Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2013 г. N 01АП-1391/13
г. Владимир |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А79-11302/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 08.07.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксары-Лада" (ИНН 2124003784, ОГРН 1022100908510, Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Восточная, д.6) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.01.2013 по делу N А79-11302/2012, принятое судьей Афанасьевым А.А., по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике к открытому акционерному обществу "Чебоксары-Лада" о взыскании 111 527 рублей 13 копеек.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Чебоксары-Лада" - Кокшаров А.Ю. по доверенности от.2012 N 22-юр.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.06.2013 объявлялся перерыв до 04.07.2013 в 09 час. 00 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Чебоксары-Лада" (далее - Общество, заявитель) осуществляет неорганизованный сброс загрязняющих веществ с талыми и дождевыми водами на водосборные площади, следовательно, в силу статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязано вносить плату за данный вид негативного воздействия на окружающую среду.
Обществом в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - Управление, Росприроднадзор) были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2012 года, согласно которым размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года составил 16 552 руб. 49 коп., за 2 квартал 2012 года - 11 319 руб. 06 коп. В указанном размере плата за негативное воздействие на окружающую среду Обществом уплачена в полном объеме.
Управлением проверены представленные Обществом расчеты и доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса вредных веществ в водные объекты за 1 квартал 2012 года - 80 489 руб. 93 коп., за 2 квартал 2012 года - 31 037 руб. 20 коп., всего в сумме 111 527 руб. 13 коп.
Управление направило в адрес Общества требование N 59-2012 от 09.08.2012 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в срок до 22.08.2012.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2012 года в сумме 111 527 руб. 13 коп.
Решением от 21.01.2013 суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением требования.
Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, в связи с чем просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, материалами дела не подтвержден факт негативного воздействия Обществом на поверхностные или подземные воды, поскольку не установлено наличие обстоятельств хозяйственной и иной деятельности, которые приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, просило Первый арбитражный апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Росприроднадзора.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.1994 N 1428, от 14.06.2001 N 463) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Согласно пунктам 5, 6 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления".
Нормативы платы в пределах установленных лимитов сбросов в пять раз выше нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов сброса.
Срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, которые определяют неорганизованный поверхностный сток как вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования.
Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 данных Методических указаний).
Как правомерно указал суд первой инстанции, названные Методические указания не противоречат действующему законодательству.
Приведенное в Методических указаниях определение "неорганизованного поверхностного стока" не противоречит статье 16 Закона N 7-ФЗ, в которой закреплен принцип платности негативного воздействия на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Указанными Методическими указаниями предлагается методика расчета платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водоемы с дождевыми, талыми, поливомоечными водами с промышленно-урбанизированных и иных территорий, когда отсутствует ливневая канализация и не может быть определен фактический сброс загрязняющих веществ.
Поскольку Обществом в 1, 2 кварталах 2012 года не проводился соответствующий мониторинг, позволяющий определить все количество сбрасываемых загрязняющих веществ, Управление правомерно доначислило плату по разделу 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты" по производственной территории (при неорганизованном сбросе) в соответствии с данными Методическими указаниями.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Методических указаний плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ подлежит расчету исходя из общей площади территории (водосбора) природопользователя, которая определяется по данным генерального плана землеустройства.
Как следует из материалов дела Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 22 115 кв.м, площадь твердых покрытий которого составляет 0,669 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
В спорный период Общество осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, что также подтверждается наличием в расчетах платы раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" и раздела 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами", а также данными, указанными в приложенных к расчетам справках.
Таким образом, в проверяемый период Общество использовало (в том числе с привлечением транспортных средств) промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения, следовательно, Общество является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора.
Таким образом, материалами дела подтверждается использование заявителем в спорных периодах земельного участка для оказания услуг.
Доказательств обратного в материалы дела Обществом не представлено.
С учетом указанной площади Управлением обоснованно произведен расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ.
Поскольку специальное разрешение у Общества отсутствовало, суд обоснованно признал Общество лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока загрязняющих веществ.
Расчет размера платы судом первой инстанции проверен и заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Управлением требования о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 111 527 руб. 13 коп.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 21.01.2013 по делу N А79-11302/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксары-Лада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.