г. Воронеж |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А35-2072/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.07.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ольшанской Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Елочка" Курского района Курской области: Рудакова А.И., заведующая, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт; Боженко В.И., представитель по доверенности от 08.07.2013, паспорт; Спевак А.Л., представитель по доверенности от 08.07.2013, паспорт РФ,
от Главного управления МЧС России по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Елочка" Курского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 23.05.2013 по делу N А35-2072/2013 (судья Д.В. Лымарь) по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Елочка" Курского района Курской области (ОГРН 1074611000419) к Главному управлению МЧС России по Курской области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ёлочка" Курского района Курской области (далее - МБДОУ, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления заместителя главного государственного инспектора г.Курска и Курского района по пожарному надзору N 02-17-194-03-13 от 12.03.2013 о назначении административного наказания.
Решением арбитражного суда от 23.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из доказанности факта административного правонарушения и вины Общества.
Не согласившись с решением суда, считая его незаконным и необоснованным, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что здание строилось в период действия иных требований.
В судебном заседании представители Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержали, считают решение суда незаконным и необоснованным.
ГУ МЧС явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Распоряжением главного государственного инспектора г. Курска и Курского района по пожарному надзору А.В. Занина N 181 от 17.01.2013 назначено проведение плановой/выездной проверки МБДОУ Детский сад "Ёлочка" Курского района Курской области.
В ходе проведения плановой выездной проверки, по мнению проверяющих лиц, были выявлены нарушения Учреждением обязательных требований пожарной безопасности, установленные Нормами и правилами пожарной безопасности (СНиП 21-01-97) а именно:
- старшая и младшая групповые ячейки (помещения класса Ф 1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек) не имеют вторых эвакуационных выходов, что является нарушением пункта 6.12 СНиП 21-01-97;
- ширина эвакуационного выхода ведущего непосредственно наружу из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек из групп менее 1,2 м. (группа N 1-0,95 м; группа N 2 - 1,03 м.; младшая группа - 0,85 м.; старшая группа - 0,84-м.), что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97;
- при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двухстороннем расположений дверей. Исходя из проведенных замеров и путем математических вычислений ширина пути эвакуации при выходе из группы N 1 будет составлять 1,31-0,81/2=0,905-м.; коридор мед кабинет и изолятор 1,5-0,79=0,71 м., данные значения не соответствуют нормативному значению в 1,2 м., что является нарушением пункта 6.16, пункта 6.26 СНиП 21-01-97.
Данные обстоятельства в качестве правонарушения зафиксированы в акте проверки N 181 от 28.02.2013, и в протоколе об административном правонарушении N 194 от 05.03.2013.
Деяние квалифицировано по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Заместителем главного государственного инспектора г.Курска и Курского района по пожарному надзору С.В. Прибыткиной 12 марта 2013 года вынесено постановление N 02-17-194-03-13, которым МБДОУ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
МБДОУ Детский сад "Ёлочка" Курского района Курской области не согласилось с постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Курска и Курского района по пожарному надзору С.В. Прибыткиной N 02-17-194-03-13 от 12.03.2013 о назначении административного наказания и оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей Учреждения, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно руководствовался статьей 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994, постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 "О принятии государственных строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Материалами административного дела (актом проверки N 181, протоколом осмотра помещений здания от 14.02.2013, техническим заключением N 7-13 от 25.02.2013, протоколом об административном правонарушении) подтверждается наличие нарушений, установленных административным органом. Наличие указанных нарушений не опровергается и самим Учреждением.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Указанной нормой закреплен принцип презумпции невиновности, который означает невозможность необоснованного административного преследования в отношении лица.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Обществом представлен, и судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела акт проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к 2012-2013 учебному году от 20.08.2012, который согласован, в том числе, с ГУ МЧС.
Согласно заключению комиссии, МБДОУ к новому 2012-2013 учебному году готово.
В акте не указано на наличие каких-либо нарушений в области пожарной безопасности.
Кроме того, суд учитывает, что 02.05.2012 года Обществу была выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности.
Из положений статьи 33.1, 91 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании", Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" следует:
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует бессрочно.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием).
Для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление
и документы, в том числе сведения о наличии у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности.
При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии или лицензиате, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий.
При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, временной лицензии, переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии в целях подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, лицензирующий орган осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти. Указанные органы предоставляют сведения о соискателе лицензии или лицензиате по межведомственному запросу лицензирующего органа, в том числе в форме электронного документа, в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (временной лицензии) или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти, в том числе, с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в целях получения.
Поскольку лицензия была выдана, готовность Общества к осуществлению образовательной деятельностью подтверждена на основании заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности, доказательств того, что после получения представленных документов Обществом были изменены параметры здания в ходе реконструкции или капитального ремонта, в материалах дела не имеется.
Такие обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает обстоятельствами, исключающими вину Общества в совершении вмененного правонарушения.
В связи с чем, вина Учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом была установлена безосновательно.
В структуру состава административного правонарушения входит, в том числе, субъективная сторона правонарушения.
Вина является элементом субъективной стороны административного правонарушения, а значит и элементом состава правонарушения.
В данном случае Общество привлечено к административной ответственности в отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения, а следовательно, в отсутствие состава правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности следует признать незаконным полностью, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 23.05.2013 по делу N А35-2072/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление N 02-17-194-03-13 от 12.03.2013 заместителя главного государственного инспектора г.Курска и Курского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности по г. Курску и Курскому району УНД Главного управления МЧС России по Курской области о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2072/2013
Истец: МБДОУ "Детский сад "Елочка"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Курской области, ГУ МЧС России по Курской области