город Ростов-на-Дону |
|
17 сентября 2013 г. |
дело N А53-9356/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление от 16.08.13 N 46110);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 15.08.13 N 46111);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2013 по делу N А53-9356/2013 по заявлению государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Гуковское управление Донбасс шахт строй монтаж" о взыскании штрафа, принятое в составе судьи Ширинской И.Б.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гуковское управление Донбасс шахт строй монтаж" (далее - общество) о взыскании штрафа за представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за второе полугодие 2010 года в сумме 62756,66 руб.
Дело рассматривалось судом в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 15.07.13 управлению в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о принятии пенсионным фондом решения о корректировке представленных сведений. В акте камеральной проверки и в решении о привлечении к ответственности не указано на недостоверность представленных сведений.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что обществом изначально были представлены неполные и недостоверные сведения на застрахованных лиц за 2 полугодие 2010 г.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощённого производства.
Управление и общество, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 14.03.2005 Межрайонной ИФНС России N 7 по Ростовской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц за ОГРН 1056144003013.
В ходе выездной налоговой проверки в период с 16.11.11 по 12.01.12 деятельности общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выявлены факты занижения базы для начисления страховых взносов за 2 полугодие 2010 года.
02.03.12 управлением в адрес общества направлено уведомление о необходимости в двухнедельный срок представить корректирующие формы сведений персонифицированного учета для обеспечения достоверности пенсионных прав работников, учтенных на их индивидуальных лицевых счетах.
02.04.12 начальником управления по результатам рассмотрения материалов выездной проверки принято решение о привлечении общества к ответственности за нарушение норм законодательства о страховых взносах, предусмотренных пунктом 1 статьи 47 Федерального закона.
14.11.12 обществом представлены корректирующие формы сведений в управление.
16.11.12 сотрудником пенсионного фонда проведена проверка общества по вопросу своевременности представления им сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки обнаружены несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами выездной проверки. Таким образом, в представленных 15.02.11 года сведениях выявлены расхождения по начисленным взносам между представленными индивидуальными сведениями за проверяемый период страхователем и результатами выездной налоговой проверки. По результатам проверки проверяющими составлен акт проверки от 16.11.12 N 42.
Кроме того, пенсионным фондом установлено, что уточненные сведения о стаже и заработке за 2 полугодие 2010 года представлены 14.11.12, нарушив тем самым пункт 1 статьи 11 и абзац 2 части 2 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ и пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, а именно: страхователем в двухнедельный срок после получения уведомления об устранении имеющихся расхождений не представлены уточненные сведения о стаже и заработке на застрахованных лиц.
19.12.12 начальником управления вынесено решение N 19 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде взыскания штрафа в размере 62756,66 руб.
В требовании от 21.01.13 N 15 управлением обществу предложено в срок до 09.02.13 уплатить сумму штрафа в добровольном порядке.
В связи с неуплатой обществом штрафа, управление обратилось в суд за его взысканием.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, решение управления является незаконным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в управлении.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 указанного закона страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено в целях реализации Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 15 февраля 2011 года.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество своевременно - 15.02.11 представило сведения, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ, при установленном сроке представления таких сведений за 2 полугодие 2010 года - не позднее 15.02.011.
В ходе выездной налоговой проверки в период с 16.11.11 по 12.01.12 деятельности общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выявлены факты занижения базы для начисления страховых взносов за 2 полугодие 2010 года.
02.04.12 начальником управления по результатам рассмотрения материалов выездной проверки принято решение о привлечении общества к ответственности за нарушение норм законодательства о страховых взносах, предусмотренных пунктом 1 статьи 47 Федерального закона.
Впоследствии законность решения N 78-071/044/445/-2011 от 02.04.2012 явилась предметом спора по делу N А53-29153/2012.
По результатам рассмотрения дела судом принято решение от 26.12.12, которым решение управления по делу N 78-071/044/445/-2011 от 02.04.12 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки (частичной неоплаты) и пеней по страховым взносам, начисляющимся на выплаты компенсационного характера в части ходовых (проездных) признано незаконным.
Между тем, 02.03.12 управлением в адрес общества направлено уведомление о необходимости в двухнедельный срок представить корректирующие формы сведений персонифицированного учета для обеспечения достоверности пенсионных прав работников, учтенных на их индивидуальных лицевых счетах.
14.11.12 обществом представлены корректирующие формы сведений в управление.
Управление, указывая на непредставление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок, обратился в суд с иском о взыскании штрафных санкций.
16.11.12 сотрудником пенсионного фонда проведена проверка общества по вопросу своевременности представления им сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки обнаружены несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами выездной проверки. Таким образом, в представленных 15.02.11 года сведениях выявлены расхождения по начисленным взносам между представленными индивидуальными сведениями за проверяемый период страхователем и результатами выездной налоговой проверки. По результатам проверки проверяющими составлен акт проверки от 16.11.12 N 42.
Кроме того, пенсионным фондом установлено, что уточненные сведения о стаже и заработке за 2 полугодие 2010 года представлены 14.11.2012, нарушив тем самым пункт 1 статьи 11 и абзац 2 части 2 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ и пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, а именно: страхователем в двухнедельный срок после получения уведомления об устранении имеющихся расхождений не представлены уточненные сведения о стаже и заработке на застрахованных лиц.
19.12.12 начальником управления вынесено решение N 19 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде взыскания штрафа в размере 62756,66 руб.
В требовании от 21.01.13 N 15 управлением обществу предложено в срок до 09.02.13 уплатить сумму штрафа в добровольном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно установлено, что сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за отчетный период 2 полугодие 2010 года предоставлены страхователем в пенсионный фонд в срок установленный законом -15.02.11 по электронным каналам связи, что следует из извещения о доставке, представленного управлением, и не оспаривается управлением. При этом законом не предусмотрена ответственность за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки. В данном случае законодатель предусмотрел порядок исправления указанных ошибок.
В соответствии с пунктом 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В соответствии с пунктом 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о принятии пенсионным фондом решения о корректировке представленных сведений. В акте камеральной проверки и в решении о привлечении к ответственности не указано на недостоверность представленных сведений. Доказательств, свидетельствующих о представлении сведений с нарушением срока, установленного законом, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем страхователь привлечен к ответственности на основании решения пенсионного фонда от 19.12.12 N 19 именно за непредставление индивидуальных сведений в установленный срок. Данный вывод подтверждается сложившейся арбитражной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2013 по делу N А27-18460/2012).
Кроме того, управлением не учтено, что пунктом 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные (недостоверные) сведения. Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
Учитывая изложенное, требования пенсионного фонда о взыскании с общества 62756,66 руб. штрафа обоснованно признаны судом первой инстанции не законными и не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9356/2013
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково Ростовской области
Ответчик: ООО "Гуковское УДШСМ", ООО "Гуковское управление Донбасс шахт строй монтаж"