г. Москва |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А40-30697/13-140-91 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 16.09.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева
Судей Р.Г. Нагаева, В.Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области и ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013
по делу N А40-30697/13-140-91
по иску (заявлению) ООО "МАМСИ" (ОГРН 1097746785102; 143441, Московская обл., Красногорский р-н, п/о Путилково, 69 км МКАД, офисно-общественный комплекс ЗАО "Гринвуд", стр. 33)
к ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027725022863; 115280, г. Москва, ул. Автозаводская, д. 18, к. 2),
ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027734010590; 123182, г. Москва, ул. Щукинская, д. 12)
о признании недействительными решений, об обязании возвратить штраф
при участии в судебном заседании:
от ООО "МАМСИ": по дов. от 01.03.2013 - Горбунов М.Ю.
от ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области: по дов. от 27.12.2012 - Смирнова И.В., по дов. от 05.08.2013 - Мамедова Л.Ш.
УСТАНОВИЛ:
ООО "МАМСИ" (заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) к ИФНС России N 1 по г. Москве (Инспекция, ответчик) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах N 087 616 12 РК 0052185 от 17.08.2012 г. в части взыскания штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 46 ФЗ N 212 -ФЗ от 24.07.2009 г. в сумме 66 641 руб. 90 коп., вынесенного ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области; признании недействительным решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 10.12.2012 г. N 060 022 12 ВД 0141825, вынесенное ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области; об обязании ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области возвратить ООО "МАМСИ" сумму излишне взысканного штрафа в размере 66 014 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013 г. заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ГУ - Главное управление ПФР N 9 по г. Москве и Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Не согласившись с принятым решением, ГУ - Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Общество представило отзывы на апелляционные жалобы главного управления, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Мамси" в соответствии со ст. 5, ст. 6 Федерального закона "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов, а также состоит на учете в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ.
Данный факт подтверждается Уведомлением о снятии с регистрационного учета юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, выданного Государственным учреждением Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N8) от 15.08.2012 г., а также Уведомлением о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации, выданного Государственным учреждением Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 9) от 23.08.2012 г. (Приложение N1).
В соответствии с п. 1 ч. 9 статьи 15 Федерального закона плательщики страховых взносов, ежеквартально представляют в орган контроля по месту учета, не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Во исполнение указанной обязанности заявитель, используя телекоммуникационный канал связи в системе электронного документооборота направил 13.02.2012 г. в ГУ-ГУ ПФР N 8 расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за IV квартал 2011 года (01.10.2011-31.12.2011).
13.02.2012 г. заявитель получил Извещение ГУ-ГУ ПФР N 8 о приеме направленного пакета документов в обработку.
17.02.2012 г. заявитель получил от ГУ-ГУ ПФР N 8 указание о необходимости сдачи расчета с указанием регистрационного номера, присвоенного заявителю 087-617-004162 (Заявитель был идентифицирован в ГУ-ГУ ПФР N 8 как одно лицо под номерами 087-616-002310 и 087-617-004162).
ГУ-ГУ ПФР N 8 в отношении заявителя 03.04.2012 была проведена камеральная проверка относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за IV квартал 2011 года (01.10.2011-31.12.2011).
По итогам рассмотрения результатов камеральной проверки Государственным учреждением Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области вынесено Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах N 087 616 12 РК 0052185 от 17.08.2012 г.
В связи со сменой места нахождения заявителя дело было передано в Главное управление Пенсионного фонда РФ N 9 по г. Москве и Московской области.
На основании решения N 1 Государственным учреждением Главное управление Пенсионного фонда РФ N 9 по г. Москве и Московской области вынесено Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносах в банках N 060 022 12 ВД 0141825 от 10.12.2012 г.
Порядок и особенности обмена документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам в системе органов Пенсионного фонда определен Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, распоряжением N 190р от 11.10.2007 которыми утверждены технология, регламент и протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (СЭД ПФР).
Пунктом 7 технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР предусмотрено, что абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами с соответствующим органом Пенсионного фонда в электронном виде с ЭЦП (электронно-цифровая подпись) по каналам связи, используя для этого программное обеспечение абонента.
При этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган Пенсионного фонда России будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 ч. 9 статьи 15 Федерального закона установлено, что плательщики страховых взносов, ежеквартально представляют в орган контроля по месту учета, не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, для заявителя срок представления расчёта в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, за IV квартал 2011 г. (01.10.2011 г. - 31.12.2011 г.) установлен не позднее 15.02.2012 г.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, которую абонент-страхователь получает в течение 2 рабочих дней с момента отправки электронного документа и сохраняет ее.
В соответствии с Извещением ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 от 13.02.2012 датой доставки является 13.02.2012.
Факт приема документов органом Пенсионного фонда России фиксируется соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
Специалисты территориального органа Пенсионного фонда обязаны в течение 24 часов с момента поступления сведений от страхователя проверить подлинность ЭЦП абонента и отправить ему квитанцию о доставке сведений; в течение трех рабочих дней с момента поступления сведений проверить их программами Пенсионного фонда, оформить соответствующие протоколы контроля, заверить их ЭЦП органа Пенсионного фонда и направить в адрес страхователя в зашифрованном виде.
Следовательно, обмен документами между страхователем и органом Пенсионного фонда осуществляется в несколько этапов: отправка электронного документа страхователем; поступление его в орган Пенсионного фонда и выдача последним соответствующей квитанции о поступлении электронного документа страхователю: принятие документа фондом к обработке и выдача страхователю протокола о принятии документа к обработке или об отказе в принятии поступившего документа к обработке.
При этом факт поступления соответствующего документа, а соответственно, и факт исполнения обязанности по представлению органу Пенсионного фонда сведений и документов, установленных законодательством о страховых взносах, фиксируется квитанцией (извещением) о поступлении документа в орган Пенсионного фонда вне зависимости от дальнейшего принятия его к обработке или отказа от принятия к обработке.
Наличие у страхователя квитанции (извещения) о поступлении документа в систему электронного документооборота фонда подтверждает факт исполнения им обязанности по представлению органу Пенсионного фонда сведений и документов, предусмотренных законодательством о страховых взносах, и исключает возможность привлечения его к ответственности за неисполнение этой обязанности.
Аналогичный вывод указан в Постановлении ФАС Центрального округа от 06.06.2012 г. по делу N А14-4788/2011, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2011 по делу N А27-14964/2010.
Таким образом, заявитель исполнил свою обязанность по представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок, что подтверждается полученным по телекоммуникационным каналам связи Извещением ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 о приеме направленного заявителем пакета электронных документов обработку от 13.02.2012 и исключает его ответственность за нарушение норм ст. 15 Федерального закона.
Камеральная проверка в отношении заявителя была проведена с существенным нарушением требований Федерального закона, а именно:
А) В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона в случае выявления нарушений в холе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного п. 2 ст. 34 Федерального закона, должен быть составлен Акт камеральной проверки.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона Камеральная проверка за уплатой страховых взносов проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Актом камеральной проверки ГУ-ГУ ПФР РФ N 08761630035806 N8 (далее - Акт) остановлено, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам был представлен Заявителем 17.02.2012. следовательно, камеральная проверка должна быть окончена не позднее 01.06.2012.
Однако Акт камеральной проверки был составлен 14.06.2012 г.
Следовательно, ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 нарушило сроки проведения камеральной проверки в отношении заявителя.
В соответствии с п. 4 ст. 38 Федерального закона Акт камеральной проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Таким образом, акт камеральной проверки от 14.06.2012 г. должен был быть вручен не позднее 22.06.2012 г.
Фактически акт камеральной проверки с Уведомлением о вызове плательщика страховых взносов от 19.06.2012 г. N 10163 был вручен только 08.08.2012 г., что подтверждается распечаткой с электронного сайта ФГПУ "Почта России".
Следовательно, ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 нарушило срок вручения акта камеральной проверки.
При этом акт камеральной проверки направляется по почте заказным письмом только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки и этот факт отражен в акте проверки. Во всех других случаях акт должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (Определение ВАС РФ N ВАС-14743/12 от 14.11.2012).
В свою очередь необходимо отметить, что в акте камеральной проверки не содержатся сведения об уклонении заявителя от получения акта.
Следовательно, ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 не имело права отправлять указанный Акт по почте заказным письмом, а должно было вручить его в срок, установленный п. 1 ст. 38 Федерального закона, под расписку.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона плательщик страховых взносов имеет право представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
В Уведомлении о вызове плательщика страховых взносов для рассмотрения материалов камеральной проверки ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 указана дата -16.07.2012, в то время как Заявитель фактически получил указанное Уведомление только 08.08.2012, что подтверждается Распечаткой с электронного сайта ФГПУ "Почта России".
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 38, п. 5 ст. 38, п. 1 ст. 39 Федерального закона рассмотрение материалов камеральной проверки возможно только по истечении 15 дней с момента получения акта камеральной проверки лицом в отношении, которого проводилась проверка.
Заявитель получил Уведомление о вызове 08.08.2012. следовательно, рассмотрение материалов по результатам камеральной проверки с его участием, могло быть назначено не ранее 29.08.2012.
Следовательно, заявитель не имел возможности участвовать в рассмотрении материалов камеральной проверки, поскольку получил Уведомление о вызове плательщика страховых взносов после даты, установленной ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 для рассмотрения материалов камеральной проверки.
Таким образом, процедура камеральной проверки в отношении заявителя проведена ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 с существенными нарушениями положений Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона должностные лица органов контроля обязаны действовать в строгом соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов.
Аналогичный подход отражен в практике арбитражных судов: Определение ВАС РФ от 07.12.2011 г. N ВАС-15729/11 по делу N А12-6003/2011, Определение ВАС РФ от 29.12.2011 г. N ВАС-17032/11 по делу N А59-199/201, Постановление ФАС СЗО от 16.10.2012 г. по делу NА56-3363/2012, Постановление ФАС Центрального округа от 07.09.2012 г. по делу N А48-4161/2011.
При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению; сумма излишне взысканного штрафа подлежит возврату Обществу. Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционные жалобы ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области и ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области и ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013 по делу N А40-30697/13-140-91 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Р.Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30697/2013
Истец: ООО "МАМСИ"
Ответчик: Государственное учреждение-Главное управление ПФР N8 по г. Москве и Московской области, ГУ-Главное управление ПФР N9 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N9 по г. Москве и Московской области