г. Вологда |
|
22 июля 2013 г. |
Дело N А13-9688/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Волкова Е.А. по доверенности от 01.02.2013 N 0001юр/99-13, Савенковой О.А. по доверенности от 01.02.2013 N 0001юр/98-13, от Правительства Вологодской области Бирюковой Л.А. по доверенности от 21.06.2013 N 133,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-9688/2012 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151; далее - ОАО "ТГК-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Правительству Вологодской области (ОГРН 1023500884395; далее - Правительство) о признании незаконными действий по отказу во включении инвестиционного проекта "Строительство ПГУ-110 МВт в составе ГТУ 75 МВт+КУ+паровая турбина 35 МВт на Вологодской ТЭЦ" (далее - инвестиционный проект) в Государственную областную инвестиционную программу как прошедшего отбор и рекомендованного Экспертным советом по инвестиционной деятельности Вологодской области для включения в Инвестиционную программу, выраженных в письме от 04.07.2012 N 11-01-06/216.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Правительство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей общества и правительства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 29.04.2011 ОАО "ТГК-2" обратилось в Департамент инвестиционной политики правительства с заявкой на участие в отборе проектов для включения в Государственную областную инвестиционную программу инвестиционного проекта.
В соответствии с решением экспертного совета по инвестиционной деятельности области от 25.10.2011 данный инвестиционный проект рекомендован для включения в Государственную областную инвестиционную программу и получения государственной поддержки в форме налоговых льгот в виде освобождения от налогообложения сроком на 5 лет основных средств с даты учета на балансе в качестве основных средств, предусмотренных инвестиционным проектом, что подтверждается протоколом от 25.10.2011 N 2011-2.
Правительством 25.06.2012 принято решение не включать в Государственную областную инвестиционную программу проекты, прошедшие отбор, в том числе и проект заявителя, о чем общество уведомлено письмом Департамента инвестиционной политики от 04.07.2012 N 11-01-06/216.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Законом Вологодской области от 12.11.1997 N 211-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области" (далее - Закон N 211-ОЗ) определены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории области и направлен на стимулирование такой деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 211-ОЗ государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используются, в том числе, следующие формы и методы:
проведение экспертизы инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка), финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета в соответствии с Порядком, установленным Правительством области;
предоставление субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Формирование консультативно-совещательных органов осуществляется в отношении инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка), включенных в Государственную областную инвестиционную программу, и иных инвестиционных проектов, в отношении которых данная форма государственного регулирования рекомендована Инвестиционным советом при Губернаторе области.
Предоставление налоговых льгот, залогового обеспечения в целях исполнения обязательств перед третьими лицами применяется в отношении инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка), включенных в Государственную областную инвестиционную программу.
Статьей 3 Закона N 211-ОЗ определено, что государственная областная инвестиционная программа - перечень инвестиционных проектов, в отношении которых используются формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусмотренные абзацами восьмым, десятым части 2 статьи 2 настоящего Закона области, а также межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков).
Инвестиционный проект коммерческого характера направлен на создание нового производства, расширение, реконструкцию или техническое перевооружение (модернизацию) действующего производства и предусматривает в качестве основной цели деятельности достижение прибыли субъектами инвестиционной деятельности.
Согласно статье 4 Закона N 211-ОЗ государственная областная инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Правительством области.
Инициаторами инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную областную инвестиционную программу могут быть осуществляющие инвестиционную деятельность на территории области юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления области.
Отбор инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную областную инвестиционную программу осуществляет экспертный совет по инвестиционной деятельности области (далее - экспертный совет) в соответствии с Положением о порядке проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную областную инвестиционную программу.
Постановлением Правительства области от 12.04.2010 N 383 утвержден Порядок формирования государственной областной инвестиционной программы (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка Инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Правительством области.
Согласно пункту 2.2 Порядка отбор проектов для включения в Инвестиционную программу осуществляется экспертным советом по инвестиционной деятельности Вологодской области (далее - Экспертный совет).
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что порядок отбора проектов предусмотрен Положением о порядке проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Инвестиционную программу.
В силу пункта 2.4 Порядка в Инвестиционную программу включаются инвестиционные проекты, межмуниципальные инвестиционные проекты (индустриальные парки), инвестиционные проекты в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) (далее - инвестиционные проекты), прошедшие отбор и рекомендованные Экспертным советом для включения в Инвестиционную программу.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка изменения в Инвестиционную программу в части включения в нее новых инвестиционных проектов вносятся в соответствии с решением Экспертного совета об отборе и включении проектов в Инвестиционную программу.
Пунктом 3.8 Порядка предусмотрено, что изменения в Инвестиционную программу, предусмотренные настоящим Порядком, вносятся постановлением Правительства области:
для включения (исключения) инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) - один раз в квартал до 20 числа второго месяца квартала;
для включения (исключения) инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков) - до 1 ноября текущего года.
Постановлением Правительства области от 26.04.2010 N 477 утверждено Положение о порядке проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную областную инвестиционную программу (далее - Положение).
Согласно данному Положению, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявки и отклонения ее, основной целью проведения отбора проектов является определение и включение в инвестиционную программу наиболее эффективных проектов, реализация которых обеспечит внедрение новых производств, технологий, создание новых рабочих мест, увеличение доходной части областного бюджета (пункт 1.3).
Отбор проектов основывается на принципах гласности, равноправия, презумпции добросовестности инвесторов и сбалансированности публичных и частных интересов (пункт 2.1).
Инициаторами проектов для включения в инвестиционную программу могут быть осуществляющие инвестиционную деятельность на территории области юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления области (пункт 2.2).
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что отбор проектов осуществляется экспертным советом по инвестиционной деятельности Вологодской области (далее - экспертный совет).
В соответствии с пунктом 3.2 Положения, отбор инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков) на очередной финансовый год осуществляется один раз в год в срок до 1 ноября текущего финансового года.
Согласно пункту 4.1 Положения все представленные на рассмотрение проекты оцениваются экспертным советом на соответствие следующим параметрам: социальная значимость проекта для области; экологическая безопасность производства; качество и стоимость продукции относительно аналогичных товаров, реализуемых на российском рынке; наличие сырьевой базы в пределах России и региона; наличие и емкость рынков сбыта; наличие гарантий обеспечения исполнения кредитных обязательств.
В силу пункта 4.2 Положения руководствуясь параметрами, предусмотренными пунктом 4.1 настоящего Положения, а также заключениями, указанными в пунктах 3.10, 3.12 и 3.13 настоящего Положения, экспертный совет принимает одно из следующих решений: рекомендовать включить проект в инвестиционную программу; отказать во включении проекта в инвестиционную программу; рекомендовать доработать проект.
По инвестиционным проектам в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) решения, предусмотренные абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, принимаются экспертным советом в отношении каждого проекта отдельно.
Пунктом 4.5 Положения определено, что проекты, прошедшие отбор в соответствии с настоящим Положением и рекомендованные экспертным советом для включения в инвестиционную программу, включаются в нее соответствующим постановлением Правительства области.
Исходя из приведенных положений, целью включения инвестиционных проектов в Государственную программу является как внедрение новых производств, технологий, создание новых рабочих мест, увеличение доходной части областного бюджета, так и обеспечение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов на территории области.
При этом, исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решения экспертного совета о включении инвестиционного проекта в государственную программу для Правительства носят рекомендательный характер.
В соответствии со статьей 12 Устава Вологодской области, принятого постановлением Законодательного собрания Вологодской области от 03.10.2001 N 481 (далее - Устав), Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области.
Согласно пункту "д" части 2 статьи 63 Устава Правительство области участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, инвестиций, ценообразования в области, способствует развитию предпринимательства, содействует укреплению и развитию банковской и кредитной системы.
Частью 2 статьи 68 Устава определено, что полномочия Правительства области реализуются коллегиально путем принятия решений и постановлений.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, в силу пункта 4.5 Положения, статьи 4 Закона N 21-ОЗ и Устава области включение инвестиционного проекта в Государственную областную инвестиционную программу относится к исключительной компетенции Правительства области, которое обязано при принятии решения обеспечивать сбалансированность публичных и частных интересов, принимать меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, проводить единую государственную политику в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением экспертного совета по инвестиционной деятельности Вологодской области 25.10.2011 инвестиционный проект ОАО "ТГК-2" рекомендован к включению в Государственную областную инвестиционную программу в числе других 15 инвестиционных проектов, также рекомендованных к включению в нее.
Однако на заседании Правительства 25.06.2012 принято решение не включать в Государственную программу проекты, прошедшие отбор в соответствии с Положением, в том числе и инвестиционный проект заявителя. За данное решение проголосовало 6 членов Правительства, что подтверждается выпиской из протокола заседания правительства от 25.06.2012 N 30. В качестве основания для не включения проектов в государственную программу послужил факт значительной потери доходов бюджета Вологодской области в период кризиса и рост долговой нагрузки области.
Таким образом, Правительство в силу предоставленных ему полномочий имело право и было обязано учитывать не только рекомендации экспертного совета по инвестиционной деятельности Вологодской области, который оценивает конкретные проекты только в рамках параметров, определенных в пункте 4.1 Положения, но и социально-экономическое положение в области в целом, состояние доходной базы бюджета, наличие государственного долга и объем дефицита бюджета, наполняемость областного бюджета и сокращение его расходов.
Представленными в суд первой инстанции документами подтверждается тот факт, что Вологодская область не имеет возможности на ближайшие 5 лет сократить свою доходную часть бюджета с целью поддержания представленных на рассмотрение инвестиционных проектов, в том числе и инвестиционного проекта ОАО "ТГК-2", что в свою очередь привело бы к нарушению принципа сбалансированности публичных и частных интересов.
При этом нарушение срока принятия решения по проекту Правительством (позднее 1 ноября текущего года) не повлекло каких-либо негативных последствий для общества, доказательств обратного не представлено.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что нормами Положения и Порядка не предусмотрена возможность отклонения инвестиционного проекта Правительством после рекомендации экспертного совета, отклоняются апелляционной инстанцией.
Положение регламентирует только порядок проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную программу. Порядок определяет основные требования к формированию государственной областной инвестиционной программы Вологодской области. Ни Положение, ни Порядок не регулируют отношения по непосредственному рассмотрению проекта Правительством и включению его в Государственную программу.
При этом, как в Положении, так и в Законе N 211-ОЗ указано, что решение о включении проекта в состав Государственной программы принимается Правительством, следовательно, рассмотрение инвестиционного проекта Правительством должно проходить всю процедуру принятия решения Правительством, в том числе голосование по нему, что предполагает как положительное, так и отрицательное решение по конкретному вопросу, что следует из общих принципов системы управления и регламента Правительства области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 04.07.2007 N 700.
С учетом изложенного, следует, что в данном случае решение об отклонении инвестиционного проекта принято компетентным органом, в пределах предоставленных ему Уставом, Законом N 211-ОЗ и Положением полномочий.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2013 по делу N А13-8287/2012.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 апреля 2013 года по делу N А13-9688/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9688/2012
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" (Главное управление по Вологодской области)
Ответчик: Правительство Вологодской области
Третье лицо: ОАО "ТГК N2"