при расчетах с потребителями, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку общество является не территориальной сетевой компанией, а энергоснабжающей организацией и на ее взаимоотношения с абонентами не распростаняются положения Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области проведена проверка правильности применения тарифов на электрическую энергию, поставляемую ООО "Аруна" своим абонентам. Основанием для проведения проверки послужила жалоба ООО "Балтийская табачная фабрика" от 05.09.2012 на необоснованное завышение технологических потерь включенных в тариф на электрическую энергию.
В ходе проверки поступившей информации, контролирующим органом установлено, что 01.01.2011 между ООО "Аруна" (далее- энергоснабжающая организация) и ООО "Балтийская Табачная Фабрика" (далее- абонент) заключен договор на электроснабжение N 01.
В соответствии с пунктом 5.1 договора, подаваемая электрическая энергия (активная и реактивная) определяется по показателям измерительных приборов с учетом величины потерь при доставке электроэнергии и оплачивается по действующим тарифам.
Согласно пункта 5.3 договора, абонент обязан в течении 3-х банковских дней оплатить выставленные энергоснабжающей организацией счета за потребленную электроэнергию (активную и реактивную) и авансовый платеж на следующий месяц.
В соответствии с пунктом 5.4 договора, абонент оплачивает ежемесячную сумму в размере 39 200 (тридцать девять тысяч двести) рублей для покрытия расходов энергоснабжающей организации по содержанию и обслуживанию оборудования подстанции и кабельных трасс, проведению обязательных замеров, переработке и передаче электроэнергии и поддержанию системной надежности.
Во исполнение условий договора ООО "Аруна" в адрес ООО "Балтийская Табачная Фабрика" выставляло счета на оплату электрической энергии и услуг по ее передаче, а ООО "Балтийская Табачная Фабрика" оплачивало потребленную электрическую энергию согласно показаниям измерительных приборов с учетом технологических потерь, а так же оплачивало услуги по предоставлению электроэнергии.
Между тем, для установления тарифа на электрическую энергию либо тарифа на передачу электрической энергии сторонним потребителям на 2012 год ООО "Аруна" в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращалось, органом государственного регулирования для энергоснабжающей организации тарифы на 2012 год не утверждались.
По результатам проверки 01.11.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 92э-02-76, на основании которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 19.11.2012 о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение порядка ценообразования и завышение тарифов на электроэнергию, регулируемых государством.
ООО "Аруна" с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения и при расчетах с абонентами обществом, не являющимся территориальной сетевой компанией, тарифы на электроэнергию применялись правильно. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая ООО "Аруна" в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются тарифы, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться основной принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
В соответствии с п. 107 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия продается потребителям по ценам, определяемым в соответствии с правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, исходя из регулируемых тарифов, установленных для соответствующей категории потребителей, и фактического объема потребления (покупки) электрической энергии и (или) мощности этого потребителя.
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят:
- цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям;
- цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее -котловой тариф);
- индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги данным организациям.
При этом, стоимость нормативных технологических потерь и расходы на обслуживание (содержание) электрических сетей являются составной частью тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее- Правила) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 42 Правил при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
- передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
- поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
- содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории).
Таким образом, с учетом требований, изложенных в вышеуказанных Правилах и Методических указаниях, тарифы на электрическую энергию, утвержденные Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, являются конечными и равными для всех потребителей, в пределах одной группы потребления, по всей территории Калининградской области и включают как тарифы на покупку электрической энергии, так и котловые тарифы на передачу электрической энергии по сетям всех сетевых организаций, участвующих в энергоснабжении потребителей. В рамках котлового тарифа сетевые организации производят расчеты между собой по установленным для них индивидуальным тарифам.
Из материалов дела следует, что ООО "Аруна", не являясь производителем электроэнергии, покупает ее у ОАО "Янтарьэнерго" (гарантирующего поставщика электрической энергии).
Приобретая по договору энергоснабжения электрическую энергию у ОАО "Янтарьэнергосбыт" ООО "Аруна" дополнительно к сформированной гарантирующим поставщиком цене с присоединенных к ее сетям потребителей электрической энергии взимало плату за оказываемые услуги по передаче (электроснабжению).
В результате указанных действий только за период с апреля по август 2012 года с потребителей электрической энергии в качестве платы за услуги по содержанию и обслуживанию оборудования подстанции и кабельных трасс, проведению обязательных замеров, переработке и передаче электрической энергии и поддержанию системной надежности обществом было дополнительно начислено и получено более 250 000 рублей.
Изложенные факты подтверждаются договором на электроснабжение от 01.01.2011, актами разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, актами сдачи-приема выполненных работ, ведомостями электропотребления, счетами на оплату, платежными поручениями, актами сверки взаимных расчетов, договором N 1452 на электроснабжение от 01.07.1999, актом разграничения ответственности обслуживания электроустановок потребителя, договором N 05 на электроснабжение от 01.01.2011 и протоколом об административном правонарушении от 01.11.2012 N 92э-02-76.
Поскольку обществом при расчетах с абонентами за потребленную электроэнергию завышался регулируемый государством тариф, то следует считать, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и административный штраф на заявителя наложен обоснованно.
Для установления тарифа на электрическую энергию либо тарифа на передачу электрической энергии своим абонентам на 2012 год ООО "Аруна" в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращалось, соответствующие тарифы на 2012 год обществу не утверждались.
Суд первой инстанции, дал объективную оценку доводу общества о том, что оно не является территориальной сетевой компанией, посчитав его необоснованным.
Согласно пункту 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 в случае если организация - субъект розничного рынка совмещает деятельность по продаже электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее передаче (энергоснабжающая организация), то к отношениям такой организации, связанным с осуществлением каждого из указанных видов деятельности, применяются Основные положения в части, регулирующей соответствующий вид деятельности.
В соответствии с условиями договора от 01.01.2011 N 01(п.5.1-5.4) энергоснабжающая организация через присоединенную сеть подает абоненту электрическую энергию по его платежеспособности, согласно зарезервированной мощности, а абонент принимает и оплачивает принятую, электрическую энергию.
Перечисленные в п.5.1-5.4 договора расходы, в соответствии с п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, являются составной частью затрат, участвующих в расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Из актов разграничения принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложением к договору, видно, что в ведении энергоснабжающей организации находится ТП 1 - 0,4 кВ. Данное оборудование технологически присоединено к электрическим сетям абонента.
Таким образом, через электросетевое оборудование энергоснабжающей организации осуществляется транспортирование(передача) электрической энергии в адрес абонента.
Судом не установлены процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности, административным органом соблюдены требования ст.25.4, 28.2, 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 февраля 2013 года по делу N А21-10834/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Аруна" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10834/2012
Истец: ООО "Аруна"
Ответчик: Служба по государственному регулированию цен и тарифов К/о, Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области