г. Самара |
|
10 сентября 2013 г. |
Дело N А55-16726/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Александрова А.И.,
Судей Липкинд Е.Я., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабушкиной Е.С.,
с участием:
от уполномоченного органа - представитель Чеботаревская Н.А. по доверенности от 13.05.2013 г.,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу ФНС России (Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области) на определение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2013 г. об отказе в привлечении Департамента управления государственным имуществом Самарской области к субсидиарной ответственности по делу N А55-16726/2008 (судья Агеева Г.М.) о несостоятельности (банкротстве) Государственного унитарного предприятия Самарской области санитарного автотранспорта, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.11.2009 г. Государственное унитарное предприятие Самарской области санитарного автотранспорта (далее по тексту - ГУПСА, должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утверждён Кархалёв В.А.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2012 г. конкурсный управляющий должника Кархалёв В.А. освобождён от исполнения своих обязанностей, конкурсным управляющим ГУП Самарской области санитарного автотранспорта с 24.01.2012 г. утверждена Новикова Н.С.
Федеральная налоговая служба (межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области) (далее по тексту - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит привлечь Департамент управления государственным имуществом Самарской области к субсидиарной ответственности.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2013 г. отказано в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа апелляционную жалобу полностью поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
При повторном рассмотрении, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2013 г. об отказе в привлечении Департамента управления государственным имуществом Самарской области к субсидиарной ответственности по делу N А55-16726/2008 исходя из нижеследующего.
Круг лиц, на которых может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника, основания и порядок привлечения к такой ответственности установлены ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве).
Согласно п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 137 от 27.04.2010 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ (в частности ст. 10) о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после вступления в силу Закона N 73-ФЗ.
Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ (в частности ст. 10), независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ вступил в действие с 05.06.2009 г.
Следовательно, применение положений статьи 10 Закона о банкротстве в старой редакции либо в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ определяется в зависимости от того, когда именно имели место обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения соответствующих лиц по обязательствам должника к субсидиарной ответственности, до или после дня вступления в силу Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ (05.06.2009).
В обоснование заявленных требований о привлечении к субсидиарной ответственности Департамента управления государственным имуществом Самарской области - учредителя должника уполномоченный орган указал на то, что в ухудшение имущественного положения вызвано тем, что 26.04.2005 г. между ГУПСА и ООО "ВалБиз" заключен договор купли-продажи объектов недвижимости, вследствие чего реализация имущества привела к приостановлению расчетов с кредиторами, а также на то, что данная сделка должна была осуществляться под контролем Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области, т.е. с его разрешения, согласно договора N 194-х/в о закреплении государственного имущества Самарской области в хозяйственное ведение от 19.05.1999 г.
В качестве правого обоснования заявленных требований уполномоченным органом сделаны ссылки на положения ст. 9, п. 4 ст. 10, ст. 142 Закона о банкротстве.
Пункт 4 ст. 10 Закона о банкротстве (в старой редакции) предусматривал, что в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Вышеуказанным пунктом предусмотрены гражданско-правовые последствия правонарушения, имеющего, по сути, признаки преднамеренного банкротства, то есть выражающегося в доведении должника до банкротства. Это ситуация банкротства должника по вине лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия. Субъектами, которые могут довести должника до банкротства, являются, в том числе учредители (участники) должника.
При доказанности того, что исполнение указаний учредителей (участников) должника привело должника к банкротству, на них может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника.
Исходя из вышеизложенного следует, что при обращении в суд заявитель должен доказать, что своими действиями учредитель (участник) должника довел должника до банкротства, то есть до финансовой несостоятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая п. 3 ст. 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относится, в частности, руководитель данного юридического лица.
Применение указанных норм права допустимо при доказанности следующих обстоятельств:
- надлежащего субъекта ответственности, которым является собственник, учредитель, руководитель должника, иные лица, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом имеют возможность определять его действия;
- факта несостоятельности (банкротства) должника, то есть признания арбитражным судом или объявления должника о своей неспособности в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
- наличия причинной связи между обязательными указаниями и действиями указанных лиц и фактом банкротства должника, поскольку они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями, при этом следует учитывать, что возложение на них ответственности за бездействие исключается.
Доказыванию подлежит факт того, что своими действиями учредитель или руководитель довел должника до банкротства, до финансовой неплатежеспособности, до состояния, не позволяющего ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3, ст. 224 Закона о банкротстве).
Ответственность контролирующих лиц и руководителя должника является гражданско-правовой, в связи с чем, возложение на ответчика обязанности нести субсидиарную ответственность осуществляется по правилам ст. 15 ГК РФ. Для привлечения виновного лица к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, вину причинителя вреда.
Удовлетворение заявления возможно при доказанности совокупности условий ответственности.
В соответствии с п. 12 ст. 142 Закона о банкротстве в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 3 ст. 56 ГК РФ в случае, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Согласно разъяснениям, указанным в п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", субсидиарная ответственность указанных в статье 10 Закона о банкротстве лиц по обязательствам должника может быть возложена на них при недостаточности имущества должника и ее размер определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации должника.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют права собственнику имущества унитарного предприятия совершать действия, направленные на ухудшение финансового состояния предприятия.
Соответственно, основанием для привлечения учредителя (участника), собственника имущества должника к субсидиарной ответственности является не только вина указанных лиц, а также причинно-следственная связь между действиями данных лиц и последующим банкротством должника, наличие которой с учетом распределения бремени доказывания, согласно положений ст. 65 АПК РФ, подлежит доказыванию лицом, обратившимся с требованиями в суд.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ уполномоченным органом не представлены достоверные, относимые и допустимые доказательства, подтверждающие наличие причинной связи между действиями Департамента управления государственным имуществом Самарской области и наступлением последствий (банкротством должника), то есть наличие в действиях Департамента управления государственным имуществом Самарской области состава правонарушения, необходимого для возложения на него субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, признанного банкротом.
Также судебная коллегия отмечает, что уполномоченным органом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции не указаны какие именно действия Департамента управления государственным имуществом Самарской области привели к неплатежеспособности должника.
Иные доводы апелляционной жалобы всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела и в представленных доказательствах.
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, заявитель апелляционной жалобы не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, определение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2013 г. об отказе в привлечении Департамента управления государственным имуществом Самарской области к субсидиарной ответственности по делу N А55-16726/2008 является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2013 г. об отказе в привлечении Департамента управления государственным имуществом Самарской области к субсидиарной ответственности по делу N А55-16726/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок.
Председательствующий |
А.И. Александров |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16726/2008
Должник: ГУП Самарской области санитарного автотранспорта
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N18 по Самарской области
Третье лицо: ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации", Конкурсный управляющий Кархалев В. А., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, НП ""СОАУ "Континент", ООО "Солярис", ОСП Самарского р-на, Родионов Д. С., Салов А. В., Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области, УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах, Шмаренков В. В.
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4234/18
24.04.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32177/18
26.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1157/18
06.02.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19526/17
21.12.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-16726/08
28.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26959/17
21.09.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11513/17
07.07.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22149/17
13.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6433/17
13.04.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-16726/08
07.04.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2226/17
19.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10666/13
05.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10667/13
10.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13416/13
03.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13014/13
04.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11096/12
29.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10865/12
20.08.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-16726/08
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4144/12
22.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-986/12
16.01.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-127/12
12.01.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-48/12
06.11.2009 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16726/08