г. Санкт-Петербург |
|
10 июля 2013 г. |
Дело N А56-57665/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: представитель Мазаев К.Г. (по доверенности от 21.03.2013)
от ответчика: представитель Бесраев К.А. (по доверенности от 02.04.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10782/2013) КУГИ Санкт-Петербурга в лице Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городской центр размещения рекламы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2013 по делу N А56-57665/2012 (судья Раннева Ю.А.), принятое
по иску КУГИ Санкт-Петербурга в лице Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городской центр размещения рекламы"
к ООО "ТАЛЕР" о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург г., Смольный проезд, ОГРН 1027809244561) (далее - Комитет, Истец) в лице Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городской центр размещения рекламы" обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковыми заявлениями к Обществу с ограниченной ответственностью "ТАЛЕР" (198099, г. Санкт-Петербург, Промышленная ул., 14, лит. А, пом. 7-Н, ОГРН 1037828001012) (далее - Общество, Ответчик) о взыскании неосновательного обогащения.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 10.12.2012 арбитражные дела N N А56-57665/2012, А56-57688/2012, А56-57689/2012, А56-57691/2012, А56-57694/2012, А56-57693/2012 объединены в одно производство с присвоением делу N А56-57665/2012.
Таким образом, предметом рассмотрения арбитражного суда первой инстанции было требование Комитета о взыскании 2 700 082 руб. неосновательного обогащения в связи с эксплуатацией рекламных конструкций после прекращения договора от 26.10.2005 N 178с.
Решением арбитражного суда от 29.03.2013 исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с Ответчика в пользу Истца 1 762 715 руб. 62 коп. неосновательного обогащения, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Комитет просит названное решение изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. По мнению подателя жалобы, при вынесении оспариваемого решения арбитражный суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о необходимости применения при расчете платы за размещение наружной рекламы понижающего коэффициента 0,7, установленного Тарифными расценками платы за право размещения объектов рекламы и информации о находящихся в собственности Санкт-Петербурга земельных участках, зданиях, сооружения, строениях и иных объектах в целях размещения наружной рекламы и информации, утвержденными распоряжением Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2007 N 39-р (далее - Тарифные расценки). В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что Обществом не доказано использования рекламного места для размещения социально значимой рекламы в период после прекращения срока действия договора аренды. Кроме того, податель жалобы полагает, что период действия адресных программ к договору N 178с от 26.10.2005 истек, в связи с чем обязанность Общества размещать социальную рекламу прекратилась. Объем размещенной Ответчиком социальной рекламы не подтвержден материалами дела и не имеет, по мнению подателя жалобы, отношения к предмету спора.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.
26.10.2005 между Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городской центр размещения рекламы" (далее - Центр), действовавшим от имени Комитета, и Обществом (арендатор) заключен договор размещения наружной рекламы и информации N 178с (далее - договор), предметом которого является размещение, установка и эксплуатация объектов рекламы и информации в Санкт-Петербурге. При этом Центр обязуется предоставлять Обществу в пользование участки на землях общего пользования, объекты благоустройства, а также находящиеся в ведении Санкт-Петербурга здания и иные сооружения (далее - объекты) для размещения наружной рекламы и информации (далее - рекламоносители) в соответствии с адресными программами, являющимися приложениями к данному договору.
Порядок расчетов определен сторонами в разделе 3 договора в размере, предусмотренном адресными программами.
Срок действия договора по каждому из рекламоносителей указан в адресных программах и может быть продлен на основании дополнительного письменного соглашения сторон либо путем подписания новой адресной программы. При этом до окончания срока действия договора или прекращения договора в части каждого отдельного рекламоносителя Общество обязано за свой счёт демонтировать такой рекламоноситель (п. 2.2.9 договора).
Как следует из материалов дела, Ответчик установил и эксплуатировал рекламные конструкции в виде щитов в соответствии с адресными программами от 29.11.2006 N 178с-034 (с 27.03.2011 по 31.08.2012), от 29.11.2006 N 178с-008 (с 01.06.2011 по 31.08.2012), от 25.12.2006 N 178с-027 (с 01.11.2011 по 31.08.2012), от 29.11.2006 N 178с-010 (с 01.06.2011 по 31.08.2012), от 29.11.2006 N 178с-007 (с 01.03.2011 по 31.08.2012), от 29.11.2006 N 178с-009 (с 26.04.2011 по 31.08.2012).
Ссылаясь на то, что по окончании указанных выше сроков действия адресных программ рекламные конструкции не были демонтированы Ответчиком, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со 1105 Гражданского кодекса РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Поскольку неосновательным признается пользование чужим имуществом без установленных законом или сделкой оснований, лицо, предъявляющее требование о возмещении неосновательно сбереженного имущества, обязано в силу части 1 статьи 65 АПК РФ доказать факт пользования Ответчика спорным имуществом за счет Истца, факт отсутствия правовых оснований для такого пользования, а также размер неосновательного обогащения.
Предметом апелляционного обжалования является правомерность применения при расчете платы за размещение наружной рекламы понижающего коэффициента 0,7, установленного Тарифными расценками.
Распоряжениями Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации N 65-р от 14.07.2006 и N 25-р от 03.04.2009 рекламным конструкциям был присвоен статус социальной значимости с установлением при расчете размера оплаты тарифных расценок, утвержденных распоряжением Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 23.11.2007 N 39-р, в значении меньшем единицы, а именно К7=0,7.
Материалами дела подтверждается, что Ответчик на основании заявок Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации и Центра размещал на рекламных конструкциях информацию социально значимой направленности в объеме 50-ти рекламных поверхностей в месяц (30% от общего количества рекламных поверхностей рекламных конструкции, установленных по результатам конкурса), что подтверждается имеющимися в материалах дела документами: актами размещения городской некоммерческой информации, письмами Комиссии по социальной рекламе с просьбой разместить некоммерческую рекламу, письмами Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Доводы подателя жалобы о том, что по истечении срока действия адресной программы Общество самовольно размещало социальную рекламу, противоречит названным выше доказательствам и не представляется убедительными, равно как и доводы о том, что распоряжение Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации N 65-р от 14.07.2006 утратило силу.
С учетом изложенного следует признать, что суд первой инстанции при расчете суммы неосновательного обогащения правомерно исходил из размера платы за пользование рекламными конструкциями, установленной в поименованных выше адресных программах, а также индивидуально установленным распоряжением Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации N 25-р от 03.04.2009 коэффициентом социальной значимости в значении меньшем единицы, а именно К7=0,7.
Таким образом, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57665/2012
Истец: КУГИ Санкт-Петербурга в лице Санкт-Петербургкого государственного унитарного предприятия "Городской центр размещения рекламы"
Ответчик: ООО "ТАЛЕР"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8859/13
10.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10782/13
29.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-57665/12
10.12.2012 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-57665/12