г. Чита |
|
24 ноября 2011 г. |
Дело N А78-5071/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2011 года по делу N А78-5071/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бадис" (ИНН 7536103667 ОГРН 1087536005269) к Правительству Забайкальского края об оспаривании распоряжения Губернатора Забайкальского края от 17.05.2011 г. N227-р, к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ИНН 7536095984 ОГРН 1087536008801) об оспаривании распоряжения от 30.05.2011 г. N2350/р,
третьи лица: Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "город Чита" (ИНН 7536024430 ОГРН 1027501176053), Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (ИНН 7536009390 ОГРН 1027501166483), Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (Росимущество в Забайкальском крае) (ИНН 7536104170 ОГРН 1097536005775),
(суд первой инстанции судья Литвинцев А.Б.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Хлуднев А.А. - представитель по доверенности от 16.06.2011 г.
от заинтересованного лица - Правительства Забайкальского края: Леонтьева О.Ф. - представитель по доверенности N А-08-4703 от 02.08.2011 г.,
от заинтересованного лица - Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края: Леонтьева О.Ф. - представитель по доверенности N 88 от 28.07.2011 г.,
от третьих лиц:
1.от Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа "город Чита": не явился,
2.от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита": не явился,
3.от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (Росимущество в Забайкальском крае): не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бадис" (далее заявитель, ООО "Бадис") обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными: распоряжения Губернатора Забайкальского края от 17.05.2011 г. N 227-р "Об отказе в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО "Бадис"; распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) от 30.05.2011 г. N 2350/р "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Бадис" и обязать Департамент в порядке восстановления нарушенного права согласовать место размещения объекта ООО "Бадис".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21.09.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Департамента отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Бадис".
Не согласившись с решением суда первой инстанции в полном объеме, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждение акта выбора земельного участка для строительства входит в компетенцию Департамента, а не суда.
Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы Департамента, просила отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении требований заявителя.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 12.11.2009 г. ООО "Бадис" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства и базы со складами в г. Чите по ул. Олимпийская с планом размещения земельного участка (л.д.20-21, 66).
13.04.2009 г. Департамент в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ обратился в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" дать соответствующее заключение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, при положительном решении данного вопроса обеспечить выбор земельного участка и предоставить акт выбора земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по указанному заявлению ООО "Бадис" (л.д.23).
На основании распоряжения Мэра города Читы от 20.08.2009 г. N 2412-Р 06.09.2010 г. был утвержден Акт выбора земельного участка для строительства базы складского назначения, ул. Олимпийская N 74/10 (заказчик: ООО "Бадис") (л.д.30) (пункт 3.1.27 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита").
В газете "Читинское обозрение" N 38 от 15.09.2010 г. Администрации городского округа "Город Чита" информировала население о возможном предоставлении земельных участков для строительства по ряду объектов на территории г. Читы, в том числе (4) база складского назначений в пределах земельного участка, расположенного по адресу: Железнодорожный административный район, ул. Олимпийская (район проектируемой малоэтажной застройки по Романовскому тракту) (л.д.69).
Распоряжением заместителя Мэра города Читы от 08.11.2010 г. N 1822-рз (л.д.67) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: г. Чита, Железнодорожный административный район, ул. Олимпийская:
1. Кадастровый квартал 75:32:01 02 23.
2. Категория земельного участка: земли населенных пунктов.
3. Участок находится в государственной собственности.
Согласно выписке из адресного реестра зданий и сооружений г. Читы об адресной регистрации объектов недвижимости от 22.11.2010 г. N 31507 (л.д.32) земельному участку для строительства базы складского назначения присвоен новый адрес: Забайкальский край, г. Чита, ул. Олимпийская, 19.
Губернатором Забайкальского края17.05.2011 г. вынесено распоряжение N 227-р, которым отказано в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО "Бадис" и утверждении акта выбора земельного участка для строительства базы складского назначений от 06.09.2010 г. N 74/10 (л.д.18).
Распоряжением руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 30.05.2011 г. N 2350/р "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Бадис" в предварительном согласовании ООО "Бадис" места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 06.09.2010 г. N 74/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Олимпийская, 19, из категории земель населенных пунктов для строительства базы складского назначения отказано.
Считая данные распоряжения незаконными, общество обжаловало их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, спорный земельный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не обременен правами третьих лиц, относится к категории земель населенных пунктом, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства, в соответствии с Картами зонирования Правилами землепользования и застройки г. Читы испрашиваемый земельный участок находится в зоне производственно-коммунальных объектов IV - V класса вредности (П-4).
Доказательства того, что на спорный земельный участок распространяются ограничения, установленные земельным законодательством, Департаментом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В рассматриваемом случае предоставление Обществу земельного участка для строительства осуществлялось с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 ЗК РФ).
Аналогичная процедура и критерии предоставления земельных участков, в том числе и порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решением закреплены в Законе Забайкальского края от 01.04.2009 г. N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края".
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Чите, является Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка для строительства явилось распоряжение Губернатора Забайкальского края об отказе в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО "Бадис" от 17.05.2011 г. N 227-р.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 N 233 утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Из указанного Положения нее следует, что до принятия Департаментом решений, в том числе распоряжений о предварительном согласованием места размещения объекта для целей строительства, они подлежат одобрению Губернатором Забайкальского края.
Судом первой инстанции также установлено, что отсутствует подобное одобрение решений, принятых уполномоченными органами государственной власти Забайкальского края, Губернатором Забайкальского края и в Законе Забайкальского края от 01.04.2009 Н 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", Законе Забайкальского края от 17.02.2009 N 125-ЗЗК "Устав Забайкальского края", Законе Забайкальского края от 05.10.2009 N 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края".
Следовательно, суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что при принятии Департаментом оспариваемого распоряжения распоряжение Губернатора Забайкальского края об отказе в одобрении предварительного согласования места размещения объекта ООО "Бадис" не являлось основанием для отказа обществу в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства.
Из всего выше изложенного следует, что Департамент не привел правового обоснования невозможности предварительного согласования места размещении объекта, а, следовательно, распоряжение Губернатора Забайкальского края от 17.05.2011 г. N 227-р и распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 30.05.2011 г. N 2350/р являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
Довод Департамента в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции вышел за пределы своей компетенции и принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства, является необоснованным и несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложил на Департамент обязанность о принятии в установленном порядке решения о предварительном согласовании ООО "Бадис" места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка для строительства от 06.09.2010 г. N 74/10, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Олимпийская, 19, из категории земель населенных пунктов для строительства базы складского назначения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2011 года по делу N А78-5071/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2011 года по делу N А78-5071/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5071/2011
Истец: ООО "Бадис"
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Правительство Забайкальского края
Третье лицо: Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита", Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", КУМИ Администрации ГО "Г. Читы", Правительство Забайкальского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4528/11