город Омск |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А75-10827/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грязниковой А.С.
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7162/2013) открытого акционерного общества "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 июня 2013 года по делу N А75-10827/2012 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (ОГРН 1098601001157; ИНН 8601038677; место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 39, 2) к открытому акционерному обществу "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" (ОГРН 1078601004679; ИНН 8601034129; место нахождения: 628001, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Конева, 7), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1055501019089; ИНН 5501084709), о признании права собственности отсутствующим,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы;
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - управление Росимущества, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "Западно-Сибирская транспортная промышленная компания" (далее - ОАО "ЗСТПК", общество, ответчик) о признании отсутствующим права собственности на кабинеты N N 17 - 20, расположенные по адресу: ул. Сутормина, 20а, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Исковые требования со ссылкой на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), пункт 11, 52 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" мотивированы отсутствием у общества правовых оснований владения спорным объектом на праве собственности.
Определениями от 29.12.2012, от 29.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление Росреестра) и Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление Госморречнадзора) соответственно.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 июня 2013 года по делу N А75-10827/2012 исковые требования управления Росимущества удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности ОАО "ЗСТПК" на помещения кабинетов NN 17, 18, 19, 20, расположенных в здании конторы, назначение: нежилое, 1 - этажное, общая площадь 748,70 кв.м, инв. N 3845, адрес объекта: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, д. 20А, условный номер 86-72-13/009/2007-092, соответствующих помещениям N 13 площадью 15,4 кв.м, N 14 площадью 18,1 кв.м, N 15 площадью 12,9 кв.м, N 16 площадью 25,3 кв.м экспликации к поэтажному плану технического паспорта здания конторы, адрес (местонахождение): г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 20А, лит. А, кадастровый номер 86:12:0102020:0125:71:131:002:000107930, составленному по состоянию на 14.06.2012. С ОАО "ЗСТПК" в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 4 000 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ОАО "ЗСТПК" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно определено бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела. Ссылается на то, что истцом не представлено доказательств с обоснованием необходимости исключения из состава приватизируемого имущества ФГУП "ЗСТПК" спорных кабинетов, а также доказательств согласования такого исключения с Росимуществом. Кроме того, полагает, что в материалах дела отсутствую доказательства передачи Госморречнадзору спорных помещений по договору аренды, а также указывает, что спорные кабинеты не упомянуты в плане приватизации. Ответчик ссылается и на то, что истец не мог не знать о том, что ответчиком зарегистрировано право собственности на спорные помещения, указывает, что пропущен срок исковой давности по требованиям, заявленным в рамках рассмотрения настоящего дела.
Управление Росимущества в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От управления Госморречнадзора поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением управления Росимущества от 14.11.2006 N 1251-р "О передаче имущества в хозяйственное ведение" по дополнительному акту в хозяйственное ведение ФГУП "ЗСТПК" передано федеральное имущество: административное здание, расположенное по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 20а, балансовой стоимостью 2 913 200 руб. (том 3 л. 136).
Управлением Росимущества и ФГУП "ЗСТПК" 08.11.2006 подписан акт приема-передачи федерального имущества в хозяйственное ведение (том 3 обратная сторона л. 136).
На основании распоряжения управления Росимущества от 14.11.2006 N 1251-р "О передаче имущества в хозяйственное ведение" за ФГУП "ЗСТПК" на праве хозяйственного ведения зарегистрирован объект: контора, назначение - нежилое, 1 - этажное, общая площадь 748,70 кв.м, инв. N 3845, адрес объекта: Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, д. 20А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 72 НК N 555577 от 23.03.2007 (том 3 л. 40).
ФГУП "ЗСТПК" (ссудодатель) и управлением Госморречнадзора (ссудополучатель) подписан договор безвозмездного пользования от 07.05.2007, по условиям которого ссудодатель передает в безвозмездное пользование ссудополучателю кабинеты N N 17, 18, 19, 20 в здании, расположенном по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 20а, общей площадью 76 кв.м, для использования в качестве офиса. Срок действия договора установлен с 07.05.2007 на неопределенный срок (том 3 л. 61-64).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы, где пунктом 24.8. Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году включена Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания, г. Ханты-Мансийск.
Приказом Росимущества от 18.10.2006 N 208 "О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2007 год" утвержден перечень федеральных государственных унитарных предприятий, решение об условиях приватизации которых принимают территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Согласно пункту 3 данного приказа руководителям территориальных управлений предписано в срок до 01.04.2007 на основании документов, указанных в пункте 2 настоящего приказа принять решения об условиях приватизации федеральных государственных унитарных предприятий утвердить передаточный акт.
Во исполнение обозначенного приказа Росимущества управлением Росимущества издано распоряжение от 09.11.2006 N 1223-р "О подготовке к приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" (том 3 л. 139).
В силу пункта 1 данного распоряжения руководителю ФГУП "ЗСТПК" предписано представить состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия, сведения об имеющихся обременениях приватизируемого имущества предприятия.
Распоряжением управления Росимущества от 13.07.2007 N 676-Р "Об условиях приватизации ФГУП "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" принято решение о приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" путем преобразования его в открытое акционерное общество с уставным капиталом 6 171 810 руб. (том 1 л. 9-12)
В соответствии с пунктом 2 данного распоряжения в качестве приложения N 1 утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания", где в пункте 1.3.1. указаны кабинеты N 1-16, 21026, а также подвал и цоколь, общей площадью 672,7 кв.м. в административном здании, адрес: г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, д. 20А, год постройки 1981, пристрой - 1992 (том 1 л. 14-28).
Кабинеты N 17, 18, 19 и 20 указанного здания включены в Перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" (приложение N 4) (том 1 л. 31).
Управлением Росимущества и ОАО "ЗСТПК" подписан передаточный акт, подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания", утвержденный управлением Росимущества 13.07.2007 (том 1 л. 32-46).
В письме от 03.10.2007 N 3325 управление Росимущества сообщило управлению Госморречнадзора, что нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, д. 20а, занимаемые участком управления Госморречнадзора на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с ФГУП "ЗСТПК" являются принадлежностью казны Российской Федерации, в связи с чем уведомило о необходимости расторжения договора с ответчиком и заключения договора с управлением Росимущества. К письму был приложен проект договора безвозмездного пользования от 01.10.2007 N 119 (том 1 л. 49).
Управлением Росимущества (ссудодатель) и управлением Госморречнадзора (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования от 01.10.2007 N 119 с дополнительным соглашением от 20.10.2010, по условиям которого ссудодатель передает в безвозмездное пользование ссудополучателю кабинеты NN 17, 18, 19, 20 в здании, расположенном по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 20 а, общей площадью 76 кв.м для использования в соответствии с уставной деятельностью (том 1 л. 50-52).
Договор заключен с 01.10.2007 на неопределенный срок (пункт 8.1. договора).
Управление Госморречнадзора по акту приема-передачи 01.10.2007 приняло имущество в безвозмездное пользование (том 1 л. 53).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.07.2012 N 01/007/2012-664 за ОАО "ЗСТПК" на праве собственности зарегистрирован объект: контора, назначение нежилое, общей площадью 748,70 кв.м, расположенное по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, д. 20А (том 1 л. 55-56).
Считая право собственности общества на спорные помещения отсутствующим, управление Росимущества обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
В силу части 1 статьи 11 ГК РФ и статьи 2 АПК РФ в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
Таким образом, истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права.
Управлением Росимущества избран такой способ защиты нарушенного права как признание отсутствующим права собственности общества на часть спорных помещений, расположенных в здании, право собственности на которое зарегистрировано за ответчиком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в ГК РФ, Законе о государственной регистрации и иных законах не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что в случаях, когда запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны (пункт 53 Постановления N 10/22).
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Признание права собственности отсутствующим как способ судебной защиты направлено на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой констатацию в судебном акте отсутствия ранее существовавшего права, прекратившегося по предусмотренным законом основаниям.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 Постановления N 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11 по делу N А46-14110/2010).
Такой способ защиты возможен лишь тогда, когда между сторонами отсутствует спор о праве, и право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Таким образом, право на обращение в суд обусловлено нарушением права истца или угрозой его нарушения; способ защиты права должен быть направлен на восстановление нарушенного права; а такой способ защиты нарушенного или оспариваемого права как признании зарегистрированного права отсутствующим возможен только при отсутствии между сторонами спора о праве.
Управление Росимущества, заявляя о признании зарегистрированного права на спорные объекты отсутствующим, в тексте искового заявления и пояснений не указывает на принадлежность спорного имущества к федеральной собственности. В связи с указанным возникает вопрос о праве управления Росимущества на предъявление иск, о том, каким образом наличие зарегистрированного права собственности ответчика нарушает права истца, и какие права истца.
Пояснений относительно отнесения указанного имущества к объектам федеральной собственности управление Росимущества в суд не представило, в заседание суда апелляционной инстанции представитель не явился, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствует возможность выяснить этот вопрос.
В решении суда первой инстанции (абзац шестой листа 6 текста решения) указано, что предполагается, что спорные помещения являются федеральной собственностью.
Однако, если истец предполагает, что спорное имущество является федеральной собственности, а ответчик считает, что имущество принадлежит ему, то на лицо спор о праве, и, следовательно, истцом должен был выбран иной способ защиты, заявлен вещно-правовой иск.
Как следует из пункта 58 Постановления N 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 Постановления N 10/22).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что управление Росимущества, заявляя требование о признании права собственности ОАО "ЗСТПК" на спорные объекты недвижимого имущества отсутствующими, не доказало, что заявленное им требование является единственным возможным способом защиты его нарушенного права и иные способы защиты права (требование о признании права собственности, об истребовании из чужого незаконного владения) исчерпаны.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения исковых требований управления Росимущества у суда отсутствовали.
Приняв решение об удовлетворении требований управления Росимущества, суд первой инстанции вынес незаконное решение, основанное на неправильном толковании норм материального права.
Нарушение норм материального права в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного решения.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.06.2013 по делу N А75-10827/2012 подлежит отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу по иску и апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на истца.
ОАО "ЗСТПК" к апелляционной жалобе приложено заявление о распределении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела N А75-10827/2012. Поскольку у суда отсутствуют доказательства получения истцом указанного заявления (входящий штамп управления Росимущества проставлен только на первом листе апелляционной жалобы), и в целях соблюдения принципа состязательности, суд апелляционной инстанции считает необходимым заявление о распределении судебных расходов назначить к рассмотрению в судебном заседании отдельным определением.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.06.2013 по делу N А75-10827/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в пользу открытого акционерного общества "Западно-Сибирская транспортная промышленная компания" 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10827/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом ХМАО
Ответчик: ОАО "Западно-Сибирская транспортная промышленная компания", ОАО "Западно-сибирская транспортно-промышленная компания"
Третье лицо: Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО - Югра
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8620/13
16.09.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7162/13
04.06.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-10827/12