г. Москва |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А40-76902/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей Н.В. Дегтяревой, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Холиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2013
по делу N А40-76902/12, принятое судьей И.О. Петровым (90-412)
по заявлению ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" (ОГРН 1067761033251; 105043, г. Москва, Заводской пр-д, д. 25)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве (ОГРН 10477190056483; 105523, г. Москва, Щелковское ш., д. 90А)
о признании недоимки безнадежной ко взысканию, обязании принять решение
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Волосков А.Н. по доверенности N 17/05 от 20.05.2013 г.
от заинтересованного лица - Тимошенков Б.Н. по доверенности N 142-И от 18.02.2013,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2013 удовлетворено заявление ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 района Измайлово" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) о признании ИФНС России N 19 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) утратившей возможность взыскания с общества недоимки по ЕСН в федеральный бюджет в размере 767 996 руб., задолженности по пени в размере 801 611,41 руб. (по ЕСН), в связи с истечением установленного срока их взыскания по состоянию на 06.12.2012, задолженности по пени в Государственный фонд занятости населения РФ в размере 140 733,93 руб. в связи с истечением установленного срока их взыскания; обязании инспекцию принять решение о признании задолженности у общества по недоимке по ЕСН в федеральный бюджет в размере 767 996 руб., задолженности по пени в размере 801 611,41 руб. по ЕСН безнадежной к взысканию и ее списании по состоянию на 06.12.2012 задолженности по пени в Государственный фонд занятости населения РФ в размере 140 732,93 руб. безнадежной к взысканию и ее списании.
Инспекция не согласилась с принятым судом решением, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество представило письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что 07.10.2012 обществом получен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 16081 по состоянию на 26.09.2011, а также получена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 03.04.2012, в соответствии с которыми, согласно данным налогового органа за заявителем числится задолженность по пени по взносам ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, а также задолженность по пени в Государственный фонд занятости населения РФ.
После обращения в Арбитражный суд г. Москвы 01.06.2012 с заявлением по данному делу у заявителя в лицевом счете произошло увеличение в несколько раз задолженности по взносам ЕСН зачисляемым в Федеральный бюджет, о чем свидетельствует справка о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам по состоянию на 29.09.2012.
А именно, согласно указанной справке от 29.09.2012 за обществом числится задолженность по взносам ЕСН, зачисляемым в Федеральный бюджет в размере 767 996 руб., по пени по взносам в ЕСН, зачисляемым в Федеральный бюджет в размере 787 249,82 руб.
Определением суда назначена двусторонняя сверка расчетов. Инициатива по проведению сверки возложена судом на заявителя.
20.12.2012 заявитель во исполнение определения суда от 12.12.2012 обратился в инспекцию с письмом о проведении двусторонней сверки расчетов. К письму от 20.12.2012 N 2 заявителем приложен расчет начислений и перечислений по взносам ЕСН, зачисляемым в Федеральный бюджет, а также платежное поручение от 04.03.2003 N 67 (на сумму 3 786,03 руб.) об уплате взносов Государственный фонд занятости населения РФ, не получившая отражения в лицевом счете.
В ходе проведения сверки инспекцией проверен расчет налогоплательщика по ЕСН в Федеральный бюджет по состоянию на 17.12.2012.
Согласно письму инспекции, направленному в адрес заявителя в ответ на представленный расчет, расхождений данных налогоплательщика с данными инспекции по исчисленным и уплаченным налогам не выявлено, что подтверждается перечисленным расчетом налогоплательщика.
Кроме того, согласно расчету, проверенному налоговым органом, у организации имеется переплата по взносам по ЕСН, зачисляемым в Федеральный бюджет в следующем размере: переплата по налогу составляет 1 105 430,69 руб., переплата по пени - 22 881,21 руб.
Большую часть переплаты составляют незаконно списанные денежные средства с расчетного счета налогоплательщика на основании отмененного требования от 19.09.2012 N 25755, а именно: ЕСН в федеральный бюджет - 1 049 695,75 руб. (платежный одер от 17.12.2012 N 348 на сумму 751 761,14 руб., платежный одер от 14.12.2012 N 348 на сумму 16 234,86 руб., платежный ордер от 13.12.2012 N 349 на сумму 11 066,52 руб., платежный ордер от 14.12.2012 N 349 на сумму 270 633,23 руб.
По итогам произведенной сверки расчетов с инспекцией должен быть составлен акт совместной сверки.
Однако акт сверки в установленный срок налогоплательщику выдан не был.
В связи с этим письмом от 31.01.2013 N 1 заявитель обратился в инспекцию с требованием предоставить ему акт сверки расчетов.
На указанный акт сверки N 24219 заявителем в инспекцию 13.02.2013 представлены письменные возражения (приложение N 8). Однако до настоящего времени ответа на письмо заявителя от 13.02.2013 N 1 со стороны инспекции не последовало, никаких изменений в лицевом счете не произведено.
Кроме того, заинтересованным лицом после принятия судом к производству настоящего дела было выставлено требование от 19.09.2012 N 25755 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Также инспекцией 31.10.2012, за пределами процессуальных сроков, принято решение N 23162 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также решение N 15938 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в отношении общества.
Указанные решения приняты в связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате сумм налогов, сборов, пеней, штрафов указанных в требовании от 19.09.2012 N 25755 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
На указанное требование заявителем были поданы две жалобы, одна - в УФНС России по г. Москве от 06.11.2012 N 1 и вторая - в инспекцию от 06.11.2012 N 2.
В ходе рассмотрения указанных жалоб на основании письма от 12.11.2012 N 22-04/039249 инспекцией было отозвано незаконное требование от 19.09.2012 N 25755.
Однако инспекцией списаны денежные средства с расчетного счета налогоплательщика в размере 1 049 695,75 руб. на основании ранее отозванного требования от 19.09.2012 N 25755, о чем свидетельствуют платежные ордера от 17.12.2012 N 348, N 349 и банковские выписки к ним.
В связи с этим общество обратилось в суд.
Арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества.
В апелляционной жалобе инспекция приводит доводы о том, что числящая у общества задолженность по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку у налогоплательщика имелась обязанность по уплате пеней и штрафа; НК РФ не установлен срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням, штрафам; у инспекции отсутствуют правовые основания для признания безнадежными ко взысканию указанных заявителем налоговых платежей.
Данные доводы инспекции судом апелляционной инстанции отклоняются.
Нормы налогового законодательства не связывают процедуру принудительного взыскания с наличием или отсутствием акта сверки расчетов. Правовое значение акт сверки расчетов имеет только для процедуры выявления факта наличия переплаты у налогоплательщика.
Довод инспекции о том, что данные лицевого счета сами по себе не могут повлечь нарушения прав налогоплательщика не соответствует действительности, так как налоговый орган осуществляет взыскание исключительно на основании данных лицевого счета даже без учета положений судебных актов.
Так, заинтересованным лицом 12.12.2012 произведено взыскание сумм налога и пени по ЕСН в Федеральный бюджет в размере 1 049 695,75 руб. на основании отмененного требования от 19.09.2012 N 25755, что свидетельствует о нарушении налоговым органом прав налогоплательщика исключительно исходя из данных лицевого счета.
В соответствии с требованиями пп. 8 п. 1 ст. 23 ч. 1 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечить сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также учитывая имеющиеся ограничения налоговым законодательством прав налоговых органов по принудительному взысканию задолженности по налоговым платежам, а также осуществлению мероприятий налогового контроля за пределами трехлетнего срока, в целях изучения обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии у заявителя по делу задолженности по НДС в спорных налоговых периодах, отсутствуют какие-либо основания для исследования обстоятельств, возникших до 2007 г.
В связи с изложенным заявителем представлен подробный расчет сумм задолженности по взносам ЕСН, зачисляемым в Федеральный бюджет с 2007 г., подтвержденный первичными документами (декларациями, платежными поручениями, платежными ордерами, выписками банка).
При составлении расчета учитывались все начисления по всем налоговым декларация с I квартала 2007 г. по IV квартал 2009 г., все суммы взносов по ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, уплаченные на основании платежных поручений об уплате взносов по ЕСН, уплачиваемых в федеральный бюджет, исчисленных в соответствующих расчетах авансовых платежей и налоговых декларациях за 2007-2009 гг., а также суммы взносов по ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, принудительно взысканные налоговым органом в бесспорном порядке.
Приведенный расчет доказывает, что по состоянию на дату направления настоящего заявления в суд у заявителя по делу отсутствовала задолженность в бюджет по взносам по ЕСН, зачисляемым в федеральный бюджет. Более того, согласно представленному расчету по состоянию на дату представления настоящего заявления в суд, а также по состоянию на 14.04.2010 у заявителя имелась переплата по взносам по ЕСН, зачисляемым в федеральный бюджет, в размере 59 734,94 руб., а также по пени в размере 22 897,47 руб.
Верность и точность приведенного расчета также доказывается определением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2008 по делу N А40-4425/08-101-7Б, в соответствии с которым судом прекращено производство по делу о банкротстве по причине необоснованности требований налогового органа в связи с добровольным исполнением заявителем по делу обязанности по уплате обязательных платежей. Более того, дело N А40-4425/08-101-7Б прекращено на основании заявления инспекции, согласно которому общество полностью погасило долг по уплате в бюджет обязательных платежей.
Таким образом, представленный расчет доказывает, что суммы недоимки в случае их наличия относятся к периоду образования до 2007 г., в связи с чем являются безнадежными для взыскания.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии законных оснований для принятия налоговым органом решения в соответствии с п. 2 ст. 59 ч. 1 НК РФ, а сам акт совместной сверки расчетов нарушает права заявителя, так как препятствует получению справки об отсутствии задолженности.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку. Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2013 по делу N А40-76902/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
Н.В. Дегтярева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76902/2012
Истец: ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 22 р-на Измайлово", ОАО "РЭУ-22 р-на Измайлово"
Ответчик: ИФНС России N 19 по г. Москве, Уполномоченный налоговый орган