Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2013 г. N 18АП-9164/13
г. Челябинск |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А07-5391/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Селена" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.07.2013 по делу N А07-5391/2013 (судья Кручинина Н.Е.).
Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" (далее - ООО "Селена", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Министерства в принятии лесных деклараций на 2013 год по договорам аренды N 31 от 11.09.2009 и N 32 от 11.09.2009.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.07.2013 (резолютивная часть объявлена 03.07.2013) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ООО "Селена" (далее - податель жалобы, апеллянт) просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Податель жалобы полагает, что судом не принято во внимание то, что заявитель устранил несоответствия деклараций, изложенные в письмах заинтересованного лица, и повторно направил декларации на согласование. Однако, несмотря на устранение недостатков, декларации вновь были возвращены заявителю, с предъявлением уже новых требований, изложенных Министерством в специально принятых им решениях.
По мнению апеллянта, требования Министерства о согласовании лесных деклараций с лесничествами, проведении совместных натурных осмотров, составлении актов и приложений к декларации различных документов, являются незаконными, нарушающими п.п. 2,3 ст. 26 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что им не доказано нарушение его прав и законных интересов. По причине того, что заинтересованное лицо отказывалось принимать декларации, заявитель в 2013 году длительное время (до 6 месяцев) не мог приступить к использованию лесных участков. В связи с чем, общество несло убытки в крупном размере, в том числе в виде неполученных доходов. Указанное свидетельствует о нарушениях Министерством прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
До начала судебного заседания от заявителя по делу поступило ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: копий писем ЛПК/02-063 от 12.02.2013, N 02/896 от 15.02.2013, N 02/04788 от 19.06.2013, N 02/05302 от 08.07.2013, N 345 от 11.07.2013.
Суд апелляционной инстанции на основании ст. 159, ч. 2 ст. 268 АПК РФ определил документы, приложенные заявителем к апелляционной жалобе, к материалам дела в качестве доказательств не приобщать, возвратить подателю жалобы (протокол судебного заседания от 12.09.2013) в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Как следует из п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение (протокольное либо в виде отдельного документа), в котором указываются мотивы для этого.
Суд апелляционной инстанции не находит уважительных причин непредоставления вышеперечисленных документов в суд первой инстанции.
Стороны согласно статьям 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Таким образом, оснований для приобщения дополнительных доказательств в суде апелляционной инстанции у заявителя не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством и ООО "Селена" были заключены договоры аренды лесных участков N 31 от 11.09.2009, N 32 от 11.09.2009 (л. д. 13-30).
Арендованные лесные участки переданы арендатору на основании актов приема-передачи N 1 от 11.09.2009, от 11.09.2009 (л. д. 20-21, 29-30).
Договоры в установленном законом порядке зарегистрированы, о чем свидетельствуют штампы Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на договорах (л. д. 21, 30 оборотная сторона).
Обществом в адрес Министерства направлены лесные декларации на 2013 год по договорам аренды лесного участка N 31 от 11.09.2009 (на территории Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Белорецкое лесничество"), N 32 от 11.09.2009 (на территории Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Абзелиловское лесничество").
Письмами N 02/0452 от 25.01.2013, N 02/0453 от 25.01.2013 Министерство отказало в принятии деклараций, указав на необходимость внесения изменений и дополнений в лесные декларации, а также согласования с ГБУ РБ "Белорецкое лесничество", ГБУ РБ "Абзелиловское лесничество" акта натурного обследования заявленных лесных участков (л.д.33-35).
Полагая отказ в принятии лесных деклараций для заготовки древесины незаконным, нарушающим права и законные интересы в области предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что п. 11 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации" предусмотрена обязанность уполномоченного органа в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направить лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа. Наличие несоответствий в декларациях послужило основанием для обоснованного отказа в их принятии.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями статей 200, 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Как установлено частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. В силу части 2 статьи 26 ЛК РФ лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, приложения к Приказу Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации" (далее - Порядок) лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
В соответствии с пунктом 11 названного Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Из представленных в материалы дела писем Министерство N 02/0452 от 25.01.2013, N 02/0453 от 25.01.2013 следует, что причиной отказа в принятии лесных деклараций по договорам аренды с заявителем послужило следующее.
В лесной декларации ООО ЛПК "СЕЛЕНА" на 2013 год по договору аренды N 32 от 11.09.2009 на территории ГБУ РБ "Абзелиловское лесничество" было выявлено: занижение объема вырубаемой древесины, рубки не предусмотренные проектом освоения лесов, неверное указание расстояния между точками и площади лесосеки, а также отсутствие согласования с ГБУ РБ "Абзелиловское лесничество".
В лесной декларации ООО ЛПК "Селена" на 2013 год по договору аренды N 31 от 11.09.2009 на территории ГБУ РБ "Белорецкое лесничество" было выявлено: неверное указание запаса насаждений на 1 гектаре, превышение количества приемов равномерно-постепенных рубок, указание на сплошную рубку в выделе, в котором согласно проекту освоения лесов предусмотрена равномерно-постепенная рубка, отсутствие абриса на указанную в декларации делянку, а также а также отсутствие согласования с ГБУ РБ "Белорецкое лесничество".
Судом первой инстанции обоснованно были приняты доводы заявителя о необоснованном возложении Министерством на лесопользователя обязанности по согласованию лесных деклараций с лесничествами, поскольку такое согласование действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, в свою очередь, считает необоснованным и указание Министерства на занижение объемов древесины как основание для отказа в принятии деклараций.
В соответствии с п. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (п. 3 ст. 29 ЛК РФ).
В силу пунктов 5, 9 ст. 29 ЛК РФ возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки, а также правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (п. 4 ст. 29 ЛК РФ).
Пунктом 2 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 106 от 19.04.2007 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" определено, что лесохозяйственный регламент в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков.
В соответствии с пунктом 6 названного приказа глава 2 лесохозяйственного регламента состоит из 17 разделов и содержит: нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для заготовки древесины, включающие, в том числе расчётную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок (таблица 9 приложения к настоящему документу).
Согласно пункту 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении порядка исчисления расчётной лесосеки" расчётная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.
В соответствии с пунктом 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины) заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
Согласно пункту 10 Правил заготовки древесины на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
Пунктом 12 Правил заготовки древесины определено, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Анализ названных положений законодательства позволяет установить отсутствие установленного законодателем императивного требования об осуществлении лесопользователем ежегодной рубки в максимально допустимом годовом объеме изъятия древесины указанном в проекте освоения лесов.
При указанных обстоятельствах, следует признать необоснованным указание Министерства на занижение в представленных декларациях объемов вырубаемой древесины.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что указанные основания для отказа в приеме деклараций не являлись исчерпывающими, позволяющими в безусловном порядке признать обжалуемые отказы недействительными.
Наличие иных замечаний, которые впоследствии были устранены заявителем, что не оспаривается им и в апелляционной жалобе, обоснованно было принято судом первой инстанции в качестве основания для признания отказа в принятии лесных деклараций соответствующим нормам действующего законодательства и отказа заявителю в удовлетворении требований.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что судом не дана оценка представленным в материалы дела письмам ГБУ РБ "Белорецкое лесничество" и ГБУ РБ "Абзелиловское лесничество" подлежат отклонению, поскольку предметом рассматриваемого дела заявитель определил отказ Министерства в принятии лесных деклараций, в чью компетенцию и входит организация принятия лесных деклараций.
В силу изложенного, переписка с лесничествами, являющимися территориальными единицами Министерства, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно. Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ООО "Селена".
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.07.2013 по делу N А07-5391/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Селена" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.