город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2013 г. |
дело N А32-37906/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Погорелова Д.В. (доверенность от 23.11.12г.)
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление 344002 65 46125 2 вручено 22.08.13г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2013 по делу N А32-37906/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс"
к заинтересованному лицу Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому Краю"
об обзании исключить из кадастра стоимость земельного участка,
принятое в составе судьи Данько М.М.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гордовский Виталий Анатольевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (с учетом замены заинтересованного лица в порядке процессуального правопреемства, произведенной определением от 13.05.2010, далее - управление) с требованиями общество с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее - учреждение) об обязании учреждения исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:185 общей площадью 67608 м2 в размере 1 767 765 306 руб. 24 коп. с момента её внесения (01.01.2012 г. - с учётом указания общества об исправлении опечатки в годе) и включить в государственный кадастр недвижимости с этого же момента кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:185 общей площадью 67608 м2 в размере 542 433 000 руб.
Требование мотивировано тем, что внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка датой, более поздней, чем внесение нормативно установленной кадастровой стоимости противоречит закону и нарушает права заявителя.
Решением от 05.07.13г. с учётом принятого по заявлению общества определения от 16.07.13г. об исправлении опечатки (л.д. 92, 93-94) суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что, в отсутствие доказательств не соответствия утвержденной приказом N 1756 кадастровой стоимости земельного участка закону или нормативным предписаниям, регулирующим массовую оценку земли, основания для внесения информации о его рыночной стоимости с 01.01.2012 отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования. В жалобе общество поддерживает приведённые в заявлении доводы о том, что внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка датой, более поздней, чем внесение нормативно установленной кадастровой стоимости, противоречит закону и нарушает права заявителя. Общество указывает, что при принятии решения суд не учёл положений ч.2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" в редакции Федерального закона от 30.11.11г. N 346-ФЗ (далее - закон N 135-ФЗ), в соответствии с которой, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Предусмотренная ст. 24.19 закона N 135-ФЗ административная процедура оспаривания (обжалования) результатов кадастровой стоимости предполагает пересмотр кадастровой стоимости на дату, на которую она была первоначально установлена и заключается в замене первоначального юридического факта (кадастровой стоимости по результатам государственной кадастровой оценки) на другой (кадастровую стоимость по результатам рыночной оценки).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Учреждение своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведённые в апелляционной жалобе доводы.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя общества, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признал решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:185, поставленного на кадастровый учет с разрешенным использованием "для строительства оптово-розничного рынка".
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.11 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края", вступившим в силу с 01.01.12г. земельном участку установлена кадастровая стоимость в размере 1 767 765 306, 24 руб.
По заявлению общества в марте 2012 года ООО "Бюро оценки Касьянова" произвело оценку рыночной стоимости земельного участка.
Оценочной организацией установлена рыночная стоимость земельного участка в размере 542 433 000 рублей, что подтверждается отчётом N 01-39-12 от 23.03.12.
26.06.12 Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае (далее - Комиссия) на основании отчёта об оценке рыночной стоимости установила кадастровую стоимость земельного участка в размере 542 433 000 рублей, что подтверждается принятым Комиссией решением N 18/40 (л.д. 10-11).
Обществом установлено, что на 01.01.12г. в кадастре недвижимости указана кадастровая стоимость в размере 1 767 765 306,24 руб., что подтверждается Выпиской из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) (л.д. 13).
Согласно справочной информации по объекту недвижимости в режиме online пересмотренная кадастровая стоимость земельного участка была внесена по состоянию на 12.07.2012 г.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости в размере 542 433 000 руб., установленной указанным решением Комиссии N 18/40 от 26.06.12г., должна быть внесена в ГКН с даты нормативного установления кадастровой стоимости, то есть с 01.01.12г., общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением об обязании учреждения исключить из ГКН кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 1 767 765 306 руб. 24 коп. с момента её внесения (01.01.2012 г.), и включить в ГКН с этого же момента кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 542 433 000 руб.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал правомерным отклонение заявления общества судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч.1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Как явствует из рассмотренного судом заявления и апелляционной жалобы общества, предметом спора в настоящем деле является дата, с которой в ГКН должна учитываться принятая решением Комиссии N 18/40 от 26.06.12г. кадастровая стоимость спорного земельного участка, равная его рыночной стоимости: с даты нормативного установления кадастровой стоимости, то есть с 01.01.12г., либо с момента внесения соответствующих изменений в ГКН.
Кадастровая стоимость земельного участка, в силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), устанавливается для целей налогообложения и может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса в действовавшей на момент вступления в силу постановления администрации N 212 редакции (01.01.2009) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка, когда кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, а в действующей с 26.07.2010 редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) - равной его рыночной стоимости.
По смыслу названных нормативных положений, рыночная стоимость земельного участка представляет собой альтернативу соответствующему результату государственной кадастровой оценки земель, а определение рыночной стоимости земельного участка исключает необходимость как проведения в отношении него государственной кадастровой оценки, так и применения ее результатов в установленных законом целях.
Законом N 167-ФЗ в Закон N 135-ФЗ включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", статьей 24.11 которой раскрыто понятие государственной кадастровой оценки, а также установлено, что рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Такие особенности установлены статьей 24.19 названной главы, допускающей возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или в арбитражном суде, в котором также допускается оспаривание решения комиссии.
Оспаривание (обжалование) результатов определения кадастровой стоимости представляет собой пересмотр названных результатов, осуществляемый в случаях установления или недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, или его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Итогом такого пересмотра является установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, и внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости в установленном статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ и пунктом 3.1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) порядке.
Пересмотр кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости возможен при условии наличия отчета об оценке и положительного заключения эксперта саморегулируемой организации о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации.
По смыслу положений статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ пересмотр кадастровой стоимости в связи с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости возможен вне зависимости от установления процедурных и (или) методологических нарушений, допущенных уполномоченными органами при проведении государственной кадастровой оценки.
ВАС РФ в определении от 12.04.13г. N 10761/11 сослался на следующее.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы 3.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). При этом Президиум исходил из того, что, несмотря на то, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной, на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Из изложенного следует, что законодатель установил возможность в случае определения рыночной стоимости участка установить его кадастровую стоимость равную рыночной.
Следовательно, иск об установлении кадастровой стоимости равной рыночной необходимо квалифицировать как иск преобразовательный, а значит изменение кадастровой стоимости направлено лишь на будущее время.
Способом исполнения решения является внесение уполномоченным органом (кадастровой палатой) сведений о кадастровой стоимости участка в государственный кадастр недвижимого имущества, Однако указанное решение может служить основанием для внесения органом кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости лишь после вступления решения в законную силу.
Кроме того, согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 11 ч.2 ст. 7 закона N с 221-ФЗ В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
Основания осуществления кадастрового учета определены ст. 16 закона N 221-ФЗ, которой установлено следующее.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч.1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.2).
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 21.07.2011 N 257-ФЗ)
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений) (ч.3).
3.1. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (ч. 3.1).
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (ч.4).
Таким образом правовые последствия, связанные с установлением кадастровой стоимости земельного участка, возникают с момента внесения в ГКН изменений в части кадастровой стоимости спорного участка, принятой решением N 18/40 от 26.06.2012 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка на основании заявления в порядке ст. 16 закона N 221-ФЗ.
До этого момента соответствующие правоотношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются положением нормативного правового акта, в отношении спорного земельного участка - приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756.
Установление кадастровой стоимости спорного участка решением N 18/40 от 26.06.2012 не свидетельствует о недействительности приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 в части кадастровой стоимости спорного участка и не говорит о недостоверности данной стоимости. Это обусловлено в частности тем, что и нормативно установленная кадастровая стоимость земельного участка определялась методом массовой оценки, в то время как по заявлению общества оценочная организация определила рыночную стоимость конкретного земельного участка.
Из представленного в дело решения N 18/40 от 26.06.2012 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости спорного земельного участка так же явствует, что его кадастровая стоимость, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756, недостоверной или неправильной не признана.
В дело не представлены доказательства того, что по заявлению общества или иного лица приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 в части спорного земельного участка признан незаконным.
Из этого следует, что в кадастре объектов недвижимости с 01.01.2012 и до внесения в этот кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка правомерно содержалась информация об установленной нормативно кадастровой стоимости земельного участка.
С учётом изложенного судом первой инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по жалобе в размере 1000 руб. относятся на общество. С учётом этого обществу из федерального бюджета подлежит возвращению 1000 руб. излишне уплаченной госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению N 682 от 23.07.2013 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" ИНН 2312090437, из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченных в качестве государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению N 682 от 23.07.2013 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37906/2012
Истец: ООО "Горторгкомплекс"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", ФГБУ "Федеральная Кадастровая Палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому Краю"