г. Томск |
|
29 июня 2012 г. |
Дело N А45-13311/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2012 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи и применением системы видеоконференц-связи
при участии:
от заявителя: Пятин А.А. по доверенности от 17.02.2012 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 18 апреля 2012 года по делу N А45-13311/2012 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Араз"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирование, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Араз" (далее- ООО "Араз") по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в виде штрафа с конфискацией изъятой алкогольной продукции в количестве 62 бутылок.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.04.2012 г., заявленные требований удовлетворены, ООО "Араз" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей, с конфискацией предметов административного правонарушения, алкогольной продукции в количестве 62 бутылок, изъятых по протоколу осмотра от 19.01.2012 г. для переработки или уничтожения. Слабоалкогольные напитки, изъятые по протоколу от 19.01.2012 г. возвращены ООО "Араз".
Не согласившись с принятым судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирование в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, просить отменить решение Арбитражного Суда Новосибирской области в части возврата слабоалкогольных напитков ООО "Араз" и принять по делу новый судебный акт об изъятии слабоалкогольных напитков в количестве 149 штук, как несоответствующее статьям 25, 26 Закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
ООО "Араз", извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в том числе, с применением системы видеоконференц-связи, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в поданном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В силу части 1 статьи 266, части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Араз" при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ, в обжалуемой МРУ Росалкогольрегулирование части, поскольку ООО "Араз" не заявлено возражений относительно привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статей 64, 71 АПК РФ представленные административным органом доказательства по деду: акт осмотра и передачи денег от 19.01.20112г., акт проверочной закупки от 19.01.2012 г., протокол осмотра места происшествия от 19.01.2012 г., осуществленных в рамках проверки отдела полиции N 9 УМВД по г.Новосибирску в продовольственном магазине ООО "Араз" при реализации алкогольной продукции, протокол об административном правонарушении от 27.02.2012 г., которыми установлена реализация алкогольной продукции в количестве 62 бутылок, а именно: водка "Вечерний Алтай" емк. 0,5 л., в количестве 24 бутылок, водка "Беленькая" емк. 0, 75 л., в количестве 10 бутылок, водка "Беленькая" емк. 0,5, в количестве 8 бутылок, водка "Беленькая" емк. 0, 25 л., в количестве 5 бутылок, водка "Калина красная" емк. 0,5 л., в количестве 1 бутылки, водка "Калина красная" емк. 0,25 л., в количестве 12 бутылок, водка "Мороз и солнце" емк. 0,5 л., в количестве 2 бутылок, в отсутствие надлежаще оформленных товаротранспортных документов, сертификатов соответствия по каждому наименованию продукции, предусмотренных действующим законодательством, руководствуясь статьями 3, 2, 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), правомерно установил наличие действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, совершения его Обществом, соблюдения административным органом порядка составления протокола (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (в редакции Федерального Закона от 18.07.2011 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно статье 10.2 Закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного)).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ).
Статьей 16 Закона N 171-ФЗ установлен порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции, в частности, не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
В силу статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального Закона.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1); юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения административного правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами арбитражного суда о доказанности заявителем указанных обстоятельств.
Как правомерно указал арбитражный суд, каких-либо доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной продукции, а, равно как и доказательств, свидетельствующих о чрезвычайности, непредотвратимости и непреодолимости обстоятельств, находящихся вне контроля обязанных лиц, последним в материалы дела не представлено.
В случае полного или частичного отсутствия сопроводительных документов данная продукция считается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию (пункт 2 статьи 10.2, пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ).
Применительно к предмету спора, суд первой инстанции установил, что изъятию подлежит водка "Вечерний Алтай" емк. 0,5 л., в количестве 24 бутылок, водка "Беленькая", емк. 0, 75 л., в количестве 10 бутылок, водки "Беленькая" емк. 0,5, в количестве 8 бутылок, водки "Беленькая" емк. 0, 25 л., в количестве 5 бутылок, водки "Калина красная" емк. 0,5 л., в количестве 1 бутылки, водки "Калина красная" емк. 0,25 л., в количестве 12 бутылок, водки "Мороз и солнце" емк. 0,5 л., в количестве 2 бутылок, всего 62 бутылки без сопроводительных документов, изъятые по протоколу осмотра от 19.01.2012, в части слабоалкогольных напитков, изъятых по протоколу осмотра от 19.01.2012 принял решение о возврате ООО "Араз".
В соответствии со статьей 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола N 6-01-06-04-43/219-ю Обществу вменено нарушение розничной продажи алкогольной продукции без предусмотренных действующим законодательством сопроводительных документов, а также без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии только к алкогольной продукции - водке, в протоколе отсутствуют обстоятельства события правонарушения относительно слабоалкогольных напитков, их наименование, количество, установленные нарушения применительно к положениям Закона N 171-ФЗ; в поданном в арбитражный суд заявлении о привлечении ООО "Араз" к административной ответственности также не указаны выявленные нарушения в части реализации слабоалкогольных напитков, и административный орган просил привлечь юридическое лицо к ответственности с конфискацией алкогольной продукции в количестве 62 бутылок, в части удовлетворенной судом.
В данном случае, не вменение административным органом в качестве нарушения ООО "Араз" нахождения в незаконном обороте слабоалкогольных напитков, исключает совершение судом, назначающим административное наказание, действий по конфискации предмета административного правонарушения, поскольку данные алкогольные напитки не являлись предметом административного правонарушения; в противном случае, назначение судом наказания в виде наложения штрафа с конфискацией слабоалкогольных напитков, которые не являлись предметов административного правонарушения, противоречило бы общим правилам назначения административного наказания (статья 4.1 КоАП РФ); презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ); целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), а также означало бы несоблюдение реализации принципов справедливости и равенства всех перед законом, задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП РФ).
С учетом изложенного, арбитражным судом при назначении административного наказания правомерно применена конфискация алкогольной продукции в количестве 62 бутылок, правовых оснований для конфискации слабоалкогольных напитков, у суда первой инстанции не имелось
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 апреля 2012 года по делу N А45-13311/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13311/2012
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу МРУ Росалкогольрегулирования
Ответчик: ООО "Араз"