Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2007 г. N 1869/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Отделения по г. Иркутску Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. 5-ой Армии, д. 29, г. Иркутск, 664025) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 30.10.2006 по делу N А19-17550/06-6 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.01.2007 по тому же делу по иску областного государственного унитарного энергетического предприятия "Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Ангарские электрические сети" к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 60 418 рублей 92 копеек расходов, образовавшихся в результате предоставления в 2004 году гражданам льгот по оплате электроэнергии, во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г. Усолье-Сибирское, Главное финансовое управление Иркутской области.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 30.10.2006, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 60 418 рублей 92 копейки расходов.
При рассмотрении спора суды исходили из следующих обстоятельств.
Истец в 2004 году на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставлял гражданам льготы по оплате электроэнергии.
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (действие Правил продлено на 2004 год), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, расходы, связанные с реализацией названного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Суд указал, что в 2004 году Российской Федерацией не заложена необходимая для выплаты компенсации сумма, а перечисленные из федерального бюджета денежные средства не компенсировали в полном объеме материальные потери истца.
Поскольку доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Иркутской области денежных средств на возмещение названных расходов в достаточном размере, а также доказательств нецелевого использования Иркутской областью бюджетных средств не имеется, суд удовлетворил исковые требования за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина России.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Взыскивая понесенные истцом расходы от предоставления льгот реабилитированным гражданам, суды учитывали, что причинение истцу ущерба непосредственно связано с бездействием Российской Федерации, выразившимся в невыделении достаточных денежных средств для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Взыскание расходов, понесенных истцом, за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России по настоящему делу соответствует позиции, выраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу расходов, возникших в связи с предоставлением льгот названной категории граждан за свой счет.
Ссылка заявителя на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, по существу сводится к переоценке доказательств по делу, что в силу главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции надзорной инстанции.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-17550/06-6 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.01.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2007 г. N 1869/07
Текст определения официально опубликован не был