г. Пермь |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А60-13370/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Виноградовой Л.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 июля 2013 года
по делу N А60-13370/2013,
вынесенное судьей Подгорновой Г.Н.,
по иску ОАО "ЕВРАЗ Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1026601366626, ИНН 6623000708)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Нижнего Тагила, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ОАО "ЕВРАЗ Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:732 общей площадью 238523 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Ленинский административный район города, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 13 383 525 руб. 53 коп.
Определениями суда от 15.05.2013 и от 04.06.2013 согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Нижнего Тагила.
Решением суда от 03.07.2013 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:732, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Ленинский административный район города, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 13 383 525 руб. 53 коп.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с решением суда от 03.06.2013 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке не является основанием для изменения цены договора, избрание истцом такого способа защиты нарушает принцип свободы договора и требования закона, связанные с изменением цены договора. Третье лицо считает, что факт утверждения кадастровой стоимости в размере, превышающим рыночную стоимость, не может нарушать права истца, поскольку истец собственником земельного участка не является. Третье лицо считает, что при таких обстоятельствах, обращаясь в суд с иском, истец злоупотребляет правом, в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации требование истца не подлежит удовлетворению.
Заявитель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не явился.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
В Семнадцатый арбитражный апелляционный суд от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в обоснование которого третье лицо указывает на намерение заключить контракт на проведение оценки рыночной стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, если признает причины неявки уважительными. Отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Указанная третьим лицом причина отложения судебного разбирательства не является для суда уважительной, не препятствует рассмотрению дела.
Учитывая изложенное, ходатайство третьего лица об отложении судебного разбирательства апелляционным судом отклонено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.06.2003 на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30.06.2003 N 9948 между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ОАО "ЕВРАЗ Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т-313/1252 в редакции дополнительного соглашения от 04.09.2009, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду, в том числе земельный участок с кадастровым номером 66:56:0115001:732 общей площадью 238523 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Ленинский район, под объект промышленности. Договор заключен на срок с 01.01.2003 по 31.12.2052 (п.п. 1.1, 2.1. договора, л.д. 18-23, 31).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 24).
Договор аренды от 30.06.2003 N Т-313/1252 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре (л.д. 27).
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 116 816 639 руб. 25 коп. по состоянию на 01.01.2010.
По мнению истца, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 116 816 639 руб. 25 коп., утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, превышает рыночную стоимость земельного участка. В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истец представил отчет ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 28.02.2013 N 01-01/13/6, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 13 383 525 руб. 53 коп. (с округлением 13 380 000 руб.) (л.д. 36-80).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 28.02.2013 N 01-01/13/6 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:732 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно заключению Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 14.03.2013 N 427/2013-6 отчет ООО "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 28.02.2013 N 01-01/13/6 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 81-92).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:732 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 13 383 525 руб. 53 коп. (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод заявителя жалобы о том, что истец не является собственником спорного земельного участка и не имеется права на обращение в суд с рассматриваемым иском, является несостоятельным.
Согласно ст. 6 Закона от 29.071998 N 135-ФЗ"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды на земельные участки, арендная плата за пользование которыми определяется с учетом их кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Довод третьего лица о том, что размер кадастровой стоимости не имеет значения для арендатора земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку расчет арендной платы за земельные участки производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов.
Довод заявителя жалобы о том, что заявленное требование направлено на изменение условия договора о размере арендной платы и нарушение принципа свободы договора не принимается, как основанный на неправильном толковании правовых норм.
Ссылка третьего лица на ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
В соответствии с п.1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При рассмотрении настоящего дела злоупотребление правом со стороны истца в отношении лиц, участвующих в деле не установлено, поскольку, обратившись в суд с рассматриваемым иском, истец реализовал предусмотренное законом право на судебную защиту.
Указанные заявителем в апелляционной жалобе доводы и обстоятельства основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 июля 2013 года по делу N А60-13370/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13370/2013
Истец: ОАО "ЕВРАЗ Высокогорский горно-обогатительный комбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: Администрация г. Нижнего Тагила Свердловской области, Администрация г. Нижний Тагил, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и катографии" в лице филиала по Свердловской области