г. Челябинск |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А07-6038/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2013 по делу N А07-6038/2013 (судья Юсева И.Р.).
Индивидуальный предприниматель Самойлов Валерий Николаевич (далее - ИП Самойлов В.Н., истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан и к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее -Управление Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчики), об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:98, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Индустриальное шоссе, 112/5, в размере, равном его рыночной стоимости, что составляет 3 581 000 руб. с 01.01.2012.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ИП Самойлов В.Н. отказался от требований у Управлению Росреестра (т. 1 л.д. 163).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.06.2013 производство по делу N А07-6038/2013 в части требований ИП Самойлова В.Н. к Управлению Росреестра прекращено.
Кроме того, в порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:98, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Индустриальное шоссе, 112/5 в размере, равном его рыночной стоимости, что составляет 3 581 000 руб. со дня вступления в силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2013 (резолютивная часть от 09.07.2013) исковые требования ИП Самойлова В.Н. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:98, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Индустриальное шоссе, 112/5, в размере 3 581 000 руб.
В апелляционной жалобе Администрация (далее - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что предоставленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не может быть признан допустимым доказательством, так как не соответствует федеральным стандартам оценки. Также ссылается на то, что значительное уменьшение кадастровой стоимости земельного участка с учетом порядка налоговых поступлений от уплаты земельного налога негативно отразится на состоянии местного бюджета.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, ИП Самойлов В.Н. является собственником объектов недвижимости: нежилое здание, общая площадь 3 713,7 кв.м., инв. N 345772, лит. АА2А3А4; нежилое здание, общая площадь 157,5 кв.м., инв. N 345772, лит. ВВ1В2; нежилое здание, общая площадь 142 кв.м., инв. N 345772, лит ББ1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на указанные объекты (т. 1 л.д. 19-21).
Объекты недвижимости расположены на земельном участке из категории земель населенных пунктов, общая площадь 11422 кв.м., с кадастровым номером 02:55:020416:98, расположенном по адресу: г.Уфа, Калининский район, ул.Индустриальное шоссе, 112/5, который также принадлежит на праве собственности истцу (т. 1 л.д. 18).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан (с дополнениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан N 63 от 02.03.2012).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 30.11.2011 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 56272767 руб. 40 коп. (т. 1 л.д. 16).
Согласно отчету N 13-02-Н от 28.02.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 11 422 кв.м под нежилыми зданиями по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Индустриальное шоссе, 112/5, кад. N 02:55:020416:98, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Аудит-Оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:98 по состоянию на 01.01.2011 составляет 3 581 000 руб. (т. 1 л.д. 22-126).
Экспертным заключением (положительным) N 010/2013/Уфа-2 от 20.03.2013, подготовленным экспертным советом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", отчет N 13-02-Н от 28.02.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 11 422 кв.м под нежилыми зданиями по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Индустриальное шоссе, 112/5, кад. N 02:55:020416:98, признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков (т. 1 л.д. 146-154).
Руководствуясь нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и полагая, что определённая по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка превышает их рыночную стоимость, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании указанной статьи ЗК РФ определил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка истца определена на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" (с дополнениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.03.2012 N 63).
Между тем согласно представленному в дело отчету N 13-02-Н от 28.02.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость спорного земельного участка составила 3 581 000 руб.
Согласно экспертному заключению N 010/2013/Уфа-2 от 20.03.2013 экспертного совета общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" отчет N 13-02-Н от 28.02.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 11 422 кв.м под нежилыми зданиями по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Индустриальное шоссе, 112/5, кад. N 02:55:020416:98, признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Из отчета N 13-02-Н от 28.02.2013 усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельного участка и определенной рыночной стоимостью на основании отчета, предоставленного истцом.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Принимая во внимание представленный истцом отчёт о рыночной стоимости земельного участка, согласно которому кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельных участков, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Довод подателя апелляционной жалобы, что представленный истцом отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка не может быть признан допустимым доказательством, так как не соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки, подлежит отклонению.
Апеллянтом в апелляционной жалобе не приведено конкретных обстоятельств и подтверждающих их доказательств, имеющихся в материалах дела, свидетельствующих о недостоверности представленного истцом отчёта, ввиду чего указанный довод апелляционный суд с учётом определённого нормами статьи 9 и части 1 статьи 65 АПК РФ бремени доказывания суд находит неподтверждённым.
При этом соответствие отчёта требованиям законодательства об оценке следует из представленного истцом заключения экспертного совета общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (т. 1 л.д. 146-154), которое также не опровергнуто подателем апелляционной жалобы.
В силу изложенного апелляционный суд не находит оснований для критической оценки отчёта об определении рыночной стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции также находит необоснованным довод апеллянта о том, что существенное снижение кадастровой стоимости спорного земельного участка повлечет уменьшение земельного налога, что негативно отразится на состоянии местного бюджета.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 1 статьи 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается одновременно на принципе платности использования земли и принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан.
Пунктом 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
При этом налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (части 3, 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, интересы муниципального образования в части собираемости отчислений по земельному налогу не могут служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поскольку в этом случае не соблюдается баланс интересов участников спорных правоотношений в части принципа законности собираемых налогов и сборов.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2013 по делу N А07-6038/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6038/2013
Истец: ИП Самойлов Валерий Николаевич, Самойлов В Н
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфа, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительство РБ, Правительство Республики Башкортостан