г. Чита |
|
30 ноября 2009 г. |
Дело N А10-2200/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.В.Желтоухова, Т.О.Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г.Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2009 года по делу N А10-2200/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Заудинская реалбаза" о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ и обязании принять во владение муниципального образования муниципального жилищного фонда (суд первой инстанции: Найданов О.С.);
от заявителя: Банзаракцаев А.Д. -представитель (доверенность от 31 марта 2009 года), Дугаров Б.Б. - представитель (доверенность от 31 марта 2009 года);
от заинтересованного лица: Кузовлева А.А. - представитель (доверенность от 29.05.2009 N 137);
установил:
Открытое акционерное общество "Заудинская реалбаза" (далее - Общество, ОАО "Заудинская реалбаза") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ (далее- Комитет), выразившееся в непринятии на баланс муниципального образования "город Улан-Удэ" муниципального жилищного фонда, находящегося во владении ОАО "Заудинская реалбаза", и обязании ответчика принять во владение (на баланс) муниципальный жилищный фонд, расположенный по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Революции 1905 г., дом N 7 - 1 квартира за исключением NN 1 и 2; ул. Революции 1905 г., дом N 9 (литер М) - 7 квартир за исключением NN 3, 5, 10, 12, 14, 15, 17; ул.Коммунистическая, дом N 10 (литер А) - 1 квартира за исключением квартир NN 1, 2 и 4; ул.Смолина, дом N 33 - 1 квартира за исключением квартир NN 1, 3; ул.Груздева, дом N 6 - индивидуальный дом; ул.Крылова, дом N 2А - квартиры за исключением квартир NN 1, 3 и 5; ул.Кольцова, дом N 9 - квартира за исключением квартиры N 1; ул. Мукомольная, дом N 5 - 5 квартир; ул.Уфимская, дом N 19 - квартира за исключением квартиры N 2.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2009 года требования удовлетворены, признать оспариваемое бездействие признано незаконным, на муниципальное образование городской округ "город Улан-Удэ" возложена обязанность принять на содержание жилой фонд - неприватизированные квартиры, расположенные в домах N N 7, 9 по ул.Революции 1905 года, N 10 литер А по ул.Коммунистическая, N 33 по ул.Смолина, N6 по ул. Груздева, N2а по ул.Крылова, N9 по ул. Кольцова, N 5 по ул.Мукомольная, N 19 по ул.Уфимская. С Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ в пользу ОАО "Заудинская реалбаза" взысканы судебные расходы в размере 2000 рублей. Как следует из судебного акта основанием для удовлетворения требований Общества послужил вывод суда о том, что обязанность Комитета принять жилищный фонд в муниципальную собственность основана на постановлении Правительства РФ от 23.12.1993 г. N 1325, постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235, распоряжении Правительства РФ от 17.10.1992 г. N 1453-р, Указе Президента РФ N 2284 от 24.12.1993 г.
Комитет, не согласившись с решением суда обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе и дополнении к ней Комитет ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением нормы материального и процессуального права, основанного на противоречивых выводах и просит принять новый судебный акт, указывая на то, что решение вынесено не в отношении Комитета, а в отношении муниципального образования, не привлеченного к участию в деле, без указания на то, в чем выразилось бездействие Комитета и исследования полномочий Комитета. Возложив на муниципальное образование обязанность по содержанию спорного жилого фонда, суд вышел за пределы требований Общества, которое обжаловало бездействие по непринятию в ведение муниципального жилищного фонда. Делая вывод о нахождении спорного жилищного фонда в муниципальной собственности, суд сослался на постановление Правительства от 07.03.1995 г., которое не может регулировать правоотношения по приватизации в 1994 году ГП "Бурятхлебопродукт" (правопреемником которого Общество является). Материалами дела не подтверждается, что передача жилищного фонда в муниципальную собственность произошла и у Комитате возникла обязанность по его содержанию, суд не дал оценку доводам Комитета, что имущество в муниципальную собственность передано не было, а осталось в федеральной собственности, и вынес решение без участия Территориального управления Росимущества по Республике Бурятия. согласно плану приватизации ГП "Бурятхлебопродукт" в состав имущества, не подлежащего приватизации, входил жилой фонд, однако его пообъектный состав и индивидуальные признаки указаны не были, двустороний акт-приема передачи жилого фонда, после чего орган местного самоуправления вправе был заключить договор по его содержанию, подписан не был, что в силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 и распоряжении Правительства РФ от 17.10.1992 г. N 1453-р является основанием возникновения права муниципальной собственность на жилье. Договор N 51 от 23.05.1994 года ничтожный, так как на момент его заключения план приватизации утвержден не был, передача имущества в муниципальную собственность произойти не могла, Приложение N 1 к договору с перечнем объектов отсутствует. Об отсутствии права муниципальной собственности свидетельствует выдача генеральным директором ОАО "Зайдинская реалбаза" Комитету доверенности на приватизацию и расторжение договоров приватизации на жилье, владельцем которого являлся заявитель. В решении суда отсутствуют выводы о нарушении прав заявителя.
В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал.
Представители Общества считают доводы жалобы несостоятельными по доводам, изложенным в отзыве, просят оставить решение суда без изменения, жалобу комитата - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании пункта 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, на неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, а выводы, изложенные в решении, несоответствуют обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что 01.04.2009 г. ОАО "Заудинская реалбаза" направлено письмо в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ с просьбой до конца апреля 2009 г. принять в ведение муниципального образования "грод Улан-Удэ" муниципальный жилищный фонд, находящийся в ведении ОАО "Заудинская реалбаза" без всяких на то законных оснований. Из письма следует, что Общество просит принять жилой фонд, переданный на содержание ГП "Бурятхлебопродукт" по договору N 51 от 23 мая 1994 года, который учитывался на балансе структурного подразделения ГП "Бурятхлебопродукт" - Заудинской реалбазы. ГП "Бурятхлебопродукт" было реорганизовано в результате приватизации в ОАО "Бурятхлебопродукт", из него в результате реорганизации на основании решения общего собрания от 28.06.1996 г. было выделено ОАО "Заудинская реалбаза", жилищный фонд остался на балансе ОАО "Заудинская реалбаза".
Не получение ответа на указанное обращение явилось основанием для обращения Общества 26 мая 2009 года в суд с настоящими требованиями.
В нарушение части 5 статьи 170 АПК РФ суд первой инстанции при вынесении решения вышел за пределы заявленных Обществом требований, которое просило обязать Комитет принять во владение (на баланс) муниципальный жилищный фонд, суд своим решением обязал муниципальное образование городского округа "город Улан-Удэ" принять жилищный фонд на содержание.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Однако суд в решении не указал доказательства, на основании которых он сделал вывод о передаче в муниципальную собственность до 23 мая 1994 года спорного жилищного фонда. Между тем апелляционный суд приходит к выводу, что доказательства, что спорное имущество относит к муниципальному жилищному фонду городского округа "город Улан-Удэ" в материалах дела отсутствуют.
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленных Управлением Федеральной регистрационной службы по Республики Бурятия, и информацией Филиала по Республике Бурятия ФГУП "Ростехнвентаризация- федеральное БТИ" принадлежность спорного имущества на праве собственности муниципальному образованию городской округ "город Улан-Удэ" не подтверждается.
Заявитель представил копию договора N 51 о содержании объектов жилфонда от 23 мая 1994 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г.Улан-Удэ и государственным предприятием "Бурятхлебопродукт", по которому предприятие принимает на себя задание по финансированию и содержанию объектов жилфонда, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору сроком на 2 года (пункт 1.1 договора). В пункте 1.2 договора указанно, что названные объекты являются муниципальной собственностью. Договор от имени ГП "Бурятхлебопродукт" подписан генеральным директором Нартуевым А.Г., от имени Комитета - председателем Федотовым И.Л. Вместо Приложения N 1 представленная копия договора содержит подписанный членами комиссии (генеральным директором А.Г.Нартуевым и главным бухгалтером С.В.Токтоновой) список оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 января 1994 года жилых домов, находящихся в г.Улан-Удэ по следующим адресам: ул.Революции 1905 г, дома N 4, N 9, N 5; ул.Коммунистическая, дома N 10, N 13; ул.Смолина, дом N 33; ул.Груздева, дом N 6; ул.Крылова, дома N 2"б", N 2, N 4; ул.Кольцова, дом N 9; ул.Мукомольная, дом N 5; ул.Уфимская, дом N 19. Подпись руководителя или уполномоченного представителя Комитета под указанным списком отсутствует.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что Список оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 января 1994 года не может являться Приложением N 1 к договору N 51 от 23 мая 1994 года и подтверждением, что указанные в нём жилые дома на момент подписания договора находились в муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 9 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий. Учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть переда в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.
Из плана приватизации государственного предприятия "Бурятхлебопродукт", согласованного на собрании трудового коллектива предприятия 19.04.1994 г, председателем Комиссии Верховного Совета Республики Бурятия 24 мая 1994 года и Бурятским территориальным управлением ГКАП России (исх.N 267 от 16.05.1994 г.) и утвержденного распоряжением N 144 от 24 мая 1994 года Государственного комитета Республики Бурятия по управлению государственным имуществом следует, что после преобразования государственного предприятия "Бурятхлебопродукт", являющегося федеральной собственностью, в акционерное общество открытого типа, было предложено передать жилой фонд в муниципальную собственность по договору (пункт 9 плана приватизации).
В указанный период процедура передачи жилищного фонда была установлена Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2284 и постановлением Совета Министров РФ от 23.12.1993 N1325.
Согласно пункту 6.14 "Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2284, если в уставный капитал приватизируемого предприятия не включены объекты социально-бытовой сферы. Жилищного фонда и предусмотрена передача их в муниципальную собственность. Соответствующие органы местного самоуправления обязаны в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации принять на баланс и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированными предприятием - бывшим балансодержателем, предусматривающим его обязательства по содержанию объектов жилой и социально-бытовой сферы.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РФ от 23.12.1993 N 1325 "О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий" было предусмотрено, что Министерству финансов Российской Федерации при определении взаимоотношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга учитывать расходы на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных в муниципальную собственность, на основании актов приема - передачи указанных объектов с приложением необходимых расчетов и обоснований и с учетом поступлений налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, плательщиками которого становятся в соответствии с действующим законодательством приватизируемые предприятия при передаче в ведение местных органов исполнительной власти объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Договор и акт приема-передачи спорных объектов жилищного фонда в муниципальную собственность г.Улан-Удэ после утверждения плана приватизации ГП "Бурятхлебопродукт" подписаны не были, из Приложения N 9 к плану приватизации "Акты оценки стоимости имущества ГП "Бурятхлебопродукт" установить весь жилищный фонд, подлежащий передаче согласно плану приватизации в муниципальную собственность, не представляется возможным в связи с тем, что местонахождение жилых домов (город, улица) в акте отсутствуют, и в инвентаризационной книге отсутствуют инвентарные номера жилых домов, кроме: жилого дома N 9 по ул.Кольцова 1950 года постройки, первоначальной балансовой стоимостью 9.74 тыс. рублей; жилого дома N 5 по ул.Мукомольная 1950 года постройки первоначальной стоимостью 15.03 тыс. рублей; двух жилых домов N 2 по ул.Крылова 1974 года постройки первоначальной стоимостью по 4.00 тыс. рублей каждый (т.56-68).
28.06.1996 г. решением общего собрания ОАО "Бурятхлебопродукт" создано ОАО "Заудинская реалбаза" путем выделения из ОАО "Бурятхлебопродукт".
По передаточному акту от 28.06.1996 года выделившаяся в результате реорганизации ОАО "Заудинская реалбаза" приняла у АООТ "Бурятхлебопродукт", в том числе жилые дома по следующим адресам: ул.Крылова, 2"а", 2"в", 2, 124, ул.Кольцова,9, ул.Уфимская, 19, ул.Мукомольная,5, ул.Революции 1905 г., 7, 5, ул.Коммунистическая, 10, 13, ул.Груздева, 6, ул.Смолина,33, г.Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., 9.
28.06.1996 г. решением общего собрания ОАО "Бурятхлебопродукт" создано ОАО "Заудинская реалбаза" путем выделения из ОАО "Бурятхлебопродукт".
По передаточному акту от 28.06.1996 года выделившаяся в результате реорганизации ОАО "Заудинская реалбаза" приняла у АООТ "Бурятхлебопродукт", в том числе жилые дома по следующим адресам: ул.Крылова, 2"а", 2"в", 2, 124, ул.Кольцова,9, ул.Уфимская, 19, ул.Мукомольная,5, ул.Революции 1905 г., 7, 5, ул.Коммунистическая, 10, 13, ул.Груздева, 6, ул.Смолина,33, г.Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., 9.
Из вышеназванных жилых домов на день рассмотрения спора в двухквартирном жилом доме N 9 по ул.Кольцова в г.Улан-Удэ обе квартиры находятся в собственности граждан: квартира N 2 - Кириллова Андрея Андреевича (выписки из ЕГРП от 27.07.2009, от 28.07.2009, от 19.11.2009, справка о содержании правоустанавливающего документа от 19.11.2009; т. 1 л.д.115-116, т.2 л.д.28, т.3 л.д. ), квартира N 1 - Онищук Ольги Владимировны (информация филиала по Республике Бурятия ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 30.07.3009 N Ф-03/2695, т.1 л.д.141-142).
По информации филиала по Республике Бурятия ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 05.11.2009 N Ф-03/3854 четырехквартирный жилой дом, зарегистрированный под N 2 по ул.Крылова в г.Улан-Удэ на территории Заудинской реалбазой, в настоящее время изменил нумерацию на ул.Крылова, 4А и находится в частной собственности граждан (требования по нему Обществом заявлены не были) дом N 2 по ул.Крылова является нежилым зданием Заудинской реалбазы (информация филиала по Республике Бурятия ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 30.07.3009 N Ф-03/2695, т.1 л.д.142);
Жилой дом N 5 по ул.Мукомольная в архивохранилище на техническом учете не состоит, его инвентаризация не проводилась (информация филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" по Республике Бурятия от 30.07.3009 N Ф-03/2695, т.1 л.д.142).
Общество представило технический паспорт от 20.11.1988 года на жилой дом по ул.Мукомольная, д.5-7 (т.3 л.д.20-21) и технический паспорт на дом N 7 по ул.Мукомольная (т.3 л.д.4-5), а по сообщению филиала по Республике Бурятия ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 05.11.2009 N Ф-03/3854 дому N 57 по ул.Мукомольная был присвоен новый адрес: ул.Мукомольная,7, - на основании справки N 573 от 13.04.2003 (т.3 л.д.16, ). Однако в представленных техпаспортах имеются различия по общей и жилой площади в доме, и кроме того, требования по дому N 7 по ул.Мукомольная обществом не заявлялись.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доказательства принадлежности спорного имущества на праве собственности муниципальному образованию городскому округу "город Улан-Удэ", следовательно, бездействие Комитета по принятию его во владение муниципального образования соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
В связи с тем, что Комитет при подаче апелляционной жалобы был освобожден от уплаты госпошлины, с общества в доход федерального бюджет подлежит взысканию госпошлина в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2009 года по делу N А10-2200/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования открытого акционерного общества "Заудинская реалбаза" о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г.Улан-Удэ, выразившееся в непринятии на баланс муниципального образования "город Улан-Удэ" муниципального жилищного фонда, находящегося во владении ОАО "Заудинская реалбаза" и обязании принять во владение (на баланс) муниципальный жилищный фонд отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Заудинская реалбаза" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Т.О.Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2200/2009
Истец: ОАО "Заудинская реалбаза"
Ответчик: Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Бурятия, Администрация г. Улан-Удэ
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А10-2200/2009
28.07.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3739/09
09.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А10-2200/2009
30.11.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3739/09