г. Саратов |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А06-749/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
при участии в заседании:
представителя Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина - Филина Александра Константиновича, действующего по доверенности от 03.07.2013 г.,
представителя Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области - Нурутдиновой Зухры Далхатовны, действующей по доверенности N 03/13 от 10.01.2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН: 1093015001397, ИНН: 3015086493)
на решение арбитражного суда Астраханской области от "07" мая 2013 года по делу N А06-749/2013 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина (Астраханская область, Икрянинский район, с. Зюзино)
к Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН: 1093015001397, ИНН: 3015086493)
третье лицо Управление по недропользованию по Астраханской области
о признании незаконным отказа о внесении изменений в лицензию и обязании внести изменения
УСТАНОВИЛ:
Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина (далее заявитель, колхоз) обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее министерство) о внесении изменений в лицензию. В целях восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать внести изменения в лицензию в части увеличения объема годовой добычи полезных ископаемых с 20000 куб.метров до 78000 куб.метров.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление по недропользованию по Астраханской области.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 07 мая 2013 года отказ Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области о внесении изменений в лицензию АСТ 80060 ТР от 02.02.2012 года признан незаконным.
Суд обязал Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области внести изменения в лицензию АСТ 80060 ТР от 02.02.2012 года в части увеличения объема годовой добычи полезных ископаемых с 20000 куб.метров до 78000 куб.метров.
Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 11 июня 2013 года.
Суд в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Управления по недропользованию по Астраханской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства и заявившего о рассмотрении жалобы без участия представителей.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 09.07.2013 г. объявлялся перерыв до 16.07.2013 года до 09 часов 10 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения участвующих в деле представителей, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области 02 февраля 2012 года Рыболовецкому колхозу имени В.И. Ленина была выдана лицензия на право пользования недрами ACT 800 60 TP с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча глинистых парод (суглинки) на участке Кирикилинский.
Протоколом N 5 от 28 апреля 2012 года заседания комиссии по государственной экспертизе полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утверждены запасы глинистых пород участка "Кирикилинский" в авторском подсчете по категории С2 в объеме 326506 куб. метров и запасы песчаных пород по категории С2 в объеме 138517 куб. метров.
Протоколом N 7/12-стп от 1 октября 2012 года заседания комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений твердых ископаемых согласована проектная документация "Разработка и рекультивация участка глинистых пород "Кирикилинский" в Ленинском районе города Астрахани" и комиссией рекомендовано колхозу обратиться в министерство для привидения в соответствие годового уровня добычи глинистых пород с 20 000 куб. метров до 54 481 куб. метров и песчаных пород до 24 400 куб. метров.
27 декабря 2012 года, рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина направил в адрес Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области заявление с просьбой о внесении изменений в пункт 1.3. статьи 1 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии АСТ 80060 TP на право геологического изучения, разведки и добычи глин, суглинков и песков на участке Кирикилинский.
В заявлении колхоз просил министерство увеличить годовой объем добываемого грунта на участке Кирикилинский до 78000 куб. метров в год.
К заявлению были приложены протоколы заседания комиссий, договор лизинга, договоры поставки, договоры купли-продажи.
Письмом от 21.01.2013 года N 01-13/217 министерством было отказано в удовлетворении заявления на основании того, что каких-либо обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых представлена лицензия, не возникло.
Считая отказ министерства незаконным, нарушающим права и экономические интересы колхоза, последний обратился в суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что представленные заявителем доказательства о проведении геологических исследований и определении фактических запасов участка Кирикилинский, свидетельствуют о возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была выдана лицензия, поскольку, колхоз, исполняя пункт "в" статьи 3 условий лицензии по разработке, согласованию и утверждению технического проекта разработки предоставленного участка недр, только в октябре 2012 года узнал, что на данном участке возможна добыча глинистых пород в объеме - 54481 куб. метров в год, а песчаных пород в объеме - 24400 куб. метров в год. Об этих обстоятельствах ни заявитель, ни министерство не могли знать в январе 2012 года, когда было подано заявление и соответствующая документация для предоставления участка недр "Кирикилинский".
Апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
Согласно статье 9 указанного закона право пользования недрами предоставляется по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 закона, и оформляются соответствующей лицензией.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" установлено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах. В соответствии с положениями данной статьи закона лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме закона условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 22 названного Закона пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
При этом обязанность по доказыванию наличия таких обстоятельств в уполномоченный орган возложена именно на недропользователя.
Согласно статье 18 Закона о недрах порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Астраханской области от 19.04.2006 N 8/2006-ОЗ "О порядке предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также о порядке пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Астраханской области" регламентировано, что предоставление участков недр в пользование осуществляется на основании лицензии на пользование недрами (далее - лицензия), выданной исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным осуществлять функции в сфере недропользования (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченным органом на осуществление функции в сфере недропользования в Астраханской области является Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.
Статьей 5 Закона Астраханской области от 19.04.2006 N 8/2006-ОЗ установлен порядок внесения изменений и дополнений в условия лицензии.
Согласно указанной норме внесение изменений и дополнений в условия лицензии осуществляется уполномоченным органом по заявлению субъекта предпринимательской деятельности, которому выдана соответствующая лицензия, при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была выдана лицензия.
К заявлению субъекта предпринимательской деятельности о внесении изменений и дополнений в лицензию (далее - заявление о внесении изменений и дополнений) прилагаются документы, подтверждающие возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была выдана лицензия.
Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о внесении изменений и дополнений в течение 30 дней со дня его поступления. По результатам рассмотрения заявления о внесении изменений и дополнений уполномоченный орган принимает решение о внесении изменений и дополнений в лицензию или решение об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию.
Изменения и дополнения в лицензию вносятся в течение трех дней со дня вступления в силу решения о внесении изменений и дополнений в лицензию.
Уполномоченный орган принимает мотивированное решение об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию в случае, если не подтвердилось возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых была выдана соответствующая лицензия.
Таким образом, перечень оснований и критериев для принятия того или иного решения по результатам рассмотрения заявления, законодательством не установлен, решение принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления, с учетом конкретных обстоятельств.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что в связи с отсутствием у Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области и лицензиата информации о запасах полезных ископаемых на данном участке, объем добычи в выданной лицензии был определен на основании консультаций с представителем ФГУ ГП "Волгогеология" с предусмотренным годовым объемом добычи полезных ископаемых 20000 куб.метров. При этом, суд, признавая мотивы отказа министерства необоснованными, указал, что исполняя пункт "в" статьи 3 условий лицензии по разработке, согласованию и утверждению технического проекта разработки предоставленного участка недр, заявитель только в октябре 2012 года узнал, что на данном участке возможна добыча глинистых пород в объеме - 54481 куб. метров в год, а песчаных пород в объеме - 24400 куб. метров в год. Поскольку об этих обстоятельствах ни заявитель, ни министерство не могли знать в январе 2012, когда заявителем было подано заявление и соответствующая документация для предоставления участка недр "Кирикилинский", суд признал правомерным довод заявителя о том, что возникли обстоятельства, существенно отличающиеся от тех, при которых была выдана лицензия.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции, противоречащими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Статьей 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлены виды пользования недрами. К таким видам пользования среди других видов пользования относятся: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Данной статьей предусмотрено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Совмещенная лицензия предусматривает особенности правового режима пользования участком недр.
Как следует из материалов дела, заявителю выдана совмещенная лицензия ACT 80060 TP с целевым назначением и видами работ, как геологическое изучение, так и разведка, добыча глинистых пород (суглинки) на участке Кирикилинский, расположенном на территории Ленинского района г. Астрахани.
В соответствии с требованиями статьи 29 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов, однако у недропользователя совмещенная лицензия.
Таким образом, при предоставлении совмещенной лицензии и заявитель и министерство знали, что запасы не проходили государственную экспертизу, технический проект не разрабатывался ранее.
При этом, в соответствии с пунктом "в" статьи 3 приложения N 1 к лицензии ACT 800 60 TP условий пользования недрами проведение геологического изучения участка недр и предоставление полученной геодезической информации на государственную экспертизу закреплено за Рыболовецким колхозом им. Ленина как обязательство и является основным условием пользования лицензионным участком недр.
Следовательно, рыболовецкому колхозу и министерству в соответствии с нормами законодательства в сфере недр, а также в соответствии с условиями пользования недрами, еще в феврале 2012 года было известно, когда (в какие сроки) недропользователю необходимо:
- провести геологическое изучение участка недр и представить полученную геологическую информацию на государственную экспертизу (подп.б пункта 3.1. условий пользования недрами установлен срок - не позднее 6 месяцев со дня государственной регистрации лицензии);
разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект разработки участка недр, проект горного отвода и проект рекультивации нарушенных земель (не позднее 12 месяцев со дня государственной регистрации лицензии).
Из изложенного следует, что все обязательства недропользователя были прописаны в условиях пользования недрами, а соответственно информация, содержащаяся в протоколе заседания территориальной комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений твердых полезных ископаемых N 7/12-стп от 01.10.2012 и в протоколе о балансовых запасах на участке по состоянию на 01.10.2012, при том, что согласно условиям лицензии на заявителя возложена обязанность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, не может относиться к обстоятельствам, существенно отличающимся от тех, при которых выдана лицензия.
Подготовка технического проекта является обязательным условием пользования недрами.
Соответственно, информация, содержащаяся в указанных протоколах, свидетельствует лишь о выполнении колхозом обязательства, возложенного на него лицензией по разработке, согласованию и утверждению в установленном порядке технического проекта разработки участка недр, и, соответственно, не может относиться к обстоятельствам, существенно отличающимся от тех, при которых выдана лицензия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о порядке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение) которое устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, исходя из которого ни проектная документация, ни иные заключения не могут являться основанием для приведения в соответствие условий пользования недрами, поскольку в соответствии с пунктом 2 Положения подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр.
Одним из условий пользования недрами является согласованный уровень добычи, что следует из пункта 7 статьи 12 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которой лицензия должна содержать согласованный уровень добычи минерального сырья.
Согласно пункту 1.3 статьи 1 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии ACT 80060 TP, выданной заявителю, согласованный уровень добычи глинистых пород (суглинков) составляет 20000 куб. метров в год.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, принимается по результатам аукциона.
Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона является размер разового платежа за пользование недрами, предложенный участниками аукциона (статья 13.1 вышеуказанного Закона).
Статьей 40 Закона РФ "О недрах" установлено, что минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации.
Методика расчета стартового размера разового платежа за пользование недрами на территории Астраханской области утверждена постановлением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 31.05.2010 N 9-П.
Основными исходными данными при расчете размера разового платежа за пользование недрами являются планируемый годовой объем добычи полезного ископаемого и его средневзвешенная стоимость.
Рассчитанный стартовый размер разового платежа в дальнейшем включается в условия проведения аукциона, а годовой объем добычи полезного ископаемого, примененный в расчете, включается в качестве согласованного в условия пользования недрами. Таким образом, без информации о годовом объеме добычи полезного ископаемого определение разового платежа в условиях проведения аукциона невозможно.
Как следует из материалов дела , решение о проведении аукциона было принято министерством на основании заявления, поступившего от ООО "Фрегат" в котором был указан годовой объем добычи в размере 20000 куб. метров.
Размер разового платежа в сумме 720000 рублей, содержащийся в аукционной документации, а именно в порядке и условиях проведения аукциона на право пользования участком недр Кирикилинский, расположенным на территории Ленинского района г. Астрахани в 400 м северо-восточнее перекрестка автодороги Астрахань-Аксарайск, был определен министерством исходя из годового объема добычи в размере 20000 куб. метров на основании методики расчета стартового размера разового платежа за пользование недрами на территории Астраханской области, утвержденного постановлением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 31.05.2010 N 9-П.
Заявка Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина была подана уже после утверждения министерством порядка и условий проведения аукциона на право пользования участком недр Кирикилинский, а соответственно после утверждения размера разового платежа исходя из годового объема добычи полезных ископаемых, в связи с чем утверждение в решении суда, что объем добычи в размере 20000 куб. метров был определен на основании консультаций с представителем ФГУ ГП "Волгогеология" с предусмотренным годовым объемом добычи полезных ископаемых 20000 куб. метров, не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным министерством доказательствам, поскольку данный объем был указан в заявке ООО "Фрегат" от 26.09.2011, на основании которой и был объявлен аукцион.
Таким образом, по условиям аукциона разовый платеж определялся исходя их заявленного объема - 20000 куб. метров в год. Общий объем добычи составит за 5 лет - 100 куб. метров. Разовый платеж согласно Порядку и условиям аукциона, утвержденному приказом министерства от 18.10.2011 N 94-О, был оплачен заявителем в сумме 720 000 рублей. В случае если бы был заявлен объем 78000 куб.м разовый платеж составил - 2 800 000 рублей.
Заявитель, обращаясь в министерство, просил внести изменения в лицензию в части увеличения объема годовой добычи полезных ископаемых с 20000 куб. м, предоставленных ему по результатам аукциона, до 78 000 куб. м (что практически в 4 раза больше, чем было выставлено на аукцион) без проведения аукциона и без какого-либо возмещения либо оплаты в доход бюджета, что противоречит положениям пункта 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Более того, заявляя о необходимости внесения изменений в лицензию в части увеличения объема годовой добычи полезных ископаемых с 20000 куб. метров до 78000 куб. метров, заявитель ссылается на протокол N 7/12-стп от 01.10.2012 заседания комиссии по рассмотрению и согласовании технических проектов разработки месторождений твердых ископаемых, которым согласована проектная документация "Разработка и рекультивация участка глинистых пород "Кирикилинский" в Ленинском районе города Астрахани", и которым рекомендовано Рыболовецкому колхозу имени В.И. Ленина обратиться в министерство для приведения в соответствие годового уровня добычи с 20000 куб. метров до 54 481 глинистых пород и 24 400 куб. метров песчаных пород, всего 78000 куб. метров.
Однако, Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина в соответствии с лицензией ACT 80060 TP, в условия которой просит внести изменения, не имеет права на добычу песка. Как было указано выше, лицензией ACT 80060 TP, выданной заявителю, ему предоставлено право на добычу глинистых пород (суглинков).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что министерство законно отказало в удовлетворении заявления Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина о внесении изменений в лицензию в части увеличения объема годовой добычи полезных ископаемых с 20000 куб. метров до 78000 куб. метров, поскольку каких-либо обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых представлена лицензия, не возникло.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку заявителя в обоснование обстоятельств, существенно отличающихся от тех при которых была выдана лицензия, на заключенные договоры поставки грунта от 31.05.2012 г., 27.06.2012 г., 28.06.2012 г., 29.06.2012 г. и 13.08.2012 г. с общим объемом поставки 100 000 куб. метров, договоры купли-продажи от 14.05.2012 N 051, от 04.06.2012 N 137, 138 на приобретение техники, в силу нижеследующего.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантирована свобода заключения гражданами и юридическими лицами договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена. Уровень добычи полезных ископаемых не зависит от возможностей реализации и спроса на рынке указанных ископаемых. Перечисленные договоры являются волеизъявлением заявителя, при заключении договоров колхоз обладал информацией, содержащейся в условиях пользования недрами о согласованном уровне добычи глинистых пород (суглинки) - 20000 куб. метров в год.
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Учитывая, что при рассмотрении спора не установлена совокупность обстоятельств, с которыми ст. 198 АПК РФ связывает незаконность оспариваемых действий и недействительность ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении требований колхоза подлежит отмене как принятое по неполно выясненным обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "07" мая 2013 года по делу N А06-749/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Рыболовецким колхозом им. В.И. Ленина требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-749/2013
Истец: Рыболовецкий колхоз Имени В. И. Ленина
Ответчик: Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области
Третье лицо: Управление по недропользованию по АО