Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. N 04АП-5878/12
г. Чита |
|
20 сентября 2013 г. |
Дело N А19-15512/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Скажутиной Е.Н., Бушуевой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Будаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Братский перинатальный центр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2013 года по делу N А19-15512/2012 по иску муниципального автономного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" муниципального образования город Братск (ОГРН 1023800836047, ИНН 3804005540, юридический адрес 665717, Иркутская область, г.Братск, ул. Рябикова, 2) к Администрации Муниципального образования "Братский район" (ОГРН 1023802318759, ИНН 3823028737, юридический адрес: 665770, Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка, ул.Дзержинского, 105) и муниципальному образованию "Братский район" в лице главного распорядителя средств местного бюджета о взыскании 1 356 917 руб. 40 коп. (суд первой инстанции: судья Архипенко А.А.), в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" муниципального образования город Братск обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Братский район" и муниципальному образованию "Братский район" в лице Администрации муниципального образования "Братский район" о взыскании 1 356 917,40 руб. задолженности по оплате медицинских услуг, а при недостаточности денежных средств у Администрации - с собственника ее имущества в лице главного распорядителя средств местного бюджета за счет казны муниципального образования "Братский район".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 октября 2012 года взыскано с администрации муниципального образования "Братский район", а в случае недостаточности денежных средств за счет казны муниципального образования "Братский район" в пользу муниципального автономного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" муниципального образования города Братска 1 356 917 руб. 40 коп. - основного долга.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, произведена процессуальная замена истца - муниципального автономного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" муниципального образования города Братска - на областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Братский перинатальный центр".
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2013 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 октября 2012 года по делу N А19-15512/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2013 года по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано, с истца взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела судом кассационной инстанции в размере 2 000 руб.
ОГАУЗ "Братский перинатальный центр", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указано, что среди поименованных в приложении 8 Программы "Областные государственные учреждения здравоохранения, муниципальные учреждения здравоохранения Иркутской области (их подразделения) и мероприятия, финансируемые из областного бюджета и местных бюджетов" учреждений здравоохранения такое медицинское учреждение как "Перинатальный центр" не значится, вместе с тем, в нем указаны родильные дома (отделения), включая отделения (палаты) для новорожденных, акушерские отделения. В связи с изложенным при переименовании истца из "Родильный дом N 1" на "Перинатальный центр" не был расторгнут договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) гражданам Братского района N 15. Виды оказываемой медицинской помощи были указаны в Договоре. Согласно п. 3, 4 Договора Истец оказывает гражданам Братского района лечебно-профилактическую помощь в акушерском круглосуточном стационаре (акушерский стационар оказывает лечебно-профилактическую помощь беременным - отделение патологии беременных, роженицам, акушерское обсервационное отделение, акушерское физиологическое - родильницам) в соответствии с Программой..., помощь экстренного порядка и по направлению врачей акушеров-гинекологов Братской центральной районной больницы. Суд счел не представленными доказательства, подтверждающими факт согласования с ответчиком тарифов, видов и объемов оказываемой помощи, а также факт сдачи-приемки услуг заказчику. Истцом представлен расчет потребности расходов за пролеченных больных Братского района МУЗ "Перинатальный центр" г. Братск на 2010 год, в котором указано, что входит в стоимость одного койко-дня в отделении патологии беременных, родовом отделении и отделении новорожденных оказанной медицинской стационарной помощи. Возражений и контррасчет ответчиком не представлены. Виды, тарифы и объемы оказываемой помощи были указаны в реестрах на оплату медицинских услуг, оказанных в стационарном отделении ЛПУ, жителям Братского района в МУЗ "Перинатальный центр", а именно: количество дней круглосуточной стационарной помощи, стоимость одного койко-дня, а также общая сумма за всех женщин, получивших медицинскую помощь в МУЗ "Перинатальный центр". Суд не учел, что в сводных реестрах по реестрам отделений стационара и поликлиники медицинского учреждения МУЗ "Перинатальный центр" имеется отметка о том, что реестр представляется в Администрацию Братского района, но в адрес истца данные реестры поступали без подписи ответчика. Доказательством принятия ответчиком данных реестров служит также и факт оплаты оказанных по ним услуг. В ответ на претензию ответчик не отрицал имеющейся задолженности, а указал, что при поступлении дополнительных средств в бюджет, просроченная задолженность будет погашена.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело. Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Администрация (заказчик) заключила с МУЗ "Родильный дом N 1" договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) гражданам Братского района от 01.01.2005 N 15. По условиям договора исполнитель обязался оказывать лечебно-профилактическую помощь в акушерском стационаре в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению населения Иркутской области медицинской помощью разрешенными ему (исполнителю) видами деятельности, в соответствии с медико-экономическими стандартами (пункты 1-4 договора). Со своей стороны заказчик обязался оплачивать лечебно-профилактическую помощь, оказываемую исполнителем гражданам Братского района по тарифам, согласованным сторонами, в соответствии с реестрами, которые исполнитель представляет до 10 числа месяца (при отчете за квартал - в срок до 5 числа месяца, следующего за окончанием квартала). Стороны согласовали, что расчеты осуществляются ежемесячно путем оплаты заказчиком счетов исполнителя (пункты 7, 8 договора).
В связи с переименованием МУЗ "Родильный дом N 1" в муниципальное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" на основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом г. Братска от 13.09.2006 N 541, стороны заключили к договору дополнительное соглашение от 26.09.2006 N 1, в котором указали на переименование исполнителя.
Позднее, в соответствии с распоряжением департамента здравоохранения администрации г. Братска от 26.10.2011 N 37 муниципальное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" реорганизовано в муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" муниципального образования города Братска.
Исполняя обязательство по договору в период с января по декабрь 2010 года Учреждение оказало услуги лечебно-профилактической помощи. В подтверждение факта оказания спорных услуг истцом представлены сводные реестры по реестрам отделений стационара и поликлиники Учреждения: за январь 2010 года, за февраль 2010 года, за март 2010 года, за апрель 2010 года, за май 2010 года, за июнь 2010 года, за июль 2010 года, за август 2010 года, за сентябрь 2010 года, за октябрь 2010 года, за ноябрь 2010 года и за декабрь 2010 года, всего на сумму 2 276 001 рубль 84 копейки. Неисполнение ответчиком обязательств по оплате за данные услуги в размере 1 356 917,40 руб. послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с иском.
Способы реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1.
В силу статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 N 811 утверждена Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год определены нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи и объемов медицинской помощи, которые не ограничены объемом финансирования лечебных учреждений по программе обязательного медицинского страхования.
Разделом 3 Программы_ предусмотрено финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования базовой программы обязательного медицинского страхования как составной части Программы, которая включает первичную медицинскую помощь, в том числе - беременность, роды, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
Таким образом, источником финансового обеспечения медицинской помощи при беременности, родах, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающих у детей в перинатальный период в силу прямого указания Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год являются средства обязательного медицинского страхования.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 N 811 в спорный период действовала Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Иркутской области на 2010 год.
Согласно пункту 19) Приложения N 1 "Медицинские организации (обособленные подразделения медицинских организаций), функционирующие в системе обязательного медицинского страхования в Иркутской области" к Территориальной программе_. муниципальное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" (гинекология) отнесено к медицинским организациям, функционирующим в системе обязательного медицинского страхования в Иркутской области.
В этой связи, финансирование оказанной женщинам г. Братска и Братского района в 2010 году истцом медицинской помощи в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальном периоде, в (на) отделениях (койках) должно было осуществляться в силу прямого указания Раздела 3 Программы_ за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 25 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Иркутской области на 2010 год оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальном периоде, в (на) отделениях (койках) муниципальных учреждений здравоохранения Иркутской области в соответствии с приложением 8 осуществляется за счет средств бюджета муниципальных образований.
Среди поименованных в приложении N 8 Территориальной программы_ "Областные государственные учреждения здравоохранения, муниципальные учреждения здравоохранения Иркутской области (их подразделения) и мероприятия, финансируемые из областного бюджета и местных бюджетов" учреждений здравоохранения такое медицинское учреждение как "Перинатальный центр" не значится.
В данном приложении также указано, что к муниципальным учреждениям здравоохранения Иркутской области, финансируемых из местных бюджетов отнесены родильные дома (отделения), включая отделения (палаты) для новорожденных, акушерские отделения. Согласно Уставу муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" муниципального образования города Братска оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальном период, отнесено в видам медицинских услуг, оказываемым учреждением.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что не исключается финансирование названных видов деятельности медицинских услуг, оказываемых соответствующими подразделениями (отделениями) Перинатального центра, за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, в случае заключения соответствующего договора.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что поскольку требование истца основано на условиях заключенного 01.01.2005 между сторонами договора N 15 на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) гражданам Братского района, то в силу указаний кассационной инстанции и условий договора истец должен подтвердить факт согласования с ответчиком тарифов, виды и объемы оказываемой помощи, а также факт сдачи-приемки услуг заказчику, поскольку обязанность по оплате возникает по смыслу статей 779-781 Гражданского кодекса РФ только при подтверждении факта оказания услуг и приемке их заказчиком.
За представленными истцом в качестве доказательства объемов и стоимости оказанных заказчику в 2010 году медицинских услуг сводные реестры по реестрам отделений стационара и поликлиники учреждения: за январь 2010 года, за февраль 2010 года, за март 2010 года, за апрель 2010 года, за май 2010 года, за июнь 2010 года, за июль 2010 года, за август 2010 года, за сентябрь 2010 года, за октябрь 2010 года, за ноябрь 2010 года и за декабрь 2010 года, всего на сумму 2 276 001 руб. 84 коп. и помесячные реестры на оплату медицинских услуг, оказанных в стационарном отделении ЛПУ жителям Братского района МУЗ "Перинатальный центр" с августа по декабрь 2010 года и апреле 2010 года, подписанные представителями истца и муниципальным учреждением здравоохранения "Центральная районная больница"; помесячные Акты проверки реестров, подписанные зам.гл.врача истца и районным акушером-гинекологом.
Сводные реестры по реестрам отделений стационара и поликлиники учреждения составлены в одностороннем порядке без участия заказчика. Доказательств, что лица, подписавшие данные реестры являются уполномоченными лицами на принятие выполненных работ/услуг от имени ответчика не представлено. В данных реестрах не указаны тарифы, согласно которым была рассчитана стоимость оказанных медицинских услуг, что не позволяет проверить правильность произведенного расчета; не указаны виды оказанных медицинских услуг, что исключает возможность проверить отнесены ли эти медицинские услуги к услугам, финансируемым из местного бюджета.
Истцом также не доказан факт согласования тарифов на оказание медицинских услуг. К письму от 25.01.2010 N 10 приложен расчет 1 койко-дня на оказание медицинской стационарной помощи женщинам Братского района в МУЗ "Перинатальный центр". Вместе с тем, не приложены документы подтверждающие обоснованность расчета. Учитывая, что Перинатальный центр оказывает медицинские услуги, оплачиваемые не только из местного бюджета, необходимо было представить расчет именно по медицинским услугам, оплачиваемым из местного бюджета.
Ссылка на то, что признание задолженности подтверждает факт оплаты оказанных услуг, в ответ на претензию ответчик не отрицал имеющейся задолженности, а указал, что при поступлении дополнительных средств в бюджет просроченная задолженность будет погашена, не может быть принята во внимание. Из платежных поручений следует, что оплата производилась по счетам. Однако в деле счета отсутствуют. Из имеющихся в материалах актов сверки невозможно установить за какой период образовалась задолженность. В письме от 18.06.2012 ответчик подтверждает задолженность только по исполнительному листу АСN 001721952 от 30.06.2010.
Учитывая, что истец не доказал согласование тарифов на оказанные им медицинские услуги с заказчиком, факт сдачи услуг непосредственно заказчику по предусмотренной условиями договора процедуре, суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.07.2013, принятое по делу N А19-15512/2012, оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Братский перинатальный центр" без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.