г. Москва |
|
20 сентября 2013 г. |
Дело N А40-18456/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Банина И.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калининым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Клинтеплоэнергосервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2013 по делу N А40-18456/13, принятое судьей Е.А. Хайло (шифр судьи 19-181),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Клинтеплоэнергосервис" (ОГРН 1045003955754, ИНН 5020039630, дата регистрации 24.08.2004 г.)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Москва" (ОГРН 1035002001594, ИНН 5009033419, дата регистрации 04.02.2003 г.)
об изменении условий договора,
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Щербакова М.В. доверенность б/н от 27 декабря 2012 года;
ответчика: Тамурка Д.Ш. доверенность N 155 от 13 мая 2013 года.
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ заявления, общество с ограниченной ответственностью "Клинтеплоэнергосервис" (далее - истец) обратилось с иском в Арбитражный суд г.Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Москва" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа, где истец просит:
-принять пункта 3.2 договора поставки газа N 61-4-2865/13 от 15.10.2012 г. в следующей редакции: "При перерасходе газа свыше максимального месячного объема Покупателем Поставщик вправе проводить принудительное ограничение поставки до объема потребления, обеспечивающего по итогам месяца соответствие поставки газа месячным договорным объемам по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом Покупателя и органов исполнительной власти субъектов РФ";
-статью 3 договора поставки газа N 61-4-2865/13 от 15.10.2012 г. дополнить п. 3.9 следующего содержания: "Поставщик не вправе ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю в случаях, если такое ограничение/прекращение приведет к ограничению/прекращению подачи соответствующих топливно-энергетических ресурсов (энергии) конечным потребителям Покупателя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы (энергию);
- пункт 5.5 договора поставки газа N 61-4-2865/13 от 15.10.2012 г. принять в следующей редакции "Расчеты за поставку газа по итогам отчетного периода (месяц поставки) производятся Покупателем в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, в следующем порядке: пропорционально топливному показателю (газа) на технологические цели в необходимой валовой выручке в соответствии с экспертной оценкой об установлении тарифа на тепловую энергию Покупателя, исходя из размера фактических поступлений денежных средств Покупателю за отопление и ГВС. Указанный размер фактических поступлений денежных средств Покупателю за отопление и ГВС за отчетный период подтверждается Покупателем посредством предоставления Поставщику отчета по утвержденной сторонами форме либо оборотно-сальдовой ведомости по счету 50 и 51".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2013в в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Москва" (поставщик) направил в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Клинтеплоэнергосервис" (покупатель) проект договора N 61-4-2865/13 от 15.10.2012 г. на поставку природного газа.
По итогам рассмотрения проекта договора поставки газа, покупатель не согласился с рядом условий, вследствие чего данный проект договор поставки газа подписал с протоколом разногласий по пунктам 2.7, 3.2, 5.3, 5.5, статье 3.
В свою очередь поставщик с условиями, изложенными покупателем в протоколе разногласий не согласился, о чем информировал покупателя письмом от 21.12.2012 г. N АИ-295.
Суд первой инстанции правильно установил, что договор поставки газа, по которому возникли разногласия является публичным договором и в силу п. 4 ст. 426 ГК РФ к таким договорам Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162 утверждены Правила поставки газа (далее - Правила), которыми определяются отношения между поставщиками и покупателями газа.
Согласно п. 5 Правил поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
В связи с тем, что протоколом согласований разногласий ответчик отказался принять ряд условий договора поставки газа, предлагаемых истцом по протоколу разногласий, истец согласно абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ, как сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Разногласия между истцом и ответчиком при заключении договора поставки газа возникли по пунктам 3.2, 3.9, п.5.5 договора.
Истец настаивает на принятии пункта 3.2 договора в следующей редакции: "При перерасходе газа свыше максимального месячного объема Покупателем Поставщик вправе проводить принудительное ограничение поставки до объема потребления, обеспечивающего по итогам месяца соответствие поставки газа месячным договорным объемам по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом Покупателя и органов исполнительной власти субъектов РФ".
Правила поставки газа в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162.
Согласно пункту 3 названных Правил, среднесуточная норма поставки газа - это объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца.
При перерасходе газа покупателем поставщик вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 15 Правил поставки газа), что и отражено в п. 3.2. договора в редакции, предложенной ответчиком.
Истец просит дополнить п. 3.9 договора, указав: "Поставщик не вправе ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю в случаях, если такое ограничение/прекращение приведет к ограничению/прекращению подачи соответствующих топливно-энергетических ресурсов (энергии) конечным потребителям Покупателя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы (энергию).
На основании п. 34 Правил поставки газа в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ N 162 от 05.02.1998 г.) поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством РФ (это организации, финансируемые из федерального бюджета, деятельность которых связана с обеспечением государственной безопасности, и к которым Истец не относится).
На основании п. п. 3, 4 указанного Порядка при неоплате потребителем поданных ему топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, газоснабжающая организация предупреждает потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон.
Действующее законодательство также предусматривает возможность энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, и последнее допускает неоднократное нарушение сроков оплаты (ст. 546, ст. 523 Гражданского кодекса РФ).
Прекращение поставок газа предприятиям - должникам осуществляется в строгом соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 г. N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", (далее - Порядок) содержащее, в том числе, льготный порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа, распространяющийся на объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Ограничение подачи тепловой энергии с соблюдением требований Порядка прекращения или ограничения, исключает квалификацию действий поставщика энергоресурсов как нарушение Федерального закона "О защите конкуренции". Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Определение ВАС РФ от 09.08.2011 г. N 10282/11 по делу N А53-23571/10, Определение ВАС РФ от 07.10.2010 г. N ВАС-13075/10 по делу N А15-945/08).
Истец просит принять п.5.5 договора в следующей редакции "Расчеты за поставку газа по итогам отчетного периода (месяц поставки) производятся Покупателем в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, в следующем порядке: пропорционально топливному показателю (газа) на технологические цели в необходимой валовой выручке в соответствии с экспертной оценкой об установлении тарифа на тепловую энергию Покупателя, исходя из размера фактических поступлений денежных средств Покупателю за отопление и ГВС. Указанный размер фактических поступлений денежных средств Покупателю за отопление и ГВС за отчетный период подтверждается Покупателем посредством предоставления Поставщику отчета по утвержденной сторонами форме либо оборотно-сальдовой ведомости по счету 50 и 51".
Согласно п. 29 Правил поставки газа в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162, цены на газ устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 30 Правил, поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.
Пунктом 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 утвержден Порядок расчетов за тепловую энергию и природный газ.
Указанный порядок, разработанный в соответствии с пунктом 2 статьи 544 ГК РФ, устанавливает правила расчетов за тепловую энергию и природный газ между поставщиками тепловой энергии и природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) тепловой энергии и природного газа (пункт 1 Порядка расчетов).
Порядок расчетов, предложенный Поставщиком в договоре, соответствует Порядку расчетов за природный газ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 и не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, на которые ссылается Истец.
Ответчик включил в договор условие о том, что расчеты за поставку газа по итогам отчетного периода производятся Покупателем в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Данный порядок является льготным, поскольку общие нормы, установленные в Порядке расчетов за тепловую энергию и природный газ (в редакции утв. постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. N 816), устанавливают требования о частичном авансировании поставляемого газа.
Предложенный истцом порядок расчетов повлечет нарушение договорных обязательств поставщиком перед своим оптовым поставщиком газа, поскольку ООО "Газпром межрегионгаз Москва" не производит и/или не добывает газ.
Включение в договор условия о полных расчетах до 25 числа месяца, следующего за поставкой, не противоречит действующему законодательству РФ.
Пункты Договора, которые просит изменить истец, являются типовыми для всех договоров поставки газа, заключаемых с потребителями Ответчика, поскольку договор поставки газа в силу ст. 426 ГК РФ является публичным. Данные условия не противоречат закону, не нарушают прав сторон договора. В силу ст. 426, 539, 548 ГК РФ поставщик не имеет права оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении условий договора. Следовательно, с учетом ст. 421, 422 ГК РФ, при оспаривании условий публичного договора контрагент организации, обязанной заключить договор, должен доказать их несоответствие требованиям закона или иных нормативно-правовых актов.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 29.05.2013.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 г. по делу N А40-18456/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Клинтеплоэнергосервис" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18456/2013
Истец: ООО "Клинтеплоэнергосервис"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Москва"