г.Владимир |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А11-694/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 17.07.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова Ю.В.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьмичевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимирская губернская аптека" (ОГРН 1105257002300, ИНН 5257116366, г. Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, д. 18, П. 1)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.04.2013
по делу N А11-694/2013,
принятое судьей Устиновой О.В.
по заявлению Департамента здравоохранения администрации Владимирской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Владимирская губернская аптека" (ОГРН: 1105257002300, ИНН: 5257116366) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административной правонарушении,
без участия лиц.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департамент здравоохранения администрации Владимирской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Владимирская губернская аптека" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.04.2013 суд первой инстанции привлек Общество к указанной административной ответственности и назначил наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, Общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 16.11.2012 N ЛО-44-02-000247 на осуществление фармацевтической деятельности по адресу: 600015, г. Владимир, пр-т Ленина, д. 30, 1 этаж.
В соответствии с приказом от 11.01.2013 N 4-лиц Департаментом проведена внеплановая выездная проверка ООО "Владимирская губернская аптека" по вопросам соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности на основании начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: вывеска аптечного учреждения не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации (не указаны адреса и телефоны близлежащих и дежурных аптек), что является нарушением пункта 3.3 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Приказ N 80), части 4 статьи 56 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение); в торговом зале отсутствует информация для населения о нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора, что является нарушением пункта 2.9 Приказа N 80, части 4 статьи 56 Федерального закона 61-ФЗ; отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (далее - ЖНВЛП) и информация об органах, осуществляющих контроль за применением цен на ЖНВЛII, с указанием номеров телефонов, что является нарушением постановления губернатора области от 28.04.2010 N 506 "О проведении оперативного наблюдения (мониторинга) за применением цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", части 4 статьи 56 Федерального закона N 61-ФЗ, подпункта "г" пункта 5 Положения.
Кроме этого, в аптечной организации отсутствует минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развитии Российской Федерации от 15.03.2010 N 805н "Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых дли оказания медицинской помощи", что является нарушением пункта 1.5 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", части 6 статьи 55, части 4 статьи 56 Федерального закона N 61-ФЗ, подпункта "г" пункта 5 Положения, а именно отсутствует препарат осельтамивир (порошок для приготовления суспензии); при отпуске лекарственных средств по рецепту врача работник аптечного учреждения не делает отметку на рецепте об отпуске препарата (наименование или номер аптечного учреждения (организации), наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска), что является нарушением пункта 2.6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", части 4 статьи 56 Федерального закона N 61-ФЗ, подпункта "г" пункта 5 Положения; при отпуске лекарственного препарата "Триттико" (150 мг, N 20) гр-ну Плотникову Ю.Ю. заведующей аптечной организации Коноваловой О.В. на рецептурном бланке формы N 107-1/у от 12.09.2012, выписанного Плотникову Ю.Ю. не сделана отметка об отпуске препарата, которая должна содержать следующую информацию: наименование или номер аптечного учреждения (организации), наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска.
Также установлено, что в аптечной организации при отпуске антидепрессивных лекарственных средств промышленного производства рецепты не погашаются штампом аптечной организации "Лекарство отпущено" и не возвращаются больному на руки, что является нарушением пункта 2.18 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", части 4 статьи 56 Федерального закона 61-ФЗ, подпункта "г" пункта 5 Положения; допускается отпуск лекарственных препаратов по неправильно выписанным рецептам врача, журнал регистрации неправильно выписанных рецептов, утвержденный приложением 4 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 отсутствует, что является нарушением пункта 2.19 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", части 4 статьи 56 Федерального закона 61-ФЗ, подпункта "г" пункта 5 Положения.
В ходе проверки установлено, что заведующей аптечной организации Коноваловой О.В. гр-ну Плотникову Ю.Ю. отпущен лекарственный препарат "Триттико" (150 мг, N 20) по неправильно выписанному рецептурному бланку формы N 107-1/у от 12.09.2012 г., а именно: на рецептурном бланке формы N 107-1/у (рецепт от 12.09.2012 г., выписанный Плотникову Ю.Ю.): - в графе "ФИО больного" не указано полностью имя, отчество больного, что является нарушением пункта 3 Инструкции по заполнению формы N 107-1/у "Рецептурный бланк", утвержденной приложением 6 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110; в графе "ФИО врача" не указано полностью имя, отчество врача, выписавшего рецепт, что является нарушением пункта 4 Инструкции по заполнению формы N107-1/у "Рецептурный бланк", утвержденной приложением 6 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Департамент 01.02.2013 составил в отношении него протокол N 9 об административном правонарушении, а 04.02.2013 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона N 99-ФЗ).
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение N 416), согласно которому к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения N 416 установлено соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.03.2003 N 4272) утвержден Отраслевой стандарт, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт 1.2 Отраслевого стандарта).
В силу пункта 2.9 Отраслевого стандарта в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены:
- копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;
- книга отзывов и предложений;
- информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- информация о лице, ответственном за лекарственное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий населения по льготам (для аптечных организаций, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов);
- информация о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы;
- информация о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;
- информация о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке (аптечном пункте);
- ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций;
- информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие с указанием Ф.И.О. и должности);
- информация о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора (за исключением аптечного киоска);
- при наличии пункта проката информация о перечне предметов, выдаваемых напрокат;
- копия или выписка из Федерального закона "О защите прав потребителей".
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" и от 31.03.2010 N 203 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного контроля за ценами на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", утвержден Порядок проведения оперативного наблюдения (мониторинга) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, информированием населения об их применении (далее - Порядок).
Пунктом 3.3 указанного Порядка определено - аптечным организациям независимо от организационной правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляющим реализацию ЖНВЛП, размещать в доступных для ознакомления местах информацию о ценах на ЖНВЛП в соответствии с утвержденным Порядком.
Факт нарушения Обществом подпункта "г" пункта 5 Положения N 416 установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается.
Согласно пункту 6 Положения N 416 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований лицензируемого вида деятельности, в материалы дела не представлены.
На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Всесторонне исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП.
При назначении штрафа Арбитражным судом Владимирской области на основании статей 4.1 (часть 3), 4.2 (часть 2) КоАП РФ учтен факт совершения правонарушения впервые.
Обстоятельств, освобождающих Общество от административной ответственности, либо отягчающих административную ответственность судом не установлено.
Оценив характер совершенного Обществом административного правонарушения, обстоятельства, при которых данное правонарушение было совершено, роль правонарушителя в совершении правонарушения, а также то, что рассматриваемый случай не является исключительным, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного ООО "СтомИнфарм" административного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ, пункты 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Нарушений Департаментом процедуры привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
О времени и месте составления акта проверки Общество было извещено уведомлением от 23.01.2013, которое было вручено Коноваловой О.В. (т. 1 л.д. 98), о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - уведомлением от 24.01.2013, направленным по юридическому адресу Общества, а также посредством факсимильной связи и по адресу электронной почты (т. 1, л.д. 99-104).
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Исходя из положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.04.2013 по делу N А11-694/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимирская губернская аптека" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Протасов |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-694/2013
Истец: Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, Департамент здравоохранения администрациии Владимирской области
Ответчик: ООО "Владимирская губернская аптека"
Третье лицо: ООО "Владимирская губернская аптека"