г. Самара |
|
22 августа 2013 г. |
Дело N А65-26446/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Балакиревой Е.М., судей Пышкиной Н.Ю. и Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
при участии в заседании:
от истца - представители: Галимов И.В. по доверенности от 15.07.2013; Сагунов М.Ф. по доверенности от 21.03.2013,
от третьего лица Кабинета Министров Республики Татарстан - представитель Епшина О.В. по доверенности от 16.01.2013,
от третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель Гриппов Ю.Х. по доверенности от 07.02.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2013 года по делу N А65-26446/2012 (судья Юшков А.Ю.)
по иску открытого акционерного общества "ТГК-16", г. Казань (ОГРН 1101690011532, ИНН 1655189422),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани,
о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
открытое акционерное общество "ТГК-16" (далее ОАО "ТГК-16", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Татарстан, ответчик) об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровыми номерами 16:50:290201:0004 (г.Казань, Кировский район); 16:50:000000:0088 (г.Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая); 16:50:290201:0002 (по адресу: г.Казань, в горлесопарковой зоне в районе населенного пункта Левченко, Московский район).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее Управление Росреестра по Республике Татарстан, 1-е третье лицо), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее Кабинет Министров, 2-е третье лицо), муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее Исполком, 3-е третье лицо, заявитель апелляционной жалобы).
Определением суда от 14.01.2013 по делу назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено. Определением суда от 19.03.2013 производство по делу возобновлено.
Истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 16:50:290201:0004, общей площадью 4 380 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Кировский район, указав ее равной рыночной стоимости в размере 6 381 660 руб., с кадастровым номером 16:50:290201:0002, общей площадью 1 110 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, в горлесопарковой зоне в районе населенного пункта Левченко, Московский район г. Казани, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 823 730 руб., с кадастровым номером 16:50:221306:25, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221306:26, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221306:27, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:1, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:10, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:11, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:12, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:13, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:14, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:15, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:16, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:17, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:2, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:3, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:4, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:5, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:6, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:7, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:8, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб., с кадастровым номером 16:50:221307:9, общей площадью 25 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая, указав ее равной рыночной стоимости в размере 3 650 руб.
Уточнение исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.04.2013 по принятия судебного акта.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2013 исковые требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что у лиц, участвующих в деле, возникли вопросы по определению рыночной стоимости земельных участков, назначил по делу судебную экспертизу. Экспертом определена рыночная стоимость земельных участков, отличающаяся от их кадастровой стоимости.
Исполком с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт с учетом повторной судебной экспертизы. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции всесторонне, полно, объективно и непосредственно не исследовал имеющиеся в деле доказательства, не оценил все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, в том числе сам отчет оценщика и результаты судебной экспертизы. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, которое вступило в силу с 01.01.2011. Указанное постановление не обжаловано, не изменено и является действующим.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что отчет оценщика, результаты судебной экспертизы составлен в нарушение норм статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности", согласно которой в случае оспаривание результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки. Датой формирования перечня объектов недвижимости для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков является 01.01.2010, что подтверждается Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010.
Исполком считает, что дата в отчете по делу не соответствует дате формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя.
Кроме этого, Исполком в жалобе указывает, что производство экспертизы было поручено экспертам ООО "Агентство профессионального консультирования "Бизнес-актив" Гордеевой Н.В. и Сорокину А.В., однако в заключении эксперта отсутствуют сведения об участии в производстве экспертизы эксперта Гордеевой Н.В., отсутствует ее подпись.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что судом первой инстанции перед экспертом поставлен вопрос о том какова рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2011 и на 01.01.2010 земельных участков по делу. В заключении эксперта данный вопрос формулируется в другой редакции - "какова рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2011 земельных участков_". Все проведенные расчеты и доказательства относятся к дате 01.01.2011. В конце исследования эксперт на основании мониторинга Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2011 и 01.07.2010 делает странный вывод о том, что стоимость земельных участков не изменялась и по состоянию на 01.01.2010 их стоимость равна стоимости на 01.01.2011.
Исполком считает, что исследование проводилось только по определению стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Судебные заседания, назначенные на 11.07.2013 и 06.08.2013, откладывались Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Распоряжением председателя пятого судебного состава Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Терентьева Е.А. от 20.08.2013 в судебном составе произведена замена судьи Романенко С.Ш. в связи с нахождением ее в отпуске на судью Пышкину Н.Ю. В связи с изменением состава суда рассмотрение дела начато сначала.
Представитель 3-го третьего лица - Исполкома в судебном заседании 20.08.2013 ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы поддержал и просил его удовлетворить.
В судебном заседании протокольным определением ходатайство Исполкома о назначении повторной судебной экспертизы по делу оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании представитель 3-го третьего лица - Исполкома доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.
2-е третье лицо - Кабинет Министров, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержало, и просило ее удовлетворить.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и 1-ого третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, выслушав в судебном заседании участников процесса, арбитражный апелляционный, суд установил.
ОАО "ТГК-16" принадлежат на праве собственности вышеуказанные спорные земельные участи, данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.10.2010 г. (т.1,л.д.9-11) и сторонами не оспаривается.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков (выпискам из государственного кадастра недвижимости) от 26.01.2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:290201:0004 составляет 17 988 222 руб. из расчета 4 106,90 руб. за 1 кв. метр. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:290201:0002 определен в размере 4 106,90 руб. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 4 558 659 руб. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310204:0088 не определен, кадастровая стоимость исчислена в сумме 2 053 450 руб.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:88 состоит из 20 земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:221306:25, 16:50:221306:26, 16:50:221306:27, 16:50:221307:1, 16:50:221307:10, 16:50:221307:11, 16:50:221307:12, 16:50:221307:13, 16:50:221307:14, 16:50:221307:15, 16:50:221307:16, 16:50:221307:17, 16:50:221307:2, 16:50:221307:3, 16:50:221307:4, 16:50:221307:5, 16:50:221307:6, 16:50:221307:7, 16:50:221307:8 и 16:50:221307:9, представляющими собой единое землепользование.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету N 58 от 20.07.2012 г. независимого оценщика по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером 16:50:290201:0004 - 6 756 419 руб.; с кадастровым номером 16:50:290201:0002 - 1 988 835 руб., с кадастровым номером 16:50:310204:0088 - 104 042 руб.
Данный отчет прошел экспертизу в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" и получил положительное заключение эксперта за N ОК-194/2012 от 23.08.2012 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной их рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика.
Как собственник земельных участков истец, заявив требования по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговой кодекс), является нарушение прав общества как собственника этих земельных участков и плательщика земельного налога.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Определением суда первой инстанции от 14.01.2013 по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.
Согласно указанному заключению судебной экспертизы кадастровая стоимость земельных участков составила:
- с кадастровым номером 16:50:290201:0004, общей площадью 4 380 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Кировский район, в размере 6 381 660 руб.;
- с кадастровым номером 16:50:290201:0002, общей площадью 1 110 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, в горлесопарковой зоне в районе населенного пункта Левченко, Московский район г. Казани, в размере 1 823 730 руб.;
-с кадастровым номером 16:50:000000:0088, общей площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), г. Казань, Авиастроительный район, вдоль реки Сухая в размере 73 000 руб.
Истцом уточнены исковые требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ в соответствии с заключением судебной экспертизы.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что дата, на которую определена рыночная цена земельных участков в отчете, представленном истцом, и в заключении эксперта не соответствует дате формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков заявителя и исследование проводилось только по определению стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011, является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с решением суда в государственный кадастр недвижимости подлежит внесению рыночная цена, установленная в заключении экспертизы, назначенной судом. Согласно выводам, отраженным в заключение эксперта 04-02-2013, рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию как на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки, то есть на 01.01.2010, так и на дату введения в действие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, то есть на 01.01.2011. Определенная экспертом рыночная цена земельных участков является одинаковой на обе даты.
Довод апелляционной жалобы о том, что производство экспертизы было поручено экспертам ООО "Агентство профессионального консультирования "Бизнес-актив" Гордеевой Н.В. и Сорокину А.В., однако в заключение эксперта отсутствуют сведения об участии в производстве экспертизы эксперта Гордеевой Н.В., отсутствует ее подпись, не может быть принят судом, так как данное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения суда.
Судом комиссионная экспертиза на основании статьи 84 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу не назначалась. Экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков проведена назначенным судом экспертом, предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Проведение экспертизы одним экспертов, а не двумя не может свидетельствовать о ее порочности, и недостоверности выводов эксперта.
Заключение эксперта направлено в суд сопроводительным письмом, подписанным исполнительным директором ООО "Агентства профессионального консультирования "Бизнес-Актив" Гордеевой Н.В., которая несогласие с заключением эксперта Сорокина А.В. не высказала.
Исполком в суде первой инстанции о несогласии с выводами судебной экспертизы и назначении повторной судебной экспертизы не заявлял.
В суде апелляционной инстанции Исполком, со ссылкой на статью 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит назначить повторную судебную экспертизу и поставить перед экспертом вопрос о том, какова рыночная стоимость земельных участков по делу по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с положениями статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторная экспертиза может быть назначена судом по тем же вопросам в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах экспертов.
Однако содержащиеся в ходатайстве доводы не могут быть признаны обоснованными, подвергающими сомнению правильность и обоснованность выводов эксперта, а противоречий в выводах эксперта не усматривается. При этом заявитель ходатайства не представил каких-либо сведений в отношении стоимости аналогичных земельных участков, которая бы существенно отличалась от стоимости, установленной в экспертном заключении. Следовательно, Исполком в нарушение ст.65 АПК РФ не представил доказательства, опровергающие выводы эксперта, а само по себе несогласие с выводами эксперта не является достаточным основанием для назначения повторной экспертизы.
Кроме этого с данным ходатайством Исполком в суд первой инстанции не обращался. Принимая во внимание отсутствие противоречий в выводах эксперта, а также отсутствие сомнений в обоснованности заключения судебной экспертизы, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 87, 159, 184, 185, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Исполкомом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Исполком освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о назначении повторной экспертизы - отказать.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2013 года по делу N А65-26446/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному казенному учреждению "Финансовое управление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ИНН 1655065547) с депозита Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства, перечисленные платежным поручением N 4428652 от 29.07.2013 за назначение экспертизы, в сумме 88 550 руб.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26446/2012
Истец: ОАО "ТГК-16", г. Казань
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "Агентство профессионального консультирования "Бизнес Актив"