город Ростов-на-Дону |
|
31 августа 2013 г. |
дело N А53-27243/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,
при участии:
от истца: представитель Федорова Светлана Борисовна (доверенность от 01.06.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ростова-на-Дону, апелляционную жалобу Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Пипник Т.Д.)
от 05 июля 2013 года по делу N А53-27243/2012
по иску открытого акционерного общества "Молочный Комбинат "Ростовский"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области,
при участии третьих лиц: администрации г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области,
об установлении кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Молочный Комбинат "Ростовский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - учреждению) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего им на праве собственности. Иск мотивирован несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Ростова-на-Дону (далее - администрация) и Правительство Ростовской области (далее - правительство).
От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований в следующей редакции: установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 47 063 кв. м, кадастровый номер 61:44:0073305:3, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 243 равной рыночной в размере 118 269 319 рублей при удельном показателе кадастровой стоимости, равном удельному показателю рыночной стоимости в размере 2 513 рублей.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения были приняты судом первой инстанции.
Решением от 22.11.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.01.2013, исковые требования удовлетворены. Постановлением суда кассационной инстанции от 18.04.2013 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение для выяснения даты, на которую следует определить кадастровую стоимость земельного участка.
При новом рассмотрении решением от 05.07.2013 Арбитражный суд Ростовской области исковые требования удовлетворил.
В обоснование принятого решения суд указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Рыночная стоимость земельного участка установлена с учетом отчета об оценке от 20.08.2012 N 66-2012 и экспертного заключения от 07.09.2012 N 120831.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация и правительство обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы правительство указало, что исследование представленных в материалы дела отчета об оценке, а также экспертного заключения в качестве единственных доказательств по делу является недостаточным и нецелесообразным. Из экспертного заключения на отчет следует, что была осуществлена нормативно-методическая экспертиза, сама сумма рыночной стоимости земельного участка предметом экспертирования не являлась. При вынесении оспариваемого решения судом не были учтены указания суда кассационной инстанции, судебная экспертиза не проведена, дата определения кадастровой стоимости не исследовалась и не изменялась.
Администрация в жалобе указала, что суд первой инстанции не исполнил обязательные для него указания суда кассационной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества против удовлетворения жалоб возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка площадью 47 063 кв. м с кадастровым номером 61:44:0073305:3, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 243 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.11.2006 серии 61 АГ N 556259).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 02.04.2010 составляет 332 733 998 рублей 11 копеек.
Общество полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, что, в свою очередь, является нарушением его прав как плательщика земельного налога, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, как обосновано указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра"). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В настоящее время в силу приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", соответственно, именно данное учреждение выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлен отчет об оценке от 20.08.2012 N 66-2012, составленный обществом с ограниченной ответственностью "Бета консалтинг". Согласно выводам оценщика рыночная стоимость участка по состоянию на 01.01.2007 составила 118 269 319 рублей.
В подтверждение достоверности отчета, соблюдения при его составлении требований законодательства и стандартов оценки истец представил экспертное заключение от 07.09.2012 N 120831 саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", согласно которому указанный выше отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Оценив указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение эксперта, а также отчет об оценке соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", являясь органом кадастрового учета, не оспаривает как возможность применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, так и результаты определения рыночной стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что законный интерес лица, обратившегося в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, состоит именно в приведении в соответствие показателей кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка показателям его рыночной стоимости. Наличие такого несоответствия выступает нарушением прав лица как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, размер которого зависит от величины кадастровой стоимости. Судебный порядок рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночной стоимости земельного участка.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровых стоимостей спорных земельных участков их рыночным стоимостям, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровых стоимостях спорных земельных участков.
Довод Правительства Ростовской области о том, что исследование представленных в материалы дела отчета об оценке, а также экспертного заключения в качестве единственных доказательств по делу является недостаточным и нецелесообразным - из экспертного заключения на отчет следует, что была осуществлена нормативно-методическая экспертиза, сама сумма рыночной стоимости земельного участка предметом экспертирования не являлась, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном понимании норм материального права заявителем.
Действующее законодательство предусматривает возможность установления соответствия отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценка требованиям законодательства Российской Федерации посредством проведения нормативно-методической экспертизы такого отчета, которая позволяет подтвердить профессионализм проведенной рыночной оценки. Законодательство не содержит требований об обязательном проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки.
Отчет содержит обоснование выбранного оценщиком метода, описание объектов-аналогов, корректировки, примененные оценщиком, им обоснованы надлежащим образом. Корректность методов и правильность проведения исследования подтверждена саморегулируемой организацией оценщиков. Правительство Ростовской области предметных возражений, свидетельствующих о недостоверности выводов, содержащихся в отчете об оценке рыночной стоимости, представленном истцом, не заявило, достоверность отчета в установленном порядке не опровергло.
Доводы апеллянтов о том, что при вынесении оспариваемого решения судом не были учтены указания суда кассационной инстанции, судебная экспертиза не проведена, дата определения кадастровой стоимости не исследовалась и не изменялась, отклоняется судом апелляционной инстанции. Оснований для назначения судебной экспертизы апелляционный суд не усматривает, поскольку отчет оценщика в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Ни Администрация города Ростова-на-Дону, ни Правительство Ростовской области не представили суду первой инстанции и апелляционному суду каких-либо доказательств, которые в разумной степени могли бы поставить под сомнение отчет оценщика. Апелляционный суд не усматривает в отчете каких-либо существенных методологических пороков, которые бы могли указывать на недостоверность выводов оценщика.
Что касается довода апеллянтов о неисполнении указания суда кассационной инстанции, апелляционный суд отмечает, что суд первой инстанции вновь рассмотрел дело и мотивировано указал: почему избрана именно такая дата определения кадастровой оценки. Иное толкование, которое бы допускало возможность определения кадастровой стоимости всякий раз после изменения рыночной стоимости земельного участка ввиду изменения рыночной конъектуры, отвергается апелляционным судом как противоречащее сути определения государственной кадастровой оценки. Согласно статье 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" государственная кадастровая оценка проводится по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации не реже одного раза в пять лет. Она представляет собой массовую (сплошную) оценку объектов недвижимого имущества (земельных участков), при этом все субъекты соответствующих отношений находятся в равном правовом положении. Возможное несовпадение кадастровой оценки отдельного земельного участка его рыночной стоимости на день, избранный органом государственной власти, корректируется с помощью механизма, установленного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Иной же вариант определения даты стоимости земельного участка приведет к нарушению принципа юридического равенства, поскольку при изменении кадастровой стоимости земельного участка в сторону уменьшения рыночной стоимости в любой произвольно избранный период времени окажется невозможным механизм коррекции в сторону повышения кадастровой стоимости при увеличении рыночной стоимости земельного участка. Таким образом, существенно пострадают как интересы казны публично-правовых образований ( в связи с необоснованным уменьшением налоговой базы), так и право собственности публично-правовых образований.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционных жалоб основаны на неверном понимании норм материального права заявителями.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05 июля 2013 года по делу N А53-27243/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27243/2012
Истец: ОАО "Молочный Комбинат "Ростовский"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал Федерального Государственного Бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РО, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Правительство Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13054/13
05.07.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27243/12
28.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6420/13
20.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6420/13
18.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1808/13
31.01.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16985/12
22.11.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27243/12