город Ростов-на-Дону |
|
25 июля 2013 г. |
дело N А32-34063/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
от заявителя: Кутергина З.Ф., по доверенности от 07.06.2013 г., паспорт; Серпкова Н.А., по доверенности от 24.01.2013 г., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2013 по делу N А32-34063/2012, принятое судьёй Погореловым И.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы" к заинтересованным лицам Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю; обществу с ограниченной ответственностью "Кубань Универсал Проект" при участии третьего лица открытого акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" о признании недействительными отдельных положений ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю (далее - ГУ МЧС по КК) и ООО "Кубань Универсал Проект" о признании недействительными отдельных положений (пункты 6, 7, 8, 9) ненормативного правового акта "Технические условия на сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) объекта "Крытый конькобежный центр вместимостью 8 000 зрителей. Имеретинская низменность (проектные и строительные работы, строительство)" с ЦОУ Олимпиады, ЦУКС МЧС России по г. Сочи и Федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель не представил в материалы дела достаточные доказательства несоответствия обжалованного ненормативного акта закону или иному правовому акту, а также нарушение охраняемых законом интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что в решении суда не дана оценка требованиям в части пункта 5 ТУ на сопряжение; оснований для вывода о необходимости проектирования в соответствии с СТУ с учетом требований лица, не являющегося заказчиком (ГУ "Олимпстрой"), не имеется; примененная судом методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях" не является ненормативным правовым актом и может применяться только в части, не противоречащей законодательству. В данной методике, по мнению заявителя, содержатся противоречащие статьям 55.5 и 55.8 Градостроительного кодекса РФ положения о порядке допуска к проектированию и строительству СМИС.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Краснодарскому краю не согласилось с доводами апелляционной жалобы, указав, что ГОСТ Р 22.1.12-2005 подлежит обязательному применению.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители заинтересованных и третьего лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество (исполнитель) и ООО "Кубань Универсал Проект" (заказчик) заключили договор от 30.12.2010 N З-53-10 на разработку разделов проекта "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами (СМИС)", "Система связи и управления в кризисных ситуациях", "Система мониторинга несущих конструкций", на стадии "Рабочая документация" объекта "Крытый конькобежный центр вместимостью 8 тыс. зрителей, Имеретинская низменность" (далее - объект).
Приложением N 2 к указанному договору стороны согласовали "Техническое задание и архитектурно-планировочные решения" (далее - техническое задание).
В пункте 6 технического задания приведен перечень нормативных документов, среди которых указан ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.03.2005 N 65-ст).
Письмом от 23.07.2012 N 23/7-5643) ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, во исполнение требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 направило обществу "Технические условия на сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) объекта с ЦОУ Олимпиады, ЦУКС МЧС России по г. Сочи и Федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по Краснодарскому краю" (далее - технические условия).
В пункте 6 технических условий указано, что СМИС объекта должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.1.12-2005 (с изм. N 1 2011-07-02, утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2011 N 110-ст), специальных технических условий на создание СМИС.
В силу пункта 7 технических условий, их реализация, проектирование СМИС объекта, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по СМИС должны осуществляться специализированными организациями, сотрудники которых имеют дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) в соответствии с требованиями пункта 4.12 ГОСТ Р 22.1.12-2005 (с изм. N 1 2011-07-02, утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2011 N 110-ст).
В соответствии с пунктом 8 технических условий, программно-технический комплекс СМИС (далее - ПТК СМИС) должен соответствовать утвержденным в МЧС России техническим требованиям к ПТК СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемыми с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.
Согласно пункту 9 технических условий, для реализации сопряжения с ПТК СМИС/СМИК ЦУКС по Краснодарскому краю ПТК СМИС объекта должен иметь акт подтверждения соответствия техническим требованиям, выдаваемый ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральным центром науки и высоких технологий) в соответствии с утвержденным в МЧС России "Порядком утверждения соответствия мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений объектов техническим требований к программно-техническим комплексам СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемых с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС".
Полагая, что перечисленные пункты 6-9 технических условий противоречат закону и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Приказом от 01.06.2011 N 110-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту" внесены Изменения N 1 в ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", которые подлежат применению на добровольной основе, а именно:
пункт 4.11 дополнен абзацем:
"Программно-технические средства СМИС объектов должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС в соответствии с (1)".
Пункт 4.12 изложен в новой редакции:
"4.12. Проектирование и строительство СМИС должны осуществлять организации, имеющие свидетельства саморегулируемых организаций о допуске к работам в области мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Специалисты указанных организаций должны иметь дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) по образовательным программам в данной области, включая СМИС, (9), (10)".
Раздел 4 дополнен пунктом 4.13:
"4.13. В случае, если для подготовки проектной документации по СМИС требуется отступление от требований стандартов и сводов правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, недостаточно требований, установленных нормативными документами, или такие требования не установлены, разработке проектной документации по СМИС должна предшествовать разработка специальных технических условий.
Разработка специальных технических условий должна проводиться проектной, научно-исследовательской или другой организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) и (11), (12), ГОСТ 2.114".
Как видно из материалов дела, в пункте 6 технических условий указано, что СМИС объекта должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.1.12-2005 (с Изменениями N 1), специальным техническим условиям на создание СМИС, а пункты 7-9 сформулированы с учетом пунктов 4.11, 4.12, 4.13 ГОСТ Р 22.1.12-2005 в редакции Изменения N 1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 458 "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства" установлены требования о необходимости согласования заданий на проектирование олимпийских объектов с МЧС России.
Во исполнение данного Постановления Приказом ФСБ России от 27.08.2009 N 417 утвержден Перечень олимпийских объектов, задания на проектирование которых подлежат согласованию с МЧС России.
Объекты олимпийского строительства, указанные в Приказе ФСБ России от 27.08.2009 N 417, подлежат оборудованию на них СМИС.
СМИС предназначена для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами.
СМИС, в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 должна строиться на базе программно-технических средств, осуществляющих автоматический мониторинг дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информации в органы повседневного управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) об угрозе и факте возникновения аварии, чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами. МЧС России, как оператор РСЧС, является конечным потребителем данных полученных от СМИС.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион) от 01.04.2008 N 36 "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка установлено, что разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области.
Приказом ГК "Олимпстрой" N 406 от 29.06.2011 утверждены Типовые требования по обеспечению комплексной безопасности, предъявляемых к олимпийским объектам, предусмотренным Перечнем олимпийских объектов, задания на проектирование которых подлежат согласованию МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России, в соответствии с пунктом 6.1.5 которых на данных категориях олимпийских объектов должны разрабатываться СТУ для создания и эксплуатации СМИС. Объект "Крытый конькобежный центр вместимостью 8 тыс. зрителей, Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство)", входит в указанный Перечень (приказ Федеральной службы безопасности России от 27.08.2009 N 417).
В отношении пунктом 7 - 9 технических условий суд считает необходимым указать следующее.
Реализация спорных технических условий, проектирование СМИС объекта, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по СМИС должны осуществляться специализированными организациями, сотрудники которых имеют дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) в соответствии с пунктом 4.12 ГОСТ Р 22.1.12-2005, п.2.3. "Методики оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях" (аттестована Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.), указанной в пункте 4.12. ГОСТ Р 22.1.12-2005, и пунктом 4.1 утвержденных в МЧС России "Организационно-технических требований к реализации структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) на объектах Олимпиады". Организационно-технические требования были направлены Департаментом территориальной политики МЧС России с сопроводительным письмом от 05.04.2011 N 7-2-712 в ГК "Олимпстрой" для использования их при проектировании раздела СМИС, в соответствии с пунктом 4 решения протокола рабочего совещания ГК "Олимпстрой" от 21.02.2011 N ПР-04-32, а также в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта". Пунктом 5.1 ГОСТ Р 22.1.12-2005 определено, что СМИС должна обеспечивать возможность сопряжения с другими автоматизированными системами.
Требование о соответствии ПТК СМИС утвержденным в МЧС России техническим требованиям к ПТК СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемыми с автоматизированными системами органов повседневного управления единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, указаны в соответствии с пунктами 3.24, 4.1 утвержденных в МЧС России "Организационно-технических требований к реализации структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) на объектах Олимпиады" и "Техническими требованиями к программно-техническим комплексам СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемым с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС (муниципального и территориального уровней)".
Требование о наличии акта подтверждения соответствия техническим требованиям ПТК СМИС объекта для сопряжения с ПТК СМИС ЦУКС по Краснодарскому краю, выдаваемый ФГУ Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральным центром науки и высоких технологий), указано в соответствии с пунктами 3.24, 4.3 утвержденным в МЧС России ""Организационно-техническими требованиями к реализации структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) на объектах Олимпиады" и в соответствии с утвержденным в МЧС России "Порядком подтверждения соответствия программно-технических комплексов структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений объектов техническим требованиям к программно-техническим комплексам СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемых с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что заявитель не представил в материалы дела достаточные доказательства несоответствия обжалованного ненормативного акта закону или иному правовому акту, а также нарушение охраняемых законом интересов общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2013 по делу N А32-34063/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34063/2012
Истец: ООО "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы", ООО НПО Современные диагностические системы
Ответчик: Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю, ООО "Кубань Универсал Проект"
Третье лицо: Кутергина З. Ф. представитель ООО "НПО "СОДИС", ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега", ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, ООО "Кубань Универсал Проект"
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8713/14
18.09.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11195/14
15.05.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34063/12
10.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7396/13
25.07.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8314/13
07.05.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34063/12